Открытый урок по литературе
По
повести Л.Н.Толстого «Кавказский
пленник».
Тип урока:
изучение новой темы:
Цели урока:
Образовательные:
осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский
пленник»;
-умение выделять основные проблемы поднятые
автором в произведении;
-приобщить детей к самостятельной
исследовательской и творческой деятельности;
Развивающие:развивать навык анализа художественного
произведения,логическое мышление,монологическую речь
учащихся;
-определить черты характера,вызывающие уважение
людей;
Воспитательные:через текст,фрагменты видеофильма,иллюстрации
сопоставить поведение героев.
Задача урока:обучить детей самостоятельной работе с
учебником,делать выводы,обобщать.
Оборудование:интерактивная
доска,мел,учебники.
Ход урока.
I.Организационный этап.
II.Проверка домашнего задания (слайд
1)
III.Целевая установка (слайд2-3)
IV.Объяснение новой темы.
1.Вступительное слово учителя.Бывают в жизни
такие моменты,когда ты оказываешься в трудной,даже опасной
ситуации.Как поступить?Как не упасть духом? Как сделать так,чтобы
тебя уважали? Герой рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Жилин и Костылин оказались в плену у горцев-татар.Как ведут они
себя? Как проявляется их характер? Об этом мы и будем говорить
сегодня на уроке.
Ребята ,а вы были когда-нибудь в татарской
сакле?
Что
такое сакля?(картинка,толкование слова) (слайд 4)
А
как называется жилище казахов? (Юрта) ( слайд 5)
Как
называется жилище русских? (Изба) (Слайд 6)
Как
в русском языке называются слова,которые пишутся по-разному,но
имеют одно лексическое значение ?(Синонимы)
Сейчас мы вместе с героями окажемся в татарской
сакле,где будет решаться их дальнейшая судьба.Вы будете не просто
наблюдателями,а участниками событий.Ребята всмотритесь в лица
героев,обратите внимание на их поведение.
2.Просмотр из кинофильма «Кавказский пленник»
эпизода «Требование выкупа»
Учитель: Что вы почувствовали ,находясь в
татарской сакле?(злобность горцев.Было страшно.Казалось,что сейчас
накинутся на тебя.)
Почему горцы так относятся к Жилину м
Костылину?
3.Работа с текстом с использованием
презентации.На доске вы видите таблицу,состоящую из трех столбцов.В
среднем столбце находятся слова характеризующие
взгляд,речь,поведение героев.Эти слова вам нужно распределить по
двум крайним столбцам,которые и будут характеризовать Жилина и
Костылина.(Слайд 7)
Жилин Детали,характер поведения героев
Костылин.
Глаза(взгляд):
-наблюдательные глаза
-смелый взгляд
-рассеянный взгляд
-опущенные глаза
-страх в глазах
Речь:
-твердое слово
-решительный ответ
-молчания
-молчаливое согласие
Поведение героев:
-решительность
-настойчивость
-безучастность
-пассивность
Учитель:Какими вы увидели Жилина и
Костылина?(Слайд 8)
Как
называется прием противопоставления героев?
(Антитеза)
А
как называется слова,имеющие противоположное значение в русском
языке?(Антонимы)
Вывод:Мы увидели разных героев.
Учитель:Ребята! Я хочу зачитать вам отрывок из
текста.
«Татары долго лопотали,выскочил черный, подошел
Жилину.
Урус,-говорит,-джигит, джигит урус!» Джигит
по-татарский значит «молодец.»
Вывод: Не только мы увидели разность героев ,но и
горцы.
На
экране высвечивается вопрос: ЗА ЧТО УВАЖАЛИ ТАТАРЫ ЖИЛИНА?(за
смелый взгляд, твердое слово, настойчивость.Эти качества ученики
записывают в тетради.)
Учитель:Ребята мы с вами говорили о начале
трудного пути героев.А чем занимались офицеры в плену?(пересказ
эпизодов текста по цепочке)
К
кому из героев вы относитесь с большим уважением? (к Жилину,он
активен: находит себе занятия, наблюдает за аулом, думает о
побеге.)А как отзывался о Жилине его хозяин?(«Ай урус! ай
Иван!....Да я тебя, Иван ,полюбил»)
Что
помогло Жилину быть таким крепким, стойким? (Жилин из бедной семьи,
и чтобы выжить, приходилось много работать).
Вывод: Действительно, мы видим Жилина деятельным
человеком. Находясь в достаточно сложной ситуации, он не теряет
силу духа, ищет пути вывода из сложившейся ситуации. Все действия
главного героя подчинены одной цели: выбраться из аула, совершить
побег. Костылин тоже хочет освободиться из плена, но не предлагает
никаких усилий к этому ,он только ждет, когда пришлют из дома
денег, считает дни, спит. Костылин, в отличие от Жилина,
бездеятелен, не может приспособиться к сложившейся
ситуации.
Учитель: Следующий этап, характеризующий
герое-побег. Давайте прочитаем эпизод «Побег из плена», выделяя
ключевые слова,фразы, характеризующие героев во время побега.Читаем
текст с предложения « Жилин в дыру,раскопал пошире ,чтоб и
Костылину пролезть; и сидят они- ждут,чтобы затихло в ауле» до
предложения «Опять кинулись вправо,в кусты,под кручь,и
легли».(учащиеся в тексте подчеркивают основные моменты карандашом
во время чтения текста учителем)(слайд 9). Вывод: Вы видите,ребята,
как решительно,мужественно,ярко проявляется характер
другого.Разность героев заложена автором и в «говорящих»
фамилиях.Как вы понимаете выражение «говорящая фамилия» ?(
слайд10). От какого слова происходит фамилия Жилина ? Что она
означает? Жилин –«жила».Жила-сухожилие,прочное окончание
мышц;жилистый,двужильный,то есть сильный,упругий(слайд11).
Костылин- «костыль».Костыль –палка для хромых,безногих (слайд 12).
Учитель:удалось бы сбежать нашим героем?Почему ?(«Житье им стало
совсем дурное ».Жилин и Костылин находятся в глубокой яме под
постоянной,угрозой погибнуть). Давайте,ребята,снова переместимся в
горный аул. 4.Просмотр видеофрагмента «Помощь Дины». Учитель:
Почему Дина пришла на помощь Жилину? Что он для нее сделал? (Она
привязалась к нему,потому что он
интересный,внимательный.смелый,добрый. 5.Итог урока. На ИАД
высвечивается тема урока «Чтобы тебя уважали…» на экран выводятся
черты характера положительного героя(слайд 13).
смелость настойчивость твердость
деятельность
стойкость духа мужественность преданность доброта
Вывод:Герои прошли трудный путь.Мы с вами тоже переживали.Иногда
осуждали.Хотели помочь.Обратим внимание на те качества характера
Жилина,которые вызвали у нас и восхищение,и уважение.Можно ли их
взять за основу своего поведения,чтобы вас уважали? (Да,конечно).
Учитель: Л.Н.Толстой, автор рассказа «Кавказский пленник»,всю жизнь
формировал себя,свою личность,высокие задачи ставил перед собой.В
этом ему помогали личные дневники,записи на каждый день.Давайте и
мы попробуем составить памятку «Каким я должен быть,чтобы меня
уважали.» 6.Домашнее задание по выбору:создать памятку «Каким я
должен быть,чтобы меня уважали » или написать сочинение по этой
теме (слайд14). 7.Рефлексия.-Что понравилось на уроке ? - Что
вызвало затруднение ? -На кого из героев вы бы хотели быть похожим
? Почему ? Выставление оценок.