Актуализация
знаний
На доске закрепляется пустой
гекс
- Ребята, что это?
(Шестиугольник.)
- У него есть другое название – гекс. С его
помощью мы будем делать открытия на уроке русского
языка.
- У этого гекса есть имя.
Читайте…
На доске закрепляется гекс :«Члены
предложения».
- Какие члены предложения вы находили при
выполнении домашнего
задания?
На доске закрепляются гексы «Подлежащее» и
«Сказуемое».
- Что обозначает подлежащее?
- На какие вопросы отвечает
подлежащее?
На доске закрепляются гексы соответствующие
ответам.
- Что обозначает сказуемое?
- На какие вопросы отвечает
сказуемое?
На доске закрепляются гексы соответствующие
ответам.
- Проверим домашнее задание.
- Назовите подлежащее и сказуемое в первом
предложении, во втором и т.д.
- Поднимите руку, кто подчеркнул правильно
подлежащее и сказуемое.
- Подлежащее и сказуемое – это какие члены
предложения? (Главные члены.)
На доске закрепляется гекс «Главные члены
предложения»
- Прочитайте слова, которые вы не
подчеркнули.
- Если мы подчеркнули главные члены предложения,
то все остальные слова как бы вы назвали?
- Как вам понравится название второстепенные
члены предложения?
На доске пустой гекс заменяется гексом
«Второстепенные члены
предложения».
- Кто догадался, какая будет
сегодня
тема урока?
- Главные и второстепенные второстепенные члены
предложения.
-Что нам нужно знать о второстепенных членах
предложения?
Индивидуальная работа (дополнить
памятку)
Как находить подлежащее и сказуемое, то есть
____________________ предложения.
1. Найди слово, которое называет то,
_________________ говорится в предложении.
2. Проверь, отвечает ли это слово на вопрос
_______? или _______?
3. Найди слово, которое называет,
_____________________, о ком сообщается в
предложении.
4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы
_______________________.
5. Подчерки грамматическую основу
предложения.
Подлежащее ______________________
чертой.
Сказуемое
__________________________.
-На партах у каждой групы лежат гексы,
сгруппируйте гексы и выложите их к граням нужных
шестиугольников.
Приступаем к выполнению.
-Давайте проверим, что у вас
получилось.
Проверим:
Ярко светит солнце
– распространённое предложение.
По небу плывут лёгкие облака
– распространённое
предложение.
Поют птицы –
нераспространённое предложение.
Выглянул голубой подснежник
– распространённое предложение.
Побежали ручьи – нераспространённое предложение.
Смолой запахли душистые
почки –
распространённое предложение.
Наступила весна –
нераспространённое предложение.
-Молодцы, ребята, хорошо
поработали.
Физкультминутка - Игра «Австралийский
дождь»
Какие второстепенные члены предложения мы
знаем?
(на доске карточки - обстоятельство, определение,
дополнение)
Дополните предложения второстепенными
членами.
Спишите. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Задайте вопросы ко всем словам.
1. Поднимается ветер.
2. Застучали капельки.
3. Дождь усиливается.
4. Дождь утихает.
5. Выглянуло солнышко.
Слова для
справок: вдруг…сильный, бойко…дождя, весенний…резко,
мелкий…быстро, яркое
Лови ошибку:
1. Подлежащее выражается только именем
существительным.
(НЕТ. Может и другими словами и сочетанием слов).
(Валя с Галей пошли в театр. Они посмотрели интересный
спектакль)
2. Подлежащее и сказуемое не связаны между с
собой по смыслу.
(Связаны по смыслу и форме. Бабушка
приехала.)
3. Сказуемое в предложении может быть выражено
только глаголом.
(НЕТ. Именем сущ., прилаг., краткой формой имени
прилаг.)
Мой брат студент (сказуемое).
Зима будет холодная
(сказуемое)
Цветы красивы
(сказуемое)
4. Второстепенные члены связаны только с главными
членами предложения
(нет, но и друг с
другом)
На старых берёзах появилась нежная
листва.
5. Подлежащее и сказуемое являются
словосочетанием?
(нет, это предложение)
6. Распространенное предложение это предложение
без второстепенных членов предл-я (нет)
-
Что такое распространенное и нераспространенное
предложение?
|