Автобиография как жанр официально-делового
стиля речи
(на примере 10
класса)
Цель:
-
изучение особенностей жанра официально-делового
стиля речи на примере автобиографии;
ХОД
УРОКА
1. этап -
Мотивация.
Когда я готовилась к нашему уроку, я думала о
том, какие вы, мои ученики. Бесспорно, что в «я» каждого из вас,
таком многоликом, интересном, в разные периоды жизни важным
становится разное.
Давайте представимся друг другу. Я – учитель………….
А вы? Мне тоже интересно ваше «я». Я знаю, что все вы ученики. А
чем вы еще занимаетесь помимо учебы? Например, я – любитель
танцевать. А ты? (Ответы
учащихся).
Значит, всё вместе: отношение к учебе, ваши занятия вне школы, ваш
характер – составляют ваше «я». Мне приятно, что мы будем работать
вместе.
Посмотрите на эпиграф
(запись на доске)
к
нашему уроку: «Познай самого себя и через это познай мир». Великий
мыслитель древности Сократ призывал: познай не вообще человека или
людей, но познай именно самого себя — свое место в жизни, свой
внутренний мир.
Познай самого себя… Я думаю, нет необходимости
говорить вам, что это сложный процесс, и порой не хватает жизни,
чтобы это сделать.
2. этап- Выход на тему.
Целеполагание.
По
этому поводу русский писатель и философ Василий Розанов писал:
«Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно
прочитать, - это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее
прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана,
правда?
Скажите: в какой литературной форме можно описать
события собственной жизни?
(Учащиеся называют жанры, открывается слайд№1 с
названиями жанра.)
Это
дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год
—
вспомним, например, дневники Л.Н.
Толстого.
Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно:
помогает он лучше
узнать себя? (Ответы
учащихся).
Жанр автобиографии связан с самопознанием,
открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том,
как составляется автобиография, если мы не собираемся писать
мемуары? Где мы можем применить свои знания? Кто-то из вас уже
писал автобиографию? В какой ситуации вам потребовались знания о
том, как писать автобиографию? (Ответы
учащихся).
Большинство из вас еще не столкнулись с этим
жанром официально-делового стиля речи, и я предлагаю вам сегодня
изучить правила написания автобиографии и самим написать
автобиографию, чтобы заглянуть в себя.
Чем
глубже и интереснее человек, тем интереснее его автобиография, в
которой он предстает не как пассивный регистратор событий, а как
личность, как человек своего времени. Вспомните летописи. Какова их
цель? Почему мы их читаем? Например, «Повесть временных лет».
Летописец не пассивный регистратор, а человек заинтересованный,
дающий оценки тем событиям, о которых
пишет.
Как
же быть? Каков критерий биографии? Возникает вопрос: какими бывают
биографии? Попробуем с этим разобраться.
Для
успешной и эффективной работы предлагаю разделиться на две группы.
Условно назовем группы №1, №2
3. этап-Изучение структуры автобиографии.
Работа в группах.
Выявление различий литературной и служебной
автобиографии на основе сопоставительного анализа
текстов.
Обратите внимание на определение термина
- автобиография
(от
греч. autos - сам, bios ~ жизнь, grapho - пишу) - прозаический жанр; как правило,
последовательное описание автором собственной
жизни.
Итак, ребята, наша задача выявить различие
литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного
анализа текстов. Перед вами тексты карточек №1 и №2 прочитаем их.
Почувствовали ли вы, что тексты разные, хотя об одном и том же?
Итак, задание для учащихся первой группы. Перед вами таблица и
текст карточки №1. Что бы я хотела от вас услышать? Определите по
таблице отличия литературной автобиографии от служебной и докажите,
что текст карточки №1 – это литературная автобиография. Работаете
на листах рабочей тетради по алгоритму, указанному в нем. В конце
ваших наблюдений лидер группы должен представить ответ. Желаю
удачи, можете приступать к работе.
Учащиеся второй группы, вы так же работаете с
сопоставительной таблицей и текстом карточки №2 на листах рабочей
тетради. Ваша задача: доказать принадлежность данного текста к
служебной автобиографии, придерживаясь алгоритма, указанного на
листе. Лидер вашей группы должен представить отчет о наблюдениях.
Желаю удачи, можете приступать к работе.
(На работу вам отводится 7
минут).