Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Открытый урок на тему Капитанская дочка 9 класс
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Утверждаю--------------------
Двадцать второе декабря
Тема: А. С. Пушкин
«Капитанская дочка»
Цели урока: Дать сведения о повести А.С.Пушкина «Капитанскаят дочка»,знать об
историческом событии в повести, о творческой истории повести;
углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить
разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
Способствовать развитию речи, развивать умение рассуждать,
делать выводы, развивать творческие способности учащихся;
Способствовать развитию познавательных способностей
учащихся, фантазии и творческого мышления, воспитанию у учащихся
навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.
Помочь понять значения нравственных качеств как долг и честь.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет А.С. Пушкина.
Тип урока: урок - повторение
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовка к уроку. Проверка отсутствующих на уроке. Приветствие учащихся. Ребята, наш сегодняшний урок состоит из нескольких дидактических этапов:
1.Знание
2.Понимание
3.Применение
4.Анализ
5.Рефлексия
6.Подведение итогов и выставление оценок.
2. Опрос домашнего задания. Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Эпиграфом к нашему уроку являются слова Н.В.Гоголя.
В «Капитанской дочке» всё не только
самая правда, но ещё как бы лучше
Н.В.Гоголь
Как вы понимаете его слова?
(Пушкин описывает нам не только те правдивые события, ту правду жизни, но и помогает нам понять правду человеческую. Человек живет, ошибается, ищет, заблуждается, но он должен исправить все те недостатки, которые в нем есть, преодолеть невзгоды. Поэтому он и человек. А это есть – лучшая правда).
Расскажите об эпиграфе повести «Береги платье снову, а честь смолоду» (известная русская пословица. Этими словами отец Гринёва напутствовал своего сына перед отъездом на военную службу в Белогорскую крепость)
1-этап Знание Блиц – опрос.
1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)
2. Сыну был пожалован в дядьки кто? (стремянный Савельич)
3. Выучился Петруша грамоте, на каком году? (на 12 –м)
4. Был нанят француз для учителя ? Как его звали? (мосьё Бопре)
5. Кем был в отечестве своем мосьё Бопре? (парикмахером)
6.Батюшка вошел на какой урок? (география)
7.А в это время Петруша Гринёв? (гонял голубей)
8.Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?»
(Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии… да понюхает пороху, да будет
солдат, а не шаматон)
9.Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки,
то вместо стишков подари ей? (пару серёг)
10.Как ответил Гринёв? («ты лжёшь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом.»)
11. В 1773 году на берегах какой реки, в бескрайних оренбурских степях среди казачества пошли разговоры о том, что царь Петр-III появился (а этим человеком был Емельян Иванович Пугачев), который впоследствии по указу Императрицы Екатерины II её назвали Урал? (Яик)
12. Учинил, какую непростительную дерзость? (принятием на себя имени покойного императора Петра)
13. Война под предводительством Е.Пугачева закончилась. Что стало с Пугачевым? (Казнили)
3. Объяснение новой темы. Тема: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
2-этап Понимание
Великий русский поэт А.С.Пушкин родился 1799 году в Москве. Он является автором многих произведении. Одним из его произведением мы уже ознакомились, знаем его сюжет и героев.
«Капитанская
дочка» - последнее крупное произведение А.С. Пушкина. Жанр
произведения – исторический роман. Исторические лица принимают
участие в жизни героя. Через основную проблему чести и долга
раскрываются темы справедливости и милосердия, доброты и
жестокости, долга и
чувства, соотношения кодекса дворянской чести и внутреннего голоса
совести.
В основу сюжета
лежат исторические события, народные волнения под предводительством
Емельяна Пугачева. Идея чести как высшей ценности реализуется в
сюжете «Капитанской дочки». Все герои проходят испытания на
верность долгу и чести. Всех героев произведения можно разделить на
группы: вымышленные персонажи и реальные исторические лица, люди
чести и бесчестья.
4. Выполнение заданий на тему «Капитанская дочка».
3-этап Применение
1.Указать или найти вымышленных и исторических героев из повести «Капитанская дочка»
Вымышленные герои: Маша, Петр Гринев, Швабрин, Капитан Миронов, Савельич и т.д
Исторические герои: Граф Миних, генерал-майор Траубенберг,губернатор Оренбургской губернии, император Петр ІІІ, который выдавал себя Пугачев, Емельян Пугачев, Императрица Екатерина ІІ, Хлопуша, Белобородов. (Хлопуша и Белобородов реально существовавшие сподвижники атамана )
2. Охарактеризовать Петра Гринева и Емельяна Пугачева.
Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и о своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен».
Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).
4-этап Анализ
Что мы знаем о повести?
Ответить на вопросы
1-вопрос: Расскажите об истории создания повести «Капитанская дочка».
Ответ: Прежде чем написать повесть, Пушкин 6 сентября 1833 года приехал в Уральск. Здесь он пробыл всего лишь два дня. Но за эти два дня он собрал богатый материал о восстании Пугачёва, встретился с очевидцами этого бунта, встречался с казахами, слушал поэму «Козы-Корпеш и Баян Слу». Ему эта поэма очень понравилась, и он записал содержание поэмы в своей записной книжке.
2-вопрос Какие исторические события легли в основу повести?
Ответ: В повести изображено крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва, которое произошло в 1733 1775 годах 18 веке..
Притеснения и насилия яицких казаков со стороны чиновников царского правительства привели к волнениям и возмущениям.
Ответ: И ещё, после подавления восстания, императрица Екатерина переименовала реку Яик в реку Урал, город Яик - в Уральск.
3-вопрос Можно ли назвать «Капитанскую дочку» бытовым романом, т. е. романом, который показывает общий уклад жизни, повседневную жизнь.
Ответ: Да, поэт изображает в повести уклад жизни русского общества в период царствования Екатерины II)
4-вопрос Можно ли назвать «Капитанскую дочку» историческим романом ?
Ответ: Да, во-первых, Пушкин работал, как над историческим. Он посетил места, где произошли главные события той эпохи, которую описывает сравнивает документы с воспоминаниями сторожил, которые жили во времена Пушкина.
5-вопрос Какое напутствие получил Гринёв от отца, отправляясь на службу? Передайте содержание этого эпизода.
Ответ: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду»
2. Изучая повесть Пушкина, мы с вами затрагиваем проблему долга и чести. А с чем ассоциируются у вас эти слова? Подберите ассоциации к слову : честь.
достоинство
Честь
добропорядчность совесть
долг доблесть
благородство
5- этап. Рефлексия
Вывод по уроку
-
Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
Ответ: Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.
Мнение учащихся о повести. Учащиеся рассказывают, чему учит повесть и чему можно научиться при чтении этой повести.
-
Чему учит повесть читателей и чему можно научиться при чтении повести?
-
3.О чем можно узнать из повести “Капитанская дочка”?
6.Подведение итогов и выставление оценок. Домашнее задание:Написать сочинение на одну из тем: «Гринев и Пугачев», «Гринев и Швабрин», «Гринев и Маша Миронова», «Пугачевский бун».