Материалдар / открытый урок М.Шаханов. «Отрарская поэма о побежденном победителе...»

открытый урок М.Шаханов. «Отрарская поэма о побежденном победителе...»

Материал туралы қысқаша түсінік
Бұл материалдың басқаларға көмегі тиеді, сабақ жүелі құрастырылған
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Қараша 2024
147
1 рет жүктелген
700 ₸
Бүгін алсаңыз
+35 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +35 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ФИО учителя:

Убайдуллаева Нодира Каримовна

Предмет/класс

Русский язык и литература, 9 класс

Название раздела

История и личность

Тема урока

М.Шаханов. «Отрарская поэма о побежденном победителе...»

Цели обучения

9.3.1.1 понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и не сплошных текстов;

9.4.2.1 излагать информацию прослушанного, прочитанного и / или аудиовизуального текста, творчески интерпретируя содержание;

9.5.2.1 использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения

Критерии оценивания

- различает главную, второстепенную и скрытую информацию текста;

- излагает информацию прослушанного и аудиовизуального текста, творчески интерпретируя содержание;

- использует простые и сложные предложения в речи.


Ход урока

Этапы урока Время

Действие учителя

Действие ученика

Оценка

(дескрипторы)

Ресурсы

Актуализация темы и цели урока

2 мин












5 мин

Приветствие учащихся

«Зарядка для ума» отгадывание ребуса


Знакомство с темой, целями урока

Продолжаем изучать раздел «История и личность» и знакомство с поэмой М. Шаханова «Отрарская поэма о побежденном победителе, или просчет Чингисхана»


Деление на группы

«Чингисхан»

«Каирхан»


В конце урока мы ответим на вопрос: Кого в поэме можно считать победителем?


Опрос домашней работы

Методом «Восточный базар» сопоставляют года и события

Приветствие.

Разгадывая ребус ученики определяют тему и цели урока

История –тарих -story

Город-қала-city

Герой-батыр-hero


Ученики выбирая орнамент определяют название своей группы


Запоминают вопрос



дружно выполняют задания



  • Разгадывают ребус;

  • Переводят на казахский и английский язык.

2 б










  • Правильно расставляют года и события 1 б

Презентация

Слайд 1,2,3






Слайд 4



Слайд 5



Слайд 6


Усвоение нового материала

5 мин.


Просмотреть видеофильм и ответить на вопросы по содержанию поэмы.


отвечают на вопросы

  1. Почему Чингисхан направил войска к городу Отрар?

  2. Как казнил Чингисхан Каирхана?

  3. Кто еще кроме солдат, принимал участие в защите города?


Смотрят видеофильм об Отрарской трагедии

  1. В Отраре по приказу правителя города Каир-хана был уничтожен торговый караван Чингисхана.

  2. Залили Каирхану в горло расплавленное серебро.

  3. в героической защите города участвовали дети, старики, женщины,

За каждый правильный ответ





Слайд 7




Слайд 8

Задание

6 мин


Прием «Выразительное чтение текста»

1. Найдите строки, передающие связь поколений и авторскую позицию.

«…О, гордый Отрар! В горле горечи ком…»






Отвечают на вопросы

  1. Найдите описание хана Отрара – Каира. Какие качества отличают его?

  2. Почему, захватив и разрушив город, Чингисхан говорит о поражении, что он имеет в виду?

Выразительно читают









Исследуют художественный текст.

Отвечают на вопросы


-безошибочное чтение;

-точность воспроизведения слов;

-правильно расставлена интонация; 1 б



  • находит описание хана Каира;

  • ясно излагают свою точку зрения; 1 б

Слайд 9









Слайд 10

Задание

5 мин








4 мин






Работа над грамматической темой СПП







Работа у доски

8 мин





Закрепление 2 мин










Составление диаграммы «Венна»

Каждая группа сначала описывают каждого героя отдельно, затем находят общие черты







Физминутка «Лабиринт»

Дружно пройти лабиринт





Изучение грамматической темы урока


Упражнение 2 стр 107

Выпишите из текста поэмы простые и сложные предложения

Ты слышишь, Отрар, то не ветры поют,

То Азия плачет над пеплом твоим

Ты смотришь с усмешкой, хоть телом ослаб,

Как будто я твой не владыка, а раб.



Приём “Додекаэдр

Ответьте на вопросы:

Сколько времени город Отрар находился в осаде?

Кто был правителем Отрара?

Назовите имя предателя.

Какое историческое событие лежит в основе поэмы?

Почему поэма называется “Просчёт Чингисхана“?

Как бы вы определили основную мысль произведения?

Назовите имена главных персонажей отрывка.

Почему Чингисхан приказал доставить к нему Каир хана и Карашокы?

Как Отрару удалось продержаться перед несметным войском Чагатая целых шесть месяцев?

Как сложилась бы судьба Отрара, если бы не предательство Карашокы?

Поделитесь, как вы относитесь к Каирхану, к Чингисхану, к Карашокы и к его отцу?

Кто является автором Отрарской поэмы?

Примерный ответ:

- Отрару удалось продержаться перед несметным войском Чагатая целых шесть месяцев, потому что на место погибших вставали женщины и дети…

-Каирхан

-Если бы не предательство Карашокы, город Отрар остался бы в целости, войско сына Чингисхана отступило бы…

- В Отраре по приказу правителя города Каир-хана был уничтожен торговый караван Чингисхана.

- Главные персонажи отрывка: Чингисхан, Каирхан, Караджа отец, Карашокы.

- Чингисхан приказал доставить к нему Каир хана и Карашокы, потому что хотел увидеть бесстрашного человека, а предателя своего народа наказать.

- Чингисхан и Каирхан похожи друг на друга, тем что оба правители, мужественные, любят свой народ, но один – победитель, другой - побежденный.

- М.Шаханов

- К Каирхану отношусь с восхищением, даже побежденный, не склонил голову перед Чингисханом, Чингисхана не понимаю, Карашокы презираю, а его отца уважаю.

Определяют особенность и сходство главных героев.







Каждая группа дружно проводя линию проходят лабиринт




Вспоминают правило

Различають простые и сложные предложения









Выписывают ССП (салалас құрмалас сөйлем) и

СПП ( сабақтас құрмалас сөйлем)





Отвечают на вопросы

-эмоциональное состояние героев;

-выражает свое отношение к героям;

-делает выводы о положительных и отрицательных личности героев; 1 б

















- выписывает простые и сложные предложения.

-Выполняют синтаксический разбор, составляют схемы предложений.

1 б





За правильный ответ

1 б

Слайд

11, 12









Слайд 13





Слайд 14








Слайд 15










Слад

16, 17

1 мин

Конец урока

Как вы думаете, кого в поэме можно назвать победителем?


Сравнивая героев поэмы определяют победителя

-сравнивает, анализирует поступки и характер персонажей;

1 б

Слайд 18

2 мин

Рефлексия



Домашнее задание

Выучить отрывок из поэмы



Оценивание

Рефлексия "Письмо"

Контроль качества знаний и степень усвоения материала урока


Считают набранные баллы


Пишут свои пожелания




  1. 9-10

  1. 8-7

  1. 6-4

2 3-1


Слайд 29



Слайд 20





Слайд 21


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ