Открытый урок на тему "Работа с конденсаторами"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Открытый урок на тему "Работа с конденсаторами"

Материал туралы қысқаша түсінік
Практический урок
Материалдың қысқаша нұсқасы

г.Уральск

Западно-Казахстанский индустриальный колледж

Герасимова Светлана Николаевна– мастер производственного обучения



Тема урока: Работа с конденсаторами.


Дата: 13.12 .2024 год


Группа: 226Р


Место проведения: удитория 4-2, мастерская электросвязи


Время отведенное на урок: 360 мин. (45 мин)


Цель урока:

ознакомить обучающихся с типами , способами технологической обработки выводов коденсаторов.        

способствовать формированию понятий: электрическая емкость, классификация, конструкция типы, маркировка, технические характеристики и область применения конденсаторов; формированию умений по выполнению формовки выводов конденсаторов , формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

обеспечить реализацию межпредметных связей; систематизировать знания

по физике, химии, спецтехнологии;

способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности и аккуратности.

Формируемые компетенции

базовые –знать конструкцию, классификацию, основные параметры конденсаторов, систему их маркировки и обозначений в электрических схемах; технологию оьработки выводов конденсаторов

профессиональные - уметь различать по внешнему виду радиокомпоненты; различать тип и читать маркировку конденсаторов; практически определять по образцам тип конденсаторов; определять пользоваться технической документацией, справочным материалом, владение рабочим и электроинструментом;

специальные - формирование умений и навыков по выполнению чистки, рихтовки, лужения и формовки выводов конденсаторов.



Критериальное оценивание: Производить разделку, оконцевание, проводов и кабелей, выполнять монтаж осветительных приборов.


Тип урока: Обьяснение нового материала


Методы урока: Урок п/о по модели BOPPPS, с применением технологии WordWoll.


Необходимые ресурсы: Коплект электромонтажных инструментов; обжимной инструмент, электромонтажные провода, лампа накаливания, одноклавишный выключатель. Контрольно-измеительное оборудование,инструкционные карты, слайды.


Межпредметная связь: Физика, химия.











Урок по модели BOPPPS: мастер производственного обучения Герасимова С.Н.


Курс: 2

Дата 13.12.2024 г

Тема урока: Монтаж осветительных приборов.

Bridge in (Наведение мостов)

Для привлечения внимания обучающихся к новому занятию им будут показан рисунок с изображением на них радиокомпанентов. Обучающиеся после просмотра картинок должны рассказать, с чем связана тема урока.


Вопрос:

Что объединяет эти изображеия на слайде?

.

3 мин


Outcomes (Ожидаемый результат)

В конце урока обучающиеся выполняют монтаж электрических контактов различными способами.

AKTIVITY 1

Вопрос -ответ

AKTIVITY Определение типа и классифи-

кационной группы ралиокоипонентов по образцу.

AKTIVITY 3

Восстанови табли цу

AKTIVITY 4

выполнения упражнений

итого

Если все пять ответы даны правильно

Если определены все слова

Заполнены все графы таблицы

Работы выполнены в соответствии с ТУ и требованиями

40 баллов

Если три правильных ответа

Если определены часть слов

Заполнены графы частично

Работы выполнены с небольшими нарушениями

30 баллов

Если два правильных оьвета

Определено одно слово

Восстановлено только три графы

Работа выполнена с несоблюдением ТУ и требований

20 баллов

Если один правильный ответ.

Работал с класстером , но невыявил слов

Затрудняется в процессе восстановления таблицы

Выполнил соединения с нарушением ТБ

10 баллов


Вид упражнения

ТБ и ПБ

Организация рабочего места

Умение пользоваться инструментом

Соблюдение тех.условий и требований

Качество выполненных формовок

Итоговый резуль

тат

1

AKTIVITY 5

3

3

3

3

3

15

2

AKTIVITY 6

3

3

3

3

3

15

3

AKTIVITY 7

3

3

3

3

3

15

4

AKTIVITY 8


3

3

3

3

3

15



Pre-Assessment ( Предварительная оценка)

AKTIVITY 1

Вопрос- ответ.

Вопрос 1. Как называется профессия, которую вы приобретаетев нашем колледже?

Ответ 1. Наща професиия называтся «Электромонтажник- наладчик телекоммуникационного оборудования и каналов связи.

Вопрос 2.Что такое радиокомпоненты?

Ответ2 Радиокомпоненты (радиодетали) –составляющие части электронных схем.

3.На какие основные группы подразделится радиокомпоненты?

Ответ 3.Радиокомпоненты подразделяются на активные и пассивные

4. Какие радиокомпоненты принято считать пассивными и почему?

Ответ 4.Пассивные радиокомпоненты это радиодетали с постоянными или переменными параметрами. К ним относятся; резисторы, конденсаторы, элементы индуктивности и элементы коммутации.

5. Какие радиокомпоненты называют активными и почему?

Ответ 5 Активные радиокомпоненты, принцып действия которых заключается в преобразовании одних параметров в другие. К ним относятся электровакуумные, газоразрядные и полупроводниковые

Вопрос 6. Какие радиоэлементы относятся к

полупроводниковым приборам?

Ответ 6.К полупроводниковым приборам относятся такие радиоэлементы как диоды, фотодиоды, светодиоды, транзисторы, микросхемы и др.

Вопрос 7.Назовите пассивный радиоэлемент, тип которого определяется по материалу и виду проводника?

Ответ 7. Это резисторы?

Вопрос 8 . Завершите предложение «Элементы индуктивности это…?

Ответ 8. Элементы индуктивности это катушки индуктивности, дроссели высой и низкой частоты, трансформаторы.

Вопрос 9 Расскажите о требованиях ТБ, предъявляемых к электромонтажным инструментам?

Изоляционные покрытия рукояток инструментов должны быть исправными и надежными. испытанными в лабораториях надежности на сопротивление изоляции Их испытывают напряжением один раз в год.

Вопрос 10. Расскажите о требованиях ТБ , предъявляемых к электроинструментам.?

Ответ 10. К электроинструментам предъявляются следующие требования ТБ: у них должны быть исправными рукоятки, корпуса, шнуры и вилки. Сами они должны находиться в рабочем состоянии.


AKTIVITY 2

Восстанови пустые графы таблицы. Командная работа. Каждой команде педоставляется на ватмане таблица с частично заполненными графами. Командн необходимо подобрать пропущенные величины, их обозначения, единицы измерения и расчетные формулы и вклеить их втаблицу. Затем выступить спрезентацией о проделанной работе.



Материалы:

интерактивная доска

5 мин



4. Participatory learning

Этап обучения активу. В этот период формируются новые знания. Для того чтобы этот этап прошел максимально эфективно, преподаватель должен быть инструктором, а обучающиеся-исполнителями этих инструкций.

Объяснение нового материала.


Продолжительность

Действие преподавателя

Действие студента

Инструменты и ресурсы обучения

10

  • Я перехожу к объянению нового материала.

1. Конденсатор и его свойства..

Конденсатор — это пассивный электрический (электронный) компонент, построенный из двух проводников (обкладок), разделенных между собой слоем диэлектрика.

Конденсатор представляет собой устройство, способное накапливать электрические заряды. Простейшим конденсатором являются две металлические пластины (электроды), разделенные слоем диэлектрика



Конденсатор (2) можно зарядить, если соединить его электроды с источником электрической энергии (1) постоянного тока

(рисунок «а»)

Заряженный конденсатор является источником электрической энергии, имеющим некоторую э д с - Ес

( рисунок «б»)


Если соединить электроды заряженного конденсатора с каким-либо проводником, то конденсатор начнет разряжаться.

( рисунок «в»).

Свойство конденсатора накапливать и удерживать электрические заряды характеризуется его емкостью.

Емкость С конденсатора определяется как отношение заряда q, накопленного в конденсаторе, к разности потенциалов между его электродами (приложенному напряжению)U:

C = q / U (69)

Чем больше емкость конденсатора, тем больше накопленный им заряд.


2.Единицы измерения электрической емкости.

Емкость конденсатора измеряется в фарадах (Ф).

1 ФАРАДА - очень большая единица измерения емкости.

Единица СИ электрической емкости - ФАРАД, названная в честь М. Фарадея

ФАРАДЕЙ (Faraday M) МАЙКЛ ( 1791-1867)- английский физик, основоположник учения об электромагнитном поле; с 1830 г. инженер, почетный член Петербургской Академии наук.



Емкость конденсаторов принято измерять в

микрофарадах (мкФ); нанофарадах( нФ); пикофарадах ( пФ)

1Ф =10 мкФ =10 нФ = 10ⁱ² пФ

3. Основные параметры конденсатора:

- номинальное значение емкости конденсатора;

- допустимые отклонения емкости от номинального значения;

- электрическая прочность конденсатора,


4.Классификация конденсаторов.

Конденсаторы делятся:

- по назначению (контурные, блокировочные, разделительные, фильтровые, термокомпенсирующие, подстроечные);

- по конструктивному исполнению (плоские, бочоночные герметизированные, цилиндрические, трубчатые, дисковые, опрессованые );

- по роду материаау обкладок (?

-по виду используемого диэлектрика между обкладками (с газообразным, жидким и твердым диэлектриком);

-по характеру изменения емкости (постоянные, переменные, полупеременные).


5. Типы конденсаторов .

Тип конденсатора определяется видом диэлектрика Типы конденсаторов:

бумажные и металлобумажные, электролитические, алюминиевые электролитические,танталовые электролитические, полимерные, пленочные, керамические, конденсаторы с воздушным диэлектриком переменной емкости .


Общие виды применяемых конденсаторов

1-слюдяные; 2 — бумажные; 3 — электролитический; 4 — керамический


6.Применение конденсаторов в технике. Конденсаторы широко применяют в системах энергоснабжения промышленных предприятий и электрифицированных железных дорог для улучшения использования электрической энергии при переменном токе. В радиотехнике конденсаторы служат для создания высокочастотных электромагнитных колебаний, разделения электрических цепей постоянного и переменного тока и др.

7.Маркировка конденсаторов.

Как определить вид радиокомпонента, его тип и его назначение? Конечно по его маркировке.

Существуют две системы маркировки конденсаторов - буквенная и цифровая. Буквенная система маркировки используется для обозначения конденсаторов , разработанных до 1960 года 1-ый элемент – буква К - конденсатор; 2-ой элемент - буква , указывающая тип диэлектрика:

Б – бумажный;

С – слюдяной;

К – керамический;

Э – электролитический и т.д.

3 –ий элемент - буква , обозначающая конструктивную особенность конденсатора:

Г - герметичный

О- с однослойным диэлектриком. Буквенная система маркировки используется для обозначения конденсаторов , разработанных до 1960 года

1-ый элемент – буква К - конденсатор

2-ой элемент - буква , указывающая тип диэлектрика:

Б – бумажный;

С – слюдяной;

К – керамический;

Э – электролитический и т.д.

3 –ий элемент - буква , обозначающая

конструктивную особенность конденсатора:

Г - герметичный

О- с однослойным диэлектриком.


Буквенная система маркировки используется для обозначения конденсаторов , разработанных до 1960 года

1-ый элемент – буква К - конденсатор

2-ой элемент - буква , указывающая тип диэлектрика:

Б – бумажный;

С – слюдяной;

К – керамический;

Э – электролитический и т.д.

3 –ий элемент - буква , обозначающая

конструктивную особенность конденсатора:

Г - герметичный

О- с однослойным диэлектриком.


Например, МБГ - конденсатор металлобумажный герметизированный


Буквенно-цифровая система маркировки конденсаторов

В соответствии с буквенно-цифровой системой обозначения конденсаторы разделяют на группы по виду диэлектрика, назначению и варианту исполнения

1 –ый элемент – буква К –конденсатор постоянной емкости.

2- ой элемент - число, указывающее на вид диэлектрика:

10- керамический на номинальноее напряжение ниже 1000 В;

15 - керамический на номинальноее напряжение 1000 В и выше;

20 – кварцевый;

21 – стеклянный;

22 – стеклокерамический;

23- стеклоэмалевый;

24 – слюдяной , малой мощности;

32-слюдяной , большой мощности:

40- бумажный. на номинальное напряжение ниже 1000В;

41- бумажный. на номинальное напряжение выше 1000В;

50 – электролитический;

51 - электролитический танталовый фольговый;

52- электролитический танталовый объемно- пористый;

53 – оксидный полупровдниковый

60 – воздушный;

61 – вакуумный;

70 – полистирольный с фольговыми обкладками;

71 – полистирольный с металлизированными обкладками

72- фторопластовый

3-ий элемент – буква , указывающая на назначение :

П - для работы в цепях постоянного тока;

Ч – в цепях переменного тока;

У – универсальный- для работы в цепях переменного, постоянного тока и в импульсных режимах;

И – в импульсных режимах.

4- ый элемент число, указывающее вариант исполнения конденсаторов одной группы по виду диэлектрика

Н\Р: К42У -2 - конденсатор постоянной емкости , металлобумажный , универсальный, второго конструктивного исполнения.


8.Способы монтажа конденсаторов: навесной, печатный и проволочный


9. Технические требования при подготовке конденсаторов к монтажу.


- Конденсаторы, поступающие на сборку и монтаж должны соответствовать спецификации чертежа, требованиям стандартов, нормалей и технических условий.

-Конденсаторы должны иметь соответствующий технический паспорт и маркировку.


10.Технологическая обработка выводов конденсаторов

В процессе технологической обработки выводов конденсаторов выполняют следующие трудовые операции: рихтовку; зачистку; лужение и формовку с помощью электромонтажных инструментов с изолированными ручками к ним относятся скальпель, бокорезы, плоскогубцы, круглогубцы, утконосы и пинцет.



Рихтовка. Рихтуют выводы конденсаторов пинцетом, плоскогубцами, утконосами, отступая н 2-3 мм от корпуса радиоэлемента. На губки пинцета, плоскогубцев и утконосов одеваются резиновые колпачки , чтобы избежать зазубрин и деформации выводов

Зачистка. Зачистку выводов радиоэлементов производят ластиком, с помощью скальпеля или мелкозернистой наждачной бумагой.

Рихтовку и зачистку следует производить в одном направлении от основания корпуса, обеспечивая жесткое крепление вывода.

Лужение. Для лужения выводов вручную используют электропаяльник, паяльные станции. В процессе лужения вывода в качестве телоотвода применяют пинцет . Начинают лужение вывоода отступив от корпусаконденсатора 5 мм


При массовом производстве радиоаппаратуры выводы радиодеталей лудят методом погружения в ванны с расплавленным припоем

11.Организация рабочего места лужении выводов конденсаторов электропаяльником.


12.Формовка. Формовку выводов выполняют следующими способами;

1. вручную - с помощью электромонтажных инструментов и по оправке

2. механизированным способом - на полуавтоматах и автоматах

Рассмотрим формовку выводов конденсаторов ручным способом

Формовку выводов вручную производят с помощью электромонтажных инструментов, в комплект которых входят: пинцет, плоскогубцы. круглогубцы, утконосы.

При формовке выводов элементов радиус их изгиба должен соответствовать ТУ. В случае отсутствия указаний в ТУ в конструкторской документации радиус изгиба выводов рекомендуется применять:

-для выводов диаметром до 0,6мм – 0,5 мм;

  • для выводов диаметром выше 0,6мм – 1 мм;

  • для формовки петлеобразного вида- 1 -2 мм.

Виды формовки..Вид формовки зависит от выбора способа монтажа и конструктивного исполнения радиоэлемента



Каждый из видов формовки имеет свое название

Помимо видов формовки существует множество вариантов формовки выводов конденсаторов, которые выполняются в соответствии с техническими условиями,


На данном рисунке показано как нельзя изгибать выводы радиодеталей

Допускается формовку выводов радиодеталей производить по оправке, выбирая нужный размер



Конденсаторы, подготовленные к монтажу, проверяют внешним осмотром и сравнением с образцами данных элементов.

При осмотре проверяют:

-тип, номинал и маркировку конденсатора;

-отсутствие резких изгибов и надломов выводов, царапин, сколов, трещин корпуса элементов, повреждений надписей;

- форму изгиба, качество лужения, соответствие длины выводов минимально допустимой.

При подготовке выводов конденсаторов к монтажу неоходимо соблюдать требования ТБ и ПБ.

13.Техника безопасности при работе с конденсаторами

Перед началом выполнения работ:

- одеть спецодежду ( белый х/б халат);

- подготовить рабочее место;

- проверить исправность инструментов и оборудования

- получить задание от руководителя работ.

Во время выполнения работы:

- на рабочем месте не должны находиться посторонние материалы,

инструменты , детали и другие предметы, так как они могут

травмировать руки;

- пользоваться только исправным инструментом, он должен быть

надежным и удобным в работе;

-применять инструмент строго по назначению;

- избегать получения колотых и резаных ран, остерегаться попадания отрезанных излишков выводов радиоэлементов в глаза;

- соблюдать особую осторожность при испытание конденсаторов на исправность .

По окончании работ: снять спецодежду, убрать ее и инструмент в специально отведенное место; произвести уборку рабочего места;

произвести меры личной гигиены

Меры безопасности при лужении выводов радиоэлементов. В процессе лужения довольно легко получить пусть и небольшой, но ожог. Чаще всего ожогом подвергаются пальцы и кисти рук. Причиной ожогов является спешка и плохая организация рабочего места. В процессе лужения не стоит прикладывать больших усилий к паяльнику. Нет смысла давить им на выводы детали в надежде быстрого расплавления паяного контакта. Нужно дождаться, когда температура в месте пайки достигнет необходимой величины. В противном случае возможно соскальзывание жала паяльника с платы и случайное касание раскаленным металлом пальцев рук или ладоней. Поверьте ожоговые раны очень долго заживают. Глаза нужно держать подальше от места лужения. Если есть защитные очки, то стоит применить их. Производить лужение желательно в хорошо проводимом помещении. Пары свинца и канифоли вредны для здоровья.

Учащиеся смотрят презентацию


Интерактивная

доска

10

После объяснения я демонстрирую выполнение трудовых премов выполнения

-. Формовку выводов конденсаторов

Варианты формовки выводов конденсаторов

Чтение маркировок конденсаторов


Студенты наблюдают затем дублируют действия мастера

Коплект электромонтажных инструментов; ообжимной инструмент ; электромотажные провода

Контрольно-измеительное оборудование

Инструкционные карты;

слайды


Post-Assessment (пост- оценка)


1) Этот этап -этап оценки. С целью формирования трудовых навыков в процессе текущекого инструкажа обучающиеся выполняют практичекие задания. Мастер П\О осуществлет контроль за действиями обучающихся и инструктирует их на рабочем месте на разных этапах выполнения задания .


Продолжительность

Действие преподавателя

Действие студента

Инструменты и ресурсы обучения

3









5












7

AKTIVITY 2

Еденицы измерения электрической Емкости


AKTIVITY 3

ПРочитать маркировку , еанесенную на корпусе крнденсатора.


AKTIVITY 4

Экспрессө опрос



AKTIVITY 5

Повторить действия мастера по выполнению формовки выводов когденсаторов по форме « под прямым углом и «фонтан»


Учащиеся смотрят презентацию и отбирают слова не относящиеся к данному выражению.


Студенты

выписывают и переводят

на казахский и английский

языки основные термины.

Студенты озвучивают свои проекты




Студенты дублируют действия мастера

Видео-ролик

Интерактивная

доска







Тетради и ручки











Коплект электромонтажных инструментов; ообжимной инструмент ; электромотажные провода

Контрольно-измеительное оборудование

Инструкционные карты;

2

Подведение итогов вводного инструктажа




Текущий инструктаж:

Current briefing:


Продолжительность

Действие преподавателя

Действие студента

Инструменты и ресурсы обучения

315 мин

Провожу обучающимся индивидуальный инструктаж на рабочих местах

Провожу контроль рационального использования материалов икачества выполнения заданий и контроль за соблюдением организации рабочего места

Провожу контроль за соблюдением мер безопасности трудаи пожарной безопасности

Провожу контроль умений использования инструментов и оборудования по назначению

AKTIVITY 5

Выполнить зачистку, рихтовку,и лужение выводов конденсаторов



Электрические провода марки комплект электромонтажных соединений

AKTIVITY 6

Выполнить формовку выводов конденсаторов

Электрические провода обжимной мнструмент,

инструкционные карты

AKTIVITY 7

Определить тип конденсаторов по образцу


Электрические провода марки комплект электромонтажных мнструментов,

инструкционные карты

AKTIVITY 8

Чтение маркировок конденсаторов

Провода,

контактный пружинный соединитель типа WMX

отвертка


Summary

Подведение итогов


Ф.И.О.

Количество баллов

итого

А1


А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8
























Рефлексия:


«Предлагаю метод "Дерево".В этом методе задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, усвоивший материал этого урока полностью. Желтым, если ты усвоил урок, но есть вопросы которые остались нераскрытыми для тебя. И красным если вы неосвоили материал этого урока.

По этому мы можем узнать о том, как студенты осваивают новую тему.


Спасибо обучающимся за проделанную работу.

Домашнее задание: ПМ 1 Резисторы.





Мастер п/о __________ С. Герасимова





















Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
26.12.2024
158
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі