Актуализация темы и цели
урока
2
мин
5
мин
|
Приветствие
учащихся
«Зарядка для
ума» отгадывание
ребуса
Знакомство с темой, целями
урока
Продолжаем изучать раздел «История и личность» и
знакомство с поэмой М. Шаханова «Отрарская поэма о
побежденном победителе, или просчет
Чингисхана»
Деление на
группы
«Чингисхан»
«Каирхан»
В конце урока мы ответим на
вопрос: Кого в поэме можно считать
победителем?
Опрос домашней
работы
Методом «Восточный базар»
сопоставляют года и
события
|
Приветствие.
Разгадывая ребус ученики
определяют тему и цели урока
История –тарих
-story
Город-қала-city
Герой-батыр-hero
Ученики
выбирая орнамент определяют название
своей группы
Запоминают
вопрос
дружно выполняют
задания
|
2
б
|
Презентация
Слайд 1,2,3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
|
Задание
6 мин
|
Прием «Выразительное
чтение текста»
1. Найдите строки, передающие связь поколений
и авторскую позицию.
«…О, гордый Отрар! В горле горечи
ком…»
Отвечают на
вопросы
-
Найдите описание хана Отрара –
Каира. Какие качества отличают его?
-
Почему, захватив и
разрушив город, Чингисхан говорит о поражении, что он имеет в
виду?
|
Выразительно
читают
Исследуют
художественный текст.
Отвечают на
вопросы
|
-безошибочное
чтение;
-точность воспроизведения
слов;
-правильно расставлена
интонация; 1
б
|
Слайд 9
Слайд
10
|
Задание
5
мин
4
мин
Работа над грамматической
темой СПП
Работа у
доски
8
мин
Закрепление 2
мин
|
Составление диаграммы
«Венна»
Каждая группа сначала
описывают каждого героя отдельно, затем находят общие
черты
Физминутка
«Лабиринт»
Дружно пройти
лабиринт
Изучение грамматической
темы урока
Упражнение 2 стр
107
Выпишите из текста поэмы простые и сложные
предложения
Ты слышишь, Отрар, то не
ветры поют,
То Азия плачет над пеплом
твоим
Ты смотришь с усмешкой,
хоть телом ослаб,
Как будто я твой не
владыка, а раб.
Приём “Додекаэдр”
Ответьте на
вопросы:
Сколько времени город Отрар находился в
осаде?
Кто был правителем
Отрара?
Назовите имя
предателя.
Какое историческое событие лежит в основе
поэмы?
Почему поэма называется “Просчёт
Чингисхана“?
Как бы вы определили основную мысль
произведения?
Назовите имена главных персонажей
отрывка.
Почему Чингисхан приказал доставить к нему
Каир хана и Карашокы?
Как Отрару удалось продержаться перед
несметным войском Чагатая целых шесть
месяцев?
Как сложилась бы судьба Отрара, если бы не
предательство Карашокы?
Поделитесь, как вы относитесь к Каирхану, к
Чингисхану, к Карашокы и к его отцу?
Кто является автором Отрарской
поэмы?
Примерный
ответ:
- Отрару удалось
продержаться перед несметным войском Чагатая целых шесть месяцев,
потому что на место погибших вставали женщины и
дети…
-Каирхан
-Если бы не
предательство Карашокы, город Отрар остался бы в целости, войско
сына Чингисхана отступило бы…
- В
Отраре по
приказу правителя города Каир-хана был уничтожен торговый караван
Чингисхана.
- Главные
персонажи отрывка: Чингисхан, Каирхан, Караджа отец, Карашокы.
- Чингисхан приказал
доставить к нему Каир хана и Карашокы, потому что хотел увидеть
бесстрашного человека, а предателя своего народа
наказать.
- Чингисхан и Каирхан
похожи друг на друга, тем что оба правители, мужественные, любят
свой народ, но один – победитель, другой -
побежденный.
- М.Шаханов
- К Каирхану отношусь с
восхищением, даже побежденный, не склонил голову перед Чингисханом,
Чингисхана не понимаю, Карашокы презираю, а его отца
уважаю.
|
Определяют особенность и сходство главных героев.
Каждая
группа дружно проводя линию проходят
лабиринт
Вспоминают правило
Различають простые и сложные
предложения
Выписывают ССП (салалас
құрмалас сөйлем)
и
СПП ( сабақтас құрмалас сөйлем)
Отвечают на
вопросы
|
-эмоциональное состояние
героев;
-выражает свое отношение к
героям;
-делает выводы о положительных и отрицательных
личности героев; 1
б
- выписывает простые и
сложные предложения.
-Выполняют
синтаксический разбор, составляют схемы
предложений.
1
б
За правильный
ответ
1
б
|
Слайд
11,
12
Слайд
13
Слайд
14
Слайд
15
Слад
16,
17
|