Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Открытый урок. А.П. Чехов "Толстый и тонкий". 1 курс
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ТУРКЕСТАНСКИЙ ВЫСШИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ, АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
2020-2021 учебный год
План урока №19
Модуль/ наименование дисциплины |
Русский язык и литература |
Тема урока |
А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Степени сравнения прилагательных. |
Педагог |
Абдирова Гульжан Амирхановна |
Курс |
1 |
Группа |
М9-201 |
Дата проведения урока |
11.12.2020 г. |
Тип урока |
Практический |
Цель урока или результаты обучения |
-познакомиться с рассказом А.П. Чехова «Толстый и тонкий»; -узнать, что такое художественная деталь; - развить умение находить художественную деталь в тексте, определять ее роль в создании образа и в раскрытии авторского замысла в целом; - развить навык анализа эпического произведения; - сформировать отрицательное отношение к таким человеческим порокам, как подхалимство, низкопоклонство и нездоровое чинопочитание.
|
Критерии оценивания |
- умение анализировать эпическое произведение, находить в тексте художественные детали и определять их роль; - умение находить в тексте требуемую информацию, умение устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте деталей, делать выводы на основе наблюдений);
|
Перечень профессиональных умений, навыков, осваиваемых обучающимися в ходе учебных занятий. |
Анализ, обобщение, оценка |
Учебно-методические пособия, литература |
презентация, раздаточный материал, портрет писателя; |
Технические средства, материалы |
Интерактивная доска, презентация |
Ход урока |
|
Этапы урока |
|
1 Организационный момент: 2 мин. |
Подготовка учащихся к уроку. Психологический настрой на урок. Здравствуйте, мои дорогие! Предлагаю вам поздороваться друг с другом продолжив по очереди фразу: "Здравствуй, я рад(а) тебя сегодня видеть здесь потому что ..."
|
2. Подготовительный этап к объяснению нового материала(прогнозирование новой темы) 3 мин. |
Перед каждым из вас лежат два конверта с карточками. В первом конверте карточки с фамилиями писателей, во втором – с изображениями и названиями городов, сёл, усадеб и т.д., которые тем или иным образом связаны с этими литераторами. Ваша задача – соединить писателя и место. Будьте внимательны: в первом конверте карточек меньше, чем во втором. А это значит, какая-то местность пока останется без жителя. (Проверка. Ребята озвучивают результаты, учитель на доске прикрепляет карточки писатель и место: Л.Н. Толстой – Ясная Поляна, А.С. Пушкин – Михайловское, С.А. Есенин – Константиново, И.С. Тургенев – Спасское-Лутовиново, Н.В. Гоголь – Великие Сорочинцы, М.Ю. Лермонтов – Кавказ, В.Г. Короленко – Житомир. Остается г. Таганрог). Итак, у нас остался город Таганрог. Кто знает, где расположен этот город и чем он примечателен? А кто-нибудь из вас помнит, с именем какого писателя связано это место? . Да, действительно, в этом городе в 1960 году родился Антон Павлович Чехов, автор множества пьес, повестей и юмористических рассказов. С какими рассказами А.П. Чехова вы уже знакомы? Знаете ли вы, что сам писатель о своих рассказах отзывался так: «Они смешные, но невеселые»? Именно эта фраза станет эпиграфом к нашему уроку. И сегодня, познакомившись с рассказом А.П. Чехова «Толстый и тонкий», вы постараетесь объяснить, какой смысл автор вкладывал в данные слова. Как вы думаете, что вам нужно будет сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок? (Ответы учащихся).
|
3. Объяснение нового материала 15 минут |
Знакомство с биографией писателя. Нравственное становление А.П. Чехова. Презентация слайдов. Знаете ли вы, что Чехов был не только писателем, но и врачом? Он окончил медицинский факультет Московского университета и на протяжении всей своей жизни занимался врачебной практикой, причём делал это абсолютно бесплатно! Без всякого вознаграждения он работал даже во время эпидемии холеры! Кроме того, Антон Павлович активно занимался благотворительностью. Когда из-за сильной засухи в Воронежской и Нижегородской губерниях наступил голод, он организовал в своем имении сбор средств. Чехов внес большой вклад и в развитие родного Мелихова: на его деньги были построены три школы, пожарный барак и колокольня. О каких чертах характера писателя говорят эти поступки?
|
4. Закрепление нового материала 20 минут |
Выразительное чтение и первичное осмысление рассказа «Толстый и тонкий»
- Ребята, сегодня мы с вами
будем анализировать рассказ - Мы прочитали рассказ под названием «Толстый и тонкий». Как вы объясните смысл заглавия? Какое художественное средство лежит в его основе? Каким показался вам рассказ смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Как вы думаете, какой человечески порок осмеивает А.П. Чехов в своем произведении? Система образов в рассказе. Роль художественной детали. Работа в группах. Литературоведы называют А.П. Чехова мастером художественной детали. В рассказе «Толстый и тонкий» его мастерство проявилось в полной мере. (Сообщения учащихся). Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или художественное значение. Художественная деталь способна заменить целый ряд подробностей. Например, в рассказе А.П. Чехова «Хирургия» отношение дьячка Вонмигласова к вере и к его сану можно понять по одной-единственной детали: не найдя иконы в кабинете врача, он крестится на бутыль с карболовым раствором. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь может быть портретной, словесной, психологической, предметной, пейзажной и т.д. - Хорошо, большое спасибо! Ребята, сейчас вас предстоит выполнить работу в группах. Задача каждой группы – раскрыть характер одного из героев и выяснить, какие художественные детали использовал А.П. Чехов для создания его образа. 1-я группа. Образ тонкого. Роль детали в его изображении. 2-я группа. Образ толстого. Роль детали в его изображении. 3-я группа. Образ Луизы и Нафанаила. Роль детали в их изображении. Но, прежде чем вы начнете работу, давайте обратимся к раскрыть характеры и социальное положение персонажей. Херес – сорт дорого вина. Флер-д'оранж – цветочный одеколон. Навьючить – нагрузить (животное) вьюками. Навьючить ишака. Навьючить караван верблюдов. // Нагрузить (человека) какой-либо ношей.
Лютеранство – христианское протестантское вероисповедание, возникшее в
Германии в 16 веке в словарикам, которые лежат на ваших столах, и
познакомимся с лексическим значением непонятных слов. Все они тем
или иным образом помогают понять замысел автора, позволяют
противовес католицизму; основатель – Мартин
Лютер. Эфиальт (предатель) – сын Эвридема, который во время Фермопильского сражения указал персам тайный обходной путь, что привело к гибели большого количества спартанцев. Коллежский асессор – один из младших рангов чиновников Статский советник – ранг чиновника среднего звена; Тайный советник – один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии. Орден Святого Станислава – орден, самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников. Вопросы для первой группы Найдите портрет тонкого. Какие детали портрета свидетельствуют о низком социальном статусе героя? Почему А.П. Чехов назвал героя тонким? Почему в детстве его дразнили именно Эфиальтом? Как ведет себя тонкий в начале встречи? Что свидетельствует о его искренней радости? Как меняются портрет и речь тонкого к концу произведения? Почему тонкий представляет свою семью два раза? Что подтолкнуло его к лицемерию? Вопросы для второй группы Найдите портрет толстого. Какие детали портрета свидетельствуют о высоком социальном статусе героя? Почему А.П. Чехов назвал героя толстым? Почему в детстве его дразнили именно Геростратом? О каких жизненных устремлениях свидетельствует это прозвище? Как ведет себя толстый в начале встречи? Что указывает на его искреннюю радость? Как меняются портрет и речь толстого к концу произведения? Вопросы для третьей группы Найдите детали портрета жены и сына тонкого. Что автор подчёркивает этими деталями в характере героев? Прокомментируйте их имена. Почему тонкий подчёркивает, что его жена — лютеранка? ƒ Как ведёт себя сын? Какие жесты подчёркивают его рабское воспитание? ƒ Что изменилось в жене и сыне к концу рассказа? Как внутреннее состояние героев подчёркивается деталями внешности? Учащиеся выполняют групповую работу. Затем к доске выходят представители от каждой группы, делятся собранным материалом.
V. Итоговая беседа. Осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» - Молодцы, ребята! Вы все отлично поработали, а теперь давайте обобщим собранный вами материал. Скажите, как А.П. Чехов относится к героям своего рассказа? Как вы думаете, сочувствует ли он тонкому, его бедности? Кто в этой истории сохранил человеческое лицо: толстый или тонкий?
Над чем смеется А.П. Чехов в своем рассказе? Какой это смех? (Ответы учащихся) - Действительно, в рассказе происходит словно две абсолютно разных встречи: сначала герои встречаются как старые школьные друзья, а затем как два чина, причем один гораздо выше другого. Как только тонкий услышал, что его приятель дослужился до тайного советника, между героями пролегла непреодолимая пропасть. Тонкий «съежился, сгорбился, сузился», в нем сработала привычка, вырабатываемая годами: угождать тому, кто выше его по чину. Он больше не может держаться свободно, тонкий видит теперь не личность, а лишь мундир, чин и звание, хотя толстый искренне рад встрече, его не смущает общение с человеком более низкого статуса. Но поведение тонкого в итоге вызвало в толстом отвращение, он поспешил отвернуться от своего собеседника, хотя все же подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии. Мы привыкли, что писатели в своих произведениях сочувствуют именно простому, бедному человеку, жизнь которого наполнена множеством трудностей, но который, несмотря на притеснения со стороны вышестоящих, сохраняет свои лучшие качества. Но в данном рассказе все наоборот – человеческий облик сохраняет не «маленький человек», а высокопоставленное лицо. - Скажите, как можно назвать нравственный порок, который высмеивает А.П. Чехов в своем рассказе? (Подхалимство, низкопоклонство и чинопочитание). Встречали ли вы людей, ведущих себя подобным образом, в реальной жизни? В каких ситуациях? Какую реакцию вызвало у вас подобное поведение? Учитель. В начале урока мы говорили, что А.П. Чехов считал свои рассказы смешными, но невеселыми. Можете ли вы прокомментировать его точку зрения, опираясь на рассказ «Толстый и тонкий»? |
5. Домашнее задание 2 мин. |
- описать встречу толстого и тонкого от лица одного из героев (о чем он думает в этот момент, как объясняет свое поведение, что произошло после встречи и т.д.), используя прилагательные в сравнительной степени. |
6. Подведение итогов урока и рефлексия 3 мин. |
Итак, наш урок подошел к концу. Скажите, ребята, понравился ли вам рассказ «Толстый и тонкий»? Актуален ли он в наши дни? Захотелось ли вам прочитать и другие произведения писателя? Как вы оцениваете свою работу на уроке? |
Руководитель
методическим кабинетом: Н. Оспанова
Зав. кафедрой: А. Усипбекова
Педагог: Г. Абдирова