Открытый классный час «Терроризм: его истоки и последствия».

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Открытый классный час «Терроризм: его истоки и последствия».

Материал туралы қысқаша түсінік
Сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении; акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов;
Материалдың қысқаша нұсқасы

КГУ «Школа-лицей №5»

ФИО педагога

Кошетова Г.Ж.

Дата:

29.11.2024

Класс: 10Б

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема классного часа

«Терроризм: его истоки и последствия».

Цели классного часа

Сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении; акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов; ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта (памятка каждому учащемуся).

Ход классного часа

Этап классного часа/ Время

Действия педагога

Ресурсы

Начало классного часа

7 мин

Организационный момент.

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы».

Классный руководитель:

Термин «терроризм» вошёл в употребление ещё в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции.

В современной литературе под терроризмом понимают:

а) политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;

б) метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашённых ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, и т. д. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолётов.

Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне не мотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало, лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов - им стали рядовые граждане - случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрёл самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.

С 1970-х гг. широко используется термин «международный терроризм», определение которому даёт проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН. 1 В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.

К крупным терактам конца 1990 - начала 2000-х гг. можно отнести газовую атаку нервнопаралитическим газом зарин в Токийском метро в марте 1995 г. (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек), взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 г. (погибло 168 человек), взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 г. (погибло 300 человек), атака захваченных террористами самолётов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. (погибло более 3 тыс. человек), захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 г. (погибло 130 заложников), взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 г. (погибло 189 человек, ранено 300), взрывы в Грозном декабрь 2002 г. (число жертв 60 человек), в Моздоке август 2003 г. (погибло 49 человек) и захват заложников в школе североосетинского города Беслан 1-3 сентября 2004 г. (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети). Страшно подумать, что этот список может быть продолжен…

Презентация























Видеоролик

Середина классного часа

23 мин

С сожалением приходится признать: мы живём в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребёнок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.

Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад («священная война»), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся «живыми бомбами» - обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.

Послушайте историю одной такой несчастной жертвы.

«О Зое я узнал от своего друга, работающего в силовых структурах Белоруссии. Зоя говорит по-русски с лёгким акцентом, но сразу и не поймёшь, откуда она родом. Ко­нечно, внешность всё равно вы­даёт её южное происхождение, но видно, что она старательно борется с этим.

Ещё несколько лет назад Зою звали другим именем и жи­ла она на Кавказе. Отец был вра­чом, мать - учительницей. Вос­питание Зои было соткано из противоречий: кавказское под­чинение мужчине смешивалось с чтением книг о Екатерине II и Софье Ковалевской.

Когда началась первая че­ченская, отец не остался в сто­роне. Больше из чувства вра­чебного долга, нежели из по­литических пристрастий, он спасал раненых боевиков. Именно из-за этого ему пришлось, потом скрываться от федералов.

Зоя мало понимала, что происходит вокруг, предпочи­тая спасаться от всего этого в книгах. Зато её старший брат Аслан полностью попал под влияние боевиков. Он прошёл лагеря подготовки, где стал на­стоящим чеченским волком. С его возвращением жизнь их се­мьи стала адом. Аслан заявил родителям, что в них силён дух неверных, и он намерен поло­жить этому конец. Когда отец попытался что-то возразить, Аслан избил его. После чего сжёг любимые книги Зои, оста­вив дома только религиозную литературу.


Учитель: продолжите дальше рассказ: что произошло в судьбе Зои


Когда пришли русские, Ас­лан с отрядом ушёл в горы. На это время семья успокоилась, мечтая лишь об одном - чтобы брат как можно дольше не появ­лялся. Вместе с русскими в селе­ние вернулись и атрибуты евро­пейской жизни - Зоя достала себе косметику, модную одеж­ду, кассеты с русской эстрадой. Ей исполнилось семнадцать лет и меньше всего хотелось вести тот образ жизни, который про­поведовал Аслан.

Когда брат снова появился в селении, он заявил, что выдаст сестру за­муж за боевика из своего отря­да. Свадьба получилась какой-то странной: Зою не отвезли в дом жениха, а оставили с родителями. Даже первой брачной ночи не было, только обряд. Зоя этому не огорчилась, скорее наоборот. Она только не понимала, зачем это было нуж­но брату. Аслан объяснил это через два месяца. Придя до­мой, он заявил сестре:

- Твой муж погиб в бою. Ты отомстишь за него.

Так Зоя навсегда уехала из родного дома. Дальше был ла­герь подготовки, где занима­лись такие же, как она, вдовы боевиков. Её учили водить ма­шину, стрелять, обращаться со взрывчаткой. И каждый час, каждую минуту твердили, что её судьба - «умереть во имя Ал­лаха».

Инструкторы знали своё дело. Скоро Зоя почувствовала: ей всё равно, что с ней будет, она выполнит всё, что скажут. В таком состоянии женщин привезли в небольшой чечен­ский город. Зою и ещё одну де­вушку оставили в подчинении боевика по имени Шамиль, а её брат Аслан с другими женщина­ми поехал дальше.

Их поселили в какой-то квартире и продолжали обраба­тывать. Однажды её напарницу увезли. Охранять Зою оставили одного боевика, который через некоторое время тоже куда-то ушёл, заперев дверь. Зоя бежать не собиралась. Она бесцельно ходила по квар­тире, пока не набрела на пульт от видеомагнитофона, который машинально включила. На кас­сете оказалась запись концерта популярной российской деви­чьей группы - боевики не брез­говали расслабляться при помощи вражеской культуры.

Зоя, смирившаяся с неиз­бежной смертью, испытала шок. Она смотрела на экран, и откуда-то из глубин её сознания стало прорываться наружу ост­рое желание жить. Она отчётли­во поняла, что скоро превратит­ся в кучку кровавых ошмётков, и заметалась по квартире. В этот момент начал открываться дверной замок. Зоя схватила первый попавшийся предмет (им оказалось хорошо знакомое оружие русских женщин - ско­ворода) и обрушила его на го­лову входящего. Когда вернувшийся охранник без сознания рухнул на пол, она выбежала вон.


Учитель: Как вы думаете, что дальше могло произойти в судьбе девушки


До вечера девушка броди­ла по улицам, пока её не задер­жал патруль федералов. Позже Зоя узнала, что её напарница взорвала себя в этот день, в ре­зультате чего среди военных были убитые и раненые. Она сразу начала расска­зывать следователю всё, что знала. Удивлённый этим, офи­цер спросил её о причине её откровенности. Зоя честно ска­зала:

- Просто я очень хочу жить!

Она выдала и Шамиля, и брата. Шамиль, искавший бег­лянку по всему городу, был аре­стован на следующий день. Ас­лана же обнаружили через не­делю. Он не сдался, пока его не изрешетили пулями. Когда Зою возили на опознание, она не по­чувствовала никакого горя, только облегчение. Когда Ша­миль увидел беглянку на суде, он пришёл в ярость, грозил рас­правой. Но Зоя дала все необ­ходимые показания.

После процесса Зоя забо­лела. Ей казалось, что у неё лёг­кая простуда, но врачи настоя­ли на обследовании в Москве. Там она лежала в отдельной па­лате целую неделю, пока од­нажды ночью её не отвезли на вокзал и не посадили в поезд.


Учитель: Как вы думаете, что могло дальше произойти в этой истории?


На следующий день Зоя с со­провождающим оказалась в Минске.

Здесь сопровождающий объявил ей, что, согласно доку­ментам, она умерла в Москве и была кремирована. - Это всё, что мы можем для тебя сделать, - сказал он, - теперь тебя зовут Зоей и у тебя совсем другая биография. Про­шлой жизни больше нет.

Зою поручили семейной паре, которая помогала осваи­ваться в новой жизни. Они не задавали лишних вопросов, и Зою это устраивало. Позже по­могать Зое стал мой знакомый, с которым они подружились.

- Знаете, - говорит Зоя, - я действительно стала другой. У меня сегодня такая жизнь, о ко­торой я и не мечтала. Я одева­юсь так, как хочу, дружу, с кем хочу, у меня есть любимый че­ловек! Я учусь в институте. Для одних я умерла, и это хорошо: мне всё равно не простили бы предательства брата. Не осуж­даю тех, кто живёт по тем зако­нам, но сама рада, что освобо­дилась от этого.

Зоя извинилась, сказав, что опаздывает на лекции. Мы попрощались, и она ушла твёр­дой и уверенной походкой жен­щины, у которой в жизни всё хо­рошо.


...Имя «Зоя» является ус­ловным. Настоящее имя, кото­рое она носит сегодня, героиня материала просила не назы­вать».

Андрей Петровчик. «Девушка, которая должна была нас взорвать». «Моя семья», №47, 2004 г.


Понимаете ли, теперь, насколько жестоки эти люди, не жалеющие даже своих сестёр? Никого им не жаль – ни мужчин, ни женщин, ни беззащитных детей.


Конец классного часа

10 мин










Просмотр видеоролика «Терроризм: его истоки и последствия»


Работа в группах:

  1. Охарактеризуйте человека-исполнителя терактов

  2. Что делать, чтобы не стать жертвой теракта

  3. Что делать, если вы обнаружили подозрительный предмет

  4. Что нужно делать, если вы оказались среди заложников.


С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И мы, как никогда, должны быть одним целым, как единый кулак. Мы должны все объединиться, должны быть солидарны, понимать друг друга, прощать друг друга, быть терпимыми друг к другу. Идти по жизни вместе, а не как лебедь, рак и щука. Должны быть сплочены и в мыслях, и в деле. Ведь в единстве - сила. И тогда, как мне кажется, никакого терроризма не будет в мире.

И сегодня каждый человек, и взрослый, и ребенок должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.

Видеоролик «Терроризм: его истоки и последствия»


Рефлексия

5 мин

ЭТО СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ:

Каждый житель нашей страны может и должен внести свой вклад в борьбу с терроризмом

Как может бороться с терроризмом подросток?

Обучающиеся отвечают и аргументируют свой вариант ответа.

-  Ребята, перед вами лежат памятки, в которые вы всегда сможете заглянуть и принять правильное решение.

Пусть вы еще неопытны, но вы уже можете внести свой вклад в спасение чьей-то жизни. Будьте внимательны, бдительны, расширяйте кругозор, не поддавайтесь сладким речам и подаркам незнакомых людей. Каждый из вас уже гражданин нашей большой и необъятной страны в ваших руках ее мирное и процветающее будущее. Терроризм - всемирное зло, но оно будет победимо!

Карточки, памятки







1



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
14.01.2025
146
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі