Знание
Прием "Зеркало
повторения"
10 мин.
|
Повторение пройденного материала по теме
«Существительное»
1.Что изучает морфология?
2.Что такое имя
существительное?
3.Расскажите о трех склонениях
имен существительных
4.Как определяем род
несклоняемых существительных?
5.Назовите разносклоняемые
существительные
6. В предложении: Я пришел в
лес, чтобы полюбоваться листопадом. Выполнить морфологический
разбор выделенного слова
Имя
прилагательное –
самостоятельная часть речи, обозначающая признаки предметов.
Прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?
чья? чьё? чьи? Прилагательные относятся к существительному,
определяет его, согласуется с ним, т. е. ставится в том же роде,
числе и падеже, что и
существительное.
Разряды
прилагательных: 1) качественное
прилагательное обозначает качество, свойство предмета: его размер,
форму, цвет, физические характеристики, а также склонность предмета
к совершению действия (болтливый ). (пример - синий, простой,
круглый, холодный) 2)
относительное прилагательное обозначает признак предмета через
отношение этого предмета к другому предмету(книжный ), действию
(читальный ) или другому признаку (пример - лесной, берёзовый,
ежовый и т.д.); 3)
притяжательное прилагательное обозначает принадлежность
предмета лицу или животному (пример - мамин, лисий, отцовский и
т.д.).
Распределительный
диктант.
"Дневник тройной записи"
Качественные
|
Относительные
|
Притяжательные
|
|
|
|
Высокие горы, лисья нора, городской парк,
серебряная посуда, летний отдых, честный человек, умный ученик,
отцов пиджак, лисья шуба, золотое кольцо, сестрин халат, медвежья
берлога, ласковая дочка, кожаный диван, заботливая
мать.
Сравнительная
степень прилагательных бывает простая и
сложная. Простая
сравнительная степень образовывается с помощью
суффиксов: - ее (- ей):
умный – умнее, теплый – теплее, светлый – светлей, красивый –
красивей, смелый – смелее. - е: короткий –
короче, сладкий – слаще, большой –
больше. - ше (же):
молодой – младше, старый – старше, глубокий –
глубже. Иногда при
образовании сравнительной степени прилагательного используется
другой корень (пример: плохой – хуже, маленький -
меньше). От
прилагательных с суффиксом «- к -», имеющих краткую форму мужского
рода на «- ок». Пример: громкий (громок) – громче; короткий
(короток) – короче, низкий (низок) –
ниже. Следует
запомнить – имена прилагательные в форме простой сравнительной
степени не имеют окончаний и не
изменяются! Сложная
сравнительная степень образуется с помощью частиц более и менее от
полной формы положительной степени прилагательного (Пример: умный –
более умный, сильный – менее сильный, красивый – более красивый,
хитрый – менее хитрый). Сложная форма
сравнительной степени прилагательных изменяется по родам, числам и
падежам.
Задание:
от качественных прилагательных образовать степени
сравнения
Высокий – выше, менее высокий, высочайший, самый высокий
Честный – честнее, более честный, честнейший, честнее всех
Умный – умнее, менее умный, умнейший, наиболее умный
Ласковая –
ласковей, менее ласковая, ласковейшая, ласковей всех
Крупный- крупнее, более крупный, крупнейший,
самый крупный
|
Задает вопросы
Объясняет тему урока
|
Отвечают на вопросы,
|
Интерактивная доска
|
Понимание
Работа над текстом
5 мин
|
Чтение текста «Мавзолей Ибрая
Алтынсарина».
Выпишите
прилагательные.
Одним из главных условий модернизации
общественного сознания является сохранение собственного
национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа
которого - патриотизм. Соединяясь с ценностями и нравственными
ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею - основную
национальную стратегию государства. И одна из его основ
закладывается в любви и преданности своему аулу, краю, его истории,
культуре, традициям и быту, нравственному долгу перед
Родиной, своей малой родине, родной земле - Туған жер.
Проект «Сакральная география Казахстана»
сконцентрирован на духовных святынях нашей страны, несущих в себе
общенациональный характер. Каждый объект имеет свою изустную и
писаную историю.
Выдающийся представитель казахского просвещения,
педагог, общественный деятель в области школьного образования,
организатор ряда школ - Ибрай Алтынсарин родился осенью 1841 года в
Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области. Рано
лишившись отца, воспитывался в семье старшего брата отца знатного
бия Балгожи Жанбуршина.
Ибрай Алтынсарин, будучи очень образованным человеком, много
внимания уделял народному образованию.
В октябре этого года состоялось торжественное открытие
мавзолея после реконструкции. Площадь комплекса составляет 68
кв.м., высота - 15 метров, изготовлен он из известняка. Также при
строительстве использовался гранитный камень, а фасад украшен
декоративными элементами в национальном стиле. Помимо
реконструированного здания, здесь появились два гранитных стенда,
на одном изображена карта школ, открытых И. Алтынсариным, а на
втором – цитаты из программной статьи Президента на казахском,
русском и английском языках.
|
Сверяет с правильным
(правилом)
|
Находят имена
прилагательные
|
Слайд
№1
|
Использование
Игра "Кто быстрее?"
7 мин.
|
Диаграмма Венна.
Образовать от полных прилагательных краткие:
добрый, красивый,
могучий, щедрый, умный, хороший, жгучий,
горячий,
|
Наблюдает, обращает внимание, способствует,
помогает, критикует
|
Используют, употребляют, рассчитывают, приводят
примеры,
|
Слайд
№2
|
Синтез
|
Стратегия «Перемешанные
слова»
……………… дом и сирень на окне,
…………………………………солнце.
………………………утро мерещится мне
И
…………………..мать в полусне.
Маленький, ясное-ясное, летнее, милая
(И.Бунин)
Минута отдыха
Задание: вставьте имена прилагательные в названия
произведений известных писателей.
Автор Название произведения
1,Ч. Айтматов «… пароход» 2 Н. В. Гоголь «…
души»
3 А. С. Пушкин «… дочка» 4 А. П. Чехов «…
сад»
5 С. Сейфуллин «… путь» 6 Г. Андерсен «…
утёнок»
7 Братья Гримм «… музыканты» И.С. Тургенев «…
луг»
|
Расширяет, оценивает, отражает,
влияет
|
Читают полученный стих
|
|
Тест
|
1.Сколько степени
сравнения?
А) Одна. Б) Две. В) Три.
2.Какие разряды прилагательных имеют степени
сравнения?
А) Притяжательные.
Б) Качественные.
В) Качественные, относительные,
притяжательные.
3.Сложная превосходная степень образуется с
помощью слов?
А) самый, наиболее,
наименее. Б) более. В) менее.
4.Простая превосходная степень образуется с
помощью суффиксов.
А) –ее, -е. Б) –ше. В) –ейш, -айш.
5.Простая сравнительная степень образуется с
помощью суффиксов:
А) –ейш. Б) –айш. В) –ее, -е, -ше.
1-Б, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-В,
6-В
|
|
Отвечают на вопросы тестов
|
|