ГККП «Колледж сервиса и новых технологий»
Утверждаю
Зам по УПР Нургалиева Н.Д
____________
Открытый урок
Тема урока: «Расчет и построение чертежей основы прямой юбки»
Подготовил: м/о А.К.Боргелова
город Уральск – 2025
Тема занятия: Расчет и построение чертежей основы прямой юбки
Наименование модуля: ПМ 12 «Выполнение основных видов работы модельера-закройщика»
РО 12.1 Выполнение основных видов работы модельера-закройщика
Подготовил мастер п/о: Боргелова А.К.
Дата: 30.05.2025
-
Общее сведение
Курс: 3. Группа: 392
Специальность- 07230100 – Швейное производство и моделирование одежды
квалификация: – 3W0723010 5 - Модельер - закройщик
Тип занятия: Комбинированный.
-
Цель урока:
Сформировать у обучающихся практические навыки выполнения расчёта и построения чертежа основы прямой юбки на индивидуальные размеры, углубить знания по основам конструирования одежды и развить аккуратность и точность в работе с технической документацией.
Задача:
-
Научить выполнять расчёт необходимых мерок и прибавок для построения чертежа прямой юбки.
-
Сформировать навыки построения базовой конструкции чертежа прямой юбки.
-
Развивать точность, аккуратность и внимательность при выполнении чертежных работ.
-
Воспитывать ответственное отношение к процессу проектирования изделия
Ожидаемый результат:
-
Обучающиеся смогут правильно снять необходимые мерки с фигуры.
-
Выполнят расчёты для построения основы прямой юбки с учётом прибавок на свободное облегание.
-
Построят чертёж основы прямой юбки на бумаге в соответствии с требованиями к точности и аккуратности.
-
Освоят навыки чтения и выполнения конструктивно-графической документации.
-
Проявят самостоятельность, аккуратность и внимательность при выполнении практической работы.
Воспитание ценностей: формирование профессиональных навыков и развитие личностых качеств, необходимых для успешной карьеры в сфере моды и дизайн.
-
Необходимые ресурсы:
Техническое оснащение, производственное оборудование, приборы, сырье: Мультимедийный проектор, экран, учебные рабочие места, , ножницы, линейки, мел.
Учебно-методическое оснащение: Киімді конструкциялау және тігу технологиясы. Автор: А.Асанова. Г. Тастанбекова.. Швея портной –инструкционно технологических карт. Автор: Бровина.Е.В.
5. Ход занятия
I. Организационная часть:
1.Проверка явки обучающихся
2.Готовность к занятию
II. Вводный инструктаж
1.Сообщение темы и цели урока.
2.Актуализация опорных знаний (проверка знаний теории):
3. Ознакомить учащихся с правильной организацией рабочего машинного места.
4.Формирование ориентировочной основы деятельности:
4.1.Изучение инструкций по Т.Б.
Для открытия новой темы урока, скрытой под изображением платья, студентам необходимо пройти повторение ранее изученного материала по теме «Расчёт и построение женских брюк», выполненное поэтапно.
1 задание «Выбирай вопрос»
-
К
ак
называются брюки французского
генерала-кавалериста?
(Галифе)
-
Короткие брюки длиной немного ниже колен, слегка обтягивающие бёдра?
(Бриджы)
-
Эти брюки шьют из клетчатой ткани ?
(Гольф)
-
Какие мерки записывают половину измерения?
(Ст, Сб)
-
Какую мерку снимают в положении сидя?
Вс
-
По какой формуле определяется положение линия бёдер брюк?
ЯБ ꞊ ТЯ/3
-
По какой формуле определяется линия шага задней половинки брюк?
0,1 * (Сб+Пб) + 1
-
По какой формуле определяют уровень колена?
ТН / 2 + (2 ÷ 5)
-
По какой формуле определяется ширина передней половинки брюк по линии бёдер?
0,5 * (Сб+Пб) + (0,1*Ст)
2 задание «Волшебный ящик»
С
туденты
поочерёдно вытягивают шарики с номерами из ящика, под каждым
номером скрыт вопрос, на который необходимо ответить.
-
Обозначение мерки полуобхват талии? Ст
-
Назначения мерки полуобхват талии?
(Определение длины пояса)
-
Название мерки определяющий ширины передней и задней половинок брюк ?
(Полуобхват бедер)
-
Какую мерку снимают по самому тонкому месту туловища? (Полуобхват талии)
-
Как называется мерка, которую снимают вертикально от линии талии по боковой поверхности бедра до уровня колена? (Длина до колена)
-
Как называется мерка, которую снимают горизонтально вокруг бёдер, сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учётом выступа живота? (Полуобхват бедер)
-
Обозначение мерки высота сидения? (Вс)
-
Как называется мерка, которую снимают вертикально от линии талии по боковой поверхности бедра до желаемой длины брюк? (Длина изделия (брюк)
-
Сб название мерки? (Полуобхват бедер)
3 задание: Запишите названия основных линий брюк

Новая тема: Расчет и построение чертежа прямой юбки
По способу носки одежда бывает: поясная и плечевая.
Поясные изделия подразделяется на юбки, брюки, шорты, юбка – брюки, лосины, а плечевые платье, сорочки, блуза, жилет, жакет и т.д.
Название «юбка» произошло от арабского слова «джубба», что в переводе означает туника без рукавов.
История возникновения юбки
Э
волюция
юбки: Путешествие сквозь века
Юбка, будучи одним из самых древних и универсальных предметов одежды, прошла долгий и удивительный путь развития, отражая культурные, социальные и эстетические изменения на протяжении тысячелетий. Изначально носимая как мужчинами, так и женщинами, она постепенно стала символом женственности в большинстве западных культур, но при этом сохранила свое значение в некоторых традиционных мужских гардеробах.
Древний мир: Зарождение форм
-
Месопотамия (около 3000 до н. э.)
Одними из первых примеров юбки были набедренные повязки и юбки из шерсти, которые носили как мужчины, так и женщины.
-
Древний Египет
Фараоны и знать носили элегантные прямые льняные юбки, известные как шендиты. Их длина и отделка могли указывать на социальный статус.
-
Древняя Греция и Рим
Хотя туники и хитоны были более распространены, элементы, похожие на юбки, использовались в различных форма
В древности юбка выполняла не только практические функции, но и играла роль в демонстрации социального статуса, религиозных убеждений и культурной принадлежности
XVII–XIX века: От пышности к элегантности
-
XVII век
Юбки становятся частью платьев, часто многослойных. В моде мантуи — широкие платья с драпированными юбками, которые демонстрировали роскошь ткани и мастерство портных.
-
XVIII век
Эпоха рококо принесла панье — боковые каркасы, делающие юбки невероятно широкими по бокам, иногда до трёх метров. Это создавало театральный силуэт, который был популярен при европейских дворах и на балах.
-
XIX век
В начале века возвращается более прямой и ампирный силуэт, но к середине века вновь доминируют пышные юбки с использованием кринолинов — металлических каркасов, обеспечивающих равномерный объём. К концу века на смену кринолинам приходят турнюры, смещающие объём назад, и юбки становятся более узкими и облегающими, предвещая новые веяния в моде.
Эти три столетия стали периодом постоянных изменений в форме и объёме юбок, отражая социальные и технологические инновации, а также изменяющиеся идеалы женской красоты.
XX век: Революция длины и формы

1920-е: Эра флэпперов
После Первой мировой войны женщины обрели новую свободу. Юбки укоротились до колен, стали более свободными и прямыми, что позволяло танцевать и активно двигаться.

1950-е: «Нью-лук» Диора
Послевоенный период ознаменовался возвращением к подчёркнутой женственности. Кристиан Диор представил свой «нью-лук» с пышными, расклешёнными юбками длиной до середины икры

1960-е: Мини-революция
Мэи Куант представила миру мини-юбку, которая стала символом молодёжной культуры. Эта короткая юбка полностью изменила представления о женской моде, став вызовом традициям и символом свободы.

1970–2000-е: Бесконечное разнообразие
После 1960-х годов мода на юбки стала невероятно разнообразной. Появились все возможные длины — мини, миди, макси, а также различные фасоны: прямые, клёш, плиссе, юбки-карандаш, юбки-шорты и многие другие, предлагая женщинам беспрецедентный выбор.
XX век стал свидетелем самых радикальных изменений в истории юбки, отражая глубокие социальные и культурные сдвиги, которые привели к невиданному ранее многообразию стилей.
Юбка сегодня: Универсальность и многообразие
-
Универсальный элемент
В современном гардеробе юбка является по-настоящему универсальным элементом. Она может быть адаптирована для любого случая, подчёркивая индивидуальность и стиль.
-
Вечерние и спортивные
Вечерние юбки из роскошных тканей, украшенные вышивкой или пайетками, создают элегантные образы. Спортивные юбки, выполненные из функциональных материалов, обеспечивают комфорт во время активного отдыха.
-
Деловые и повседневные
От строгой юбки-карандаш для офиса до удобной джинсовой юбки для повседневной носки — разнообразие фасонов позволяет выбрать идеальный вариант для каждой ситуации.
-
Культурное и модное значение
Юбка продолжает играть важную роль в школьной форме, национальных костюмах по всему миру, а также неизменно присутствует в коллекциях ведущих мировых дизайнеров, оставаясь актуальным элементом моды.
Интересные факты и заключение
-
Шотландский килт
Пожалуй, самый известный пример мужской юбки — шотландский килт, который является символом национальной гордости и частью традиционного костюма. Его ношение подчёркивает богатую историю и культуру Шотландии.
-
Культурное наследие
Во многих культурах мира юбки до сих пор являются неотъемлемой частью мужского гардероба. Это подчёркивает разнообразие традиций и то, как одежда может иметь разные значения в различных сообществах.
-
Символ женственности и свободы
В западном мире юбка часто воспринимается как символ женственности, но её эволюция также показывает борьбу за свободу — от сковывающих корсетов к свободным силуэтам и мини-юбкам, что символизирует расширение прав и возможностей женщин в обществе.
Юбка, пройдя через тысячелетия, остаётся не только функциональным элементом гардероба, но и мощным культурным, социальным и модным символом. Её история — это история человечества, его традиций, изменений и постоянного стремления к самовыражению.
Классификация юбок

![]()
По крою
Количество швов
По силуэту
По назначению
Классификация по назначению: повседневные, спортивные, форменная, для торжественных случаев
Классификация по силуэту: прямые, заюженные, раслешонные.
Классификация по количеству шву: бесшовные, одношовные, двухшовные, многошовные.
Классификация по консртукцию (покрою) прямые, клиньевые, конические
П
рямые
юбки состоят из двух
деталей:
переднего и заднего полотнища с вытачками.
Прямые юбки могут иметь разрезы, складки, сборки, кокетки, карманы и т.д.

Клиньевые юбки:
Состоят из нескольких клиньев, расширяющихся к низу.
Различают юбки из четырёх шести и более клиньев.
В швы можно добавить вставки для получения юбки «годе».

Конические юбки:
самые простые по конструкции.
Они шьются без вытачек, состоят из одной или двух деталей
(юбка – солнце, юбка – полу-солнце, юбка – клеш и т.д.)

Для построения чертежа
основы прямой юбки
нужно снять следующие необходимые
мерки:
1-обхват талии;
2-обхват бедер;
3-длина спины до талии;
4-длина изделия
Прибавка на свободное облегание для юбки, брюк.

Расчет и построение чертежа прямой юбки
Основные измерения Прибавки
Ст = 33,4 см Пт =1
Сб = 46 см Пб = 2
Дтс = 41,8
Ди=55см
|
№ |
Конструктивный участок |
Обозначение на чертеже |
Направ ление |
Расчетная формула |
Расчет, см |
|
|
|
1 |
Линия низа |
ТН |
|
Диз + 1= 55+1 см |
56 |
|
|
|
2 |
Линия бедер |
ТБ |
|
0,5*Дтс – 2 см = 0,5*41,8-2 Типовая фигура 18 ÷ 20 |
18,9 |
|
|
|
3 |
От точек Т. Б. Н вправо проводим горизонтальный линии талии, бедер и низа |
|
|||||
|
4 |
Ширина линия бедер |
ББ1 |
|
Сб+ Пб = 46+2 |
48 |
|
|
|
5 |
Положение боковой линии |
ББ2 |
|
(Сб/+Пб)2=48/2 |
24 |
|
|
|
6 |
От точки Б1 и Б2 отложим вверх и вниз линии на пересечении линии талии отмечаем точки Т1 и Т2, на линии низа пересения обозначаем точки Н1 и Н2 |
|
|||||
|
7 |
Ширина талии |
ТТ3 Т1Т4 |
|
(Ст + Пт)/2 +( р.в 2÷3)= (33,4+1)/2+3 |
20,2 |
|
|
|
8 |
От () Т3 и Т4 отложим 1 см и обозначим Т3' и Т4' |
|
|||||
|
9 |
Соединяем () Т3' с Б2 и Т4' с Б2. На отрезках Т3' Б2 и Т4' Б2 находим середину () 1 и 2. И отлжим ┴ 0,5 см |
|
|||||
|
10 |
Положение задней вытачки |
ТТ5 |
|
8÷9 см (0,4 ББ2=0,4*24) |
8 |
|
|
|
11 |
Глубина задней вытачки |
Т5В |
|
11-13 |
12 |
|
|
|
12 |
Ширина задней вытачки |
Т5Т7 ꞊ Т5Т8 |
|
Ширина выточки/2= 3/2 |
1,5 |
|
|
|
13 |
Положение передней вытачки |
Т1Т6
|
|
9-10см (0,6*Б1Б2 =0,6*24 |
9 |
|
|
|
14 |
Глубина передней вытачки |
Т6В1
|
|
9-12 |
11 |
|
|
|
15 |
Ширина передней вытачки |
|
|
Ширина вытачки/2= 3/2 |
3 |
|
|
|
16 |
По линии талии задней полотнище вниз ТТꞌ꞊ 0,5 см и Т1Т1ꞌ꞊ 1 см |
|
|
||||
|
17 |
Расположение шлицы |
Длина |
|
ТН /3 ꞊56/3 |
18,7 |
|
|
|
ширина |
|
7-8 |
8 |
|
|
||


Физминутка для глаз



Закрепления нового материала:
1 задание: «Метод аквариум»
Студентам предоставляется конструктивный участок изделия, ответы помещены в бутылку с водой. Задача студентов найти правильный ответ.


-
Линия низа? (Диз + 1)
-
Линия бедер? ( 0,5*Дтс – 2 см)
-
Ширина линии бедер? (Сб+ Пб)
-
Положение линии бедер? ((Сб+Пб)/2)
-
Ширина талии? (Ст + Пт)/2 +( р.в 2÷3))
-
Положение задней вытачки? (8÷9 см или (0,4* ББ2)
-
Глубина задней вытачки? (11-13)
-
Положение передней вытачки? (9-10см или (0,6*Б1Б2 )
-
Глубина передней вытачки? (9-12)
-
Длина шлицы? (ТН/3)
3 задание: Кроссворд
Выполнянтся на платформе wordwall.net

Вертикаьно:
2. Название юбки произошло от арабского слова?
6. Расчетная формула 0,5*Дтс – 2 см конструктивный участок линии?
7. Расчетная формула (Ст+Пт)/2 + р.в (2-3) определяющий ширину?
8. По покрою?
Горизонтально:
-
По способу носки одежда бывает плечевая и ...?
3.Юбки по силуэту различают: зауженные, расклешонные и ...?
4. Классияфикация юбок по количеству швов: бесшовные, одношовные, многошовные и ...?
5. По конструкции?

Ответ:
3
задание:
Найди пару на
платформе Wordwall
«Конструктивные линии прямой
юбки»

Повторение техники безопасности
П
овторение техники безопасности проводится в форме
загадки: студентам загадывается загадка, ответ на
которую указывает на определённый вид оборудования (например,
ручная швейная машина или утюг). После правильного ответа студент
рассказывает правила техники безопасности, связанные с данным
оборудованием



Правила снятия мерок:
-
Мерки снимаю по правой стороне фигулы сантиметровой лентой
-
Талию предворительно опоясывают тесьмой или шнуром
-
Все мерки снимают сверху вниз, вначале спереди, а за тем сзади
-
Измеряемый должен стоять прямо без напряжения, опустив руки
-
При измерении сантиметровую ленту нельзя ослаблять или натягивать
-
Мерки длины и высоты записывают полностью
-
Мерки обхвата и ширины записывают в половинном размере
-
Все велечины записывают в санитметрах
III. Текущий инструктаж:
1.Выполнение заданий обучающимися.
2.Обход рабочих мест мастером п\о:
- проверка правильности организации рабочего места;
-проверка правильности выполнения трудовых приемов;
-проверка соблюдения правил безопасного труда;
-выявление отстающих и оказание им помощи
3. Индивидуальная работа с обучающимися, которые оказались в затруднение при выполнение задания.
IV. Заключительный инструктаж
1.Подведение итога урока:
- Сообщение о выполнении цели урока
2.Приём и оценка выполняемых работ
- Оценка работ обучающихся в соответствии с требованиями к качеству, выставление оценок.
-Заполнение дневников учебной практики
3. Уборка рабочих мест
|
№ |
Критерий |
Максимальный балл |
|
1 |
Активное участие на уроке |
15 |
|
2 |
Правильность снятия мерок |
10 |
|
3 |
Точность выполненного расчёта по формулам |
20 |
|
4 |
Соответствие чертежа пропорциям, аккуратность построения |
10 |
|
5 |
Соблюдение технологии построения прямой юбки (этапы, последовательность) |
15 |
|
6 |
Чистота и аккуратность оформления чертежа |
15 |
|
7 |
Самостоятельность выполнения работы |
15 |
Рефлексия по итогам урока (метод «Светофор»)
Учащиеся оценивают своё понимание материала, используя систему «Светофор» на платформе ClassroomScreen.
Н
ажимают
на соответствующую
кнопку:
— Всё понятно,
могу объяснить другим.
—
В целом
понятно,
но остались небольшие вопросы.
—
Непонятно,
нужна дополнительная помощь.

Информирование о домашнем задании. Повторить тему «Расчет и построение чертежа основы прямой юбки»
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Открытый урок на тему "Расчет и построение чертежей основы прямой юбки"
Открытый урок на тему "Расчет и построение чертежей основы прямой юбки"
ГККП «Колледж сервиса и новых технологий»
Утверждаю
Зам по УПР Нургалиева Н.Д
____________
Открытый урок
Тема урока: «Расчет и построение чертежей основы прямой юбки»
Подготовил: м/о А.К.Боргелова
город Уральск – 2025
Тема занятия: Расчет и построение чертежей основы прямой юбки
Наименование модуля: ПМ 12 «Выполнение основных видов работы модельера-закройщика»
РО 12.1 Выполнение основных видов работы модельера-закройщика
Подготовил мастер п/о: Боргелова А.К.
Дата: 30.05.2025
-
Общее сведение
Курс: 3. Группа: 392
Специальность- 07230100 – Швейное производство и моделирование одежды
квалификация: – 3W0723010 5 - Модельер - закройщик
Тип занятия: Комбинированный.
-
Цель урока:
Сформировать у обучающихся практические навыки выполнения расчёта и построения чертежа основы прямой юбки на индивидуальные размеры, углубить знания по основам конструирования одежды и развить аккуратность и точность в работе с технической документацией.
Задача:
-
Научить выполнять расчёт необходимых мерок и прибавок для построения чертежа прямой юбки.
-
Сформировать навыки построения базовой конструкции чертежа прямой юбки.
-
Развивать точность, аккуратность и внимательность при выполнении чертежных работ.
-
Воспитывать ответственное отношение к процессу проектирования изделия
Ожидаемый результат:
-
Обучающиеся смогут правильно снять необходимые мерки с фигуры.
-
Выполнят расчёты для построения основы прямой юбки с учётом прибавок на свободное облегание.
-
Построят чертёж основы прямой юбки на бумаге в соответствии с требованиями к точности и аккуратности.
-
Освоят навыки чтения и выполнения конструктивно-графической документации.
-
Проявят самостоятельность, аккуратность и внимательность при выполнении практической работы.
Воспитание ценностей: формирование профессиональных навыков и развитие личностых качеств, необходимых для успешной карьеры в сфере моды и дизайн.
-
Необходимые ресурсы:
Техническое оснащение, производственное оборудование, приборы, сырье: Мультимедийный проектор, экран, учебные рабочие места, , ножницы, линейки, мел.
Учебно-методическое оснащение: Киімді конструкциялау және тігу технологиясы. Автор: А.Асанова. Г. Тастанбекова.. Швея портной –инструкционно технологических карт. Автор: Бровина.Е.В.
5. Ход занятия
I. Организационная часть:
1.Проверка явки обучающихся
2.Готовность к занятию
II. Вводный инструктаж
1.Сообщение темы и цели урока.
2.Актуализация опорных знаний (проверка знаний теории):
3. Ознакомить учащихся с правильной организацией рабочего машинного места.
4.Формирование ориентировочной основы деятельности:
4.1.Изучение инструкций по Т.Б.
Для открытия новой темы урока, скрытой под изображением платья, студентам необходимо пройти повторение ранее изученного материала по теме «Расчёт и построение женских брюк», выполненное поэтапно.
1 задание «Выбирай вопрос»
-
К
ак
называются брюки французского
генерала-кавалериста?
(Галифе)
-
Короткие брюки длиной немного ниже колен, слегка обтягивающие бёдра?
(Бриджы)
-
Эти брюки шьют из клетчатой ткани ?
(Гольф)
-
Какие мерки записывают половину измерения?
(Ст, Сб)
-
Какую мерку снимают в положении сидя?
Вс
-
По какой формуле определяется положение линия бёдер брюк?
ЯБ ꞊ ТЯ/3
-
По какой формуле определяется линия шага задней половинки брюк?
0,1 * (Сб+Пб) + 1
-
По какой формуле определяют уровень колена?
ТН / 2 + (2 ÷ 5)
-
По какой формуле определяется ширина передней половинки брюк по линии бёдер?
0,5 * (Сб+Пб) + (0,1*Ст)
2 задание «Волшебный ящик»
С
туденты
поочерёдно вытягивают шарики с номерами из ящика, под каждым
номером скрыт вопрос, на который необходимо ответить.
-
Обозначение мерки полуобхват талии? Ст
-
Назначения мерки полуобхват талии?
(Определение длины пояса)
-
Название мерки определяющий ширины передней и задней половинок брюк ?
(Полуобхват бедер)
-
Какую мерку снимают по самому тонкому месту туловища? (Полуобхват талии)
-
Как называется мерка, которую снимают вертикально от линии талии по боковой поверхности бедра до уровня колена? (Длина до колена)
-
Как называется мерка, которую снимают горизонтально вокруг бёдер, сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учётом выступа живота? (Полуобхват бедер)
-
Обозначение мерки высота сидения? (Вс)
-
Как называется мерка, которую снимают вертикально от линии талии по боковой поверхности бедра до желаемой длины брюк? (Длина изделия (брюк)
-
Сб название мерки? (Полуобхват бедер)
3 задание: Запишите названия основных линий брюк

Новая тема: Расчет и построение чертежа прямой юбки
По способу носки одежда бывает: поясная и плечевая.
Поясные изделия подразделяется на юбки, брюки, шорты, юбка – брюки, лосины, а плечевые платье, сорочки, блуза, жилет, жакет и т.д.
Название «юбка» произошло от арабского слова «джубба», что в переводе означает туника без рукавов.
История возникновения юбки
Э
волюция
юбки: Путешествие сквозь века
Юбка, будучи одним из самых древних и универсальных предметов одежды, прошла долгий и удивительный путь развития, отражая культурные, социальные и эстетические изменения на протяжении тысячелетий. Изначально носимая как мужчинами, так и женщинами, она постепенно стала символом женственности в большинстве западных культур, но при этом сохранила свое значение в некоторых традиционных мужских гардеробах.
Древний мир: Зарождение форм
-
Месопотамия (около 3000 до н. э.)
Одними из первых примеров юбки были набедренные повязки и юбки из шерсти, которые носили как мужчины, так и женщины.
-
Древний Египет
Фараоны и знать носили элегантные прямые льняные юбки, известные как шендиты. Их длина и отделка могли указывать на социальный статус.
-
Древняя Греция и Рим
Хотя туники и хитоны были более распространены, элементы, похожие на юбки, использовались в различных форма
В древности юбка выполняла не только практические функции, но и играла роль в демонстрации социального статуса, религиозных убеждений и культурной принадлежности
XVII–XIX века: От пышности к элегантности
-
XVII век
Юбки становятся частью платьев, часто многослойных. В моде мантуи — широкие платья с драпированными юбками, которые демонстрировали роскошь ткани и мастерство портных.
-
XVIII век
Эпоха рококо принесла панье — боковые каркасы, делающие юбки невероятно широкими по бокам, иногда до трёх метров. Это создавало театральный силуэт, который был популярен при европейских дворах и на балах.
-
XIX век
В начале века возвращается более прямой и ампирный силуэт, но к середине века вновь доминируют пышные юбки с использованием кринолинов — металлических каркасов, обеспечивающих равномерный объём. К концу века на смену кринолинам приходят турнюры, смещающие объём назад, и юбки становятся более узкими и облегающими, предвещая новые веяния в моде.
Эти три столетия стали периодом постоянных изменений в форме и объёме юбок, отражая социальные и технологические инновации, а также изменяющиеся идеалы женской красоты.
XX век: Революция длины и формы

1920-е: Эра флэпперов
После Первой мировой войны женщины обрели новую свободу. Юбки укоротились до колен, стали более свободными и прямыми, что позволяло танцевать и активно двигаться.

1950-е: «Нью-лук» Диора
Послевоенный период ознаменовался возвращением к подчёркнутой женственности. Кристиан Диор представил свой «нью-лук» с пышными, расклешёнными юбками длиной до середины икры

1960-е: Мини-революция
Мэи Куант представила миру мини-юбку, которая стала символом молодёжной культуры. Эта короткая юбка полностью изменила представления о женской моде, став вызовом традициям и символом свободы.

1970–2000-е: Бесконечное разнообразие
После 1960-х годов мода на юбки стала невероятно разнообразной. Появились все возможные длины — мини, миди, макси, а также различные фасоны: прямые, клёш, плиссе, юбки-карандаш, юбки-шорты и многие другие, предлагая женщинам беспрецедентный выбор.
XX век стал свидетелем самых радикальных изменений в истории юбки, отражая глубокие социальные и культурные сдвиги, которые привели к невиданному ранее многообразию стилей.
Юбка сегодня: Универсальность и многообразие
-
Универсальный элемент
В современном гардеробе юбка является по-настоящему универсальным элементом. Она может быть адаптирована для любого случая, подчёркивая индивидуальность и стиль.
-
Вечерние и спортивные
Вечерние юбки из роскошных тканей, украшенные вышивкой или пайетками, создают элегантные образы. Спортивные юбки, выполненные из функциональных материалов, обеспечивают комфорт во время активного отдыха.
-
Деловые и повседневные
От строгой юбки-карандаш для офиса до удобной джинсовой юбки для повседневной носки — разнообразие фасонов позволяет выбрать идеальный вариант для каждой ситуации.
-
Культурное и модное значение
Юбка продолжает играть важную роль в школьной форме, национальных костюмах по всему миру, а также неизменно присутствует в коллекциях ведущих мировых дизайнеров, оставаясь актуальным элементом моды.
Интересные факты и заключение
-
Шотландский килт
Пожалуй, самый известный пример мужской юбки — шотландский килт, который является символом национальной гордости и частью традиционного костюма. Его ношение подчёркивает богатую историю и культуру Шотландии.
-
Культурное наследие
Во многих культурах мира юбки до сих пор являются неотъемлемой частью мужского гардероба. Это подчёркивает разнообразие традиций и то, как одежда может иметь разные значения в различных сообществах.
-
Символ женственности и свободы
В западном мире юбка часто воспринимается как символ женственности, но её эволюция также показывает борьбу за свободу — от сковывающих корсетов к свободным силуэтам и мини-юбкам, что символизирует расширение прав и возможностей женщин в обществе.
Юбка, пройдя через тысячелетия, остаётся не только функциональным элементом гардероба, но и мощным культурным, социальным и модным символом. Её история — это история человечества, его традиций, изменений и постоянного стремления к самовыражению.
Классификация юбок

![]()
По крою
Количество швов
По силуэту
По назначению
Классификация по назначению: повседневные, спортивные, форменная, для торжественных случаев
Классификация по силуэту: прямые, заюженные, раслешонные.
Классификация по количеству шву: бесшовные, одношовные, двухшовные, многошовные.
Классификация по консртукцию (покрою) прямые, клиньевые, конические
П
рямые
юбки состоят из двух
деталей:
переднего и заднего полотнища с вытачками.
Прямые юбки могут иметь разрезы, складки, сборки, кокетки, карманы и т.д.

Клиньевые юбки:
Состоят из нескольких клиньев, расширяющихся к низу.
Различают юбки из четырёх шести и более клиньев.
В швы можно добавить вставки для получения юбки «годе».

Конические юбки:
самые простые по конструкции.
Они шьются без вытачек, состоят из одной или двух деталей
(юбка – солнце, юбка – полу-солнце, юбка – клеш и т.д.)

Для построения чертежа
основы прямой юбки
нужно снять следующие необходимые
мерки:
1-обхват талии;
2-обхват бедер;
3-длина спины до талии;
4-длина изделия
Прибавка на свободное облегание для юбки, брюк.

Расчет и построение чертежа прямой юбки
Основные измерения Прибавки
Ст = 33,4 см Пт =1
Сб = 46 см Пб = 2
Дтс = 41,8
Ди=55см
|
№ |
Конструктивный участок |
Обозначение на чертеже |
Направ ление |
Расчетная формула |
Расчет, см |
|
|
|
1 |
Линия низа |
ТН |
|
Диз + 1= 55+1 см |
56 |
|
|
|
2 |
Линия бедер |
ТБ |
|
0,5*Дтс – 2 см = 0,5*41,8-2 Типовая фигура 18 ÷ 20 |
18,9 |
|
|
|
3 |
От точек Т. Б. Н вправо проводим горизонтальный линии талии, бедер и низа |
|
|||||
|
4 |
Ширина линия бедер |
ББ1 |
|
Сб+ Пб = 46+2 |
48 |
|
|
|
5 |
Положение боковой линии |
ББ2 |
|
(Сб/+Пб)2=48/2 |
24 |
|
|
|
6 |
От точки Б1 и Б2 отложим вверх и вниз линии на пересечении линии талии отмечаем точки Т1 и Т2, на линии низа пересения обозначаем точки Н1 и Н2 |
|
|||||
|
7 |
Ширина талии |
ТТ3 Т1Т4 |
|
(Ст + Пт)/2 +( р.в 2÷3)= (33,4+1)/2+3 |
20,2 |
|
|
|
8 |
От () Т3 и Т4 отложим 1 см и обозначим Т3' и Т4' |
|
|||||
|
9 |
Соединяем () Т3' с Б2 и Т4' с Б2. На отрезках Т3' Б2 и Т4' Б2 находим середину () 1 и 2. И отлжим ┴ 0,5 см |
|
|||||
|
10 |
Положение задней вытачки |
ТТ5 |
|
8÷9 см (0,4 ББ2=0,4*24) |
8 |
|
|
|
11 |
Глубина задней вытачки |
Т5В |
|
11-13 |
12 |
|
|
|
12 |
Ширина задней вытачки |
Т5Т7 ꞊ Т5Т8 |
|
Ширина выточки/2= 3/2 |
1,5 |
|
|
|
13 |
Положение передней вытачки |
Т1Т6
|
|
9-10см (0,6*Б1Б2 =0,6*24 |
9 |
|
|
|
14 |
Глубина передней вытачки |
Т6В1
|
|
9-12 |
11 |
|
|
|
15 |
Ширина передней вытачки |
|
|
Ширина вытачки/2= 3/2 |
3 |
|
|
|
16 |
По линии талии задней полотнище вниз ТТꞌ꞊ 0,5 см и Т1Т1ꞌ꞊ 1 см |
|
|
||||
|
17 |
Расположение шлицы |
Длина |
|
ТН /3 ꞊56/3 |
18,7 |
|
|
|
ширина |
|
7-8 |
8 |
|
|
||


Физминутка для глаз



Закрепления нового материала:
1 задание: «Метод аквариум»
Студентам предоставляется конструктивный участок изделия, ответы помещены в бутылку с водой. Задача студентов найти правильный ответ.


-
Линия низа? (Диз + 1)
-
Линия бедер? ( 0,5*Дтс – 2 см)
-
Ширина линии бедер? (Сб+ Пб)
-
Положение линии бедер? ((Сб+Пб)/2)
-
Ширина талии? (Ст + Пт)/2 +( р.в 2÷3))
-
Положение задней вытачки? (8÷9 см или (0,4* ББ2)
-
Глубина задней вытачки? (11-13)
-
Положение передней вытачки? (9-10см или (0,6*Б1Б2 )
-
Глубина передней вытачки? (9-12)
-
Длина шлицы? (ТН/3)
3 задание: Кроссворд
Выполнянтся на платформе wordwall.net

Вертикаьно:
2. Название юбки произошло от арабского слова?
6. Расчетная формула 0,5*Дтс – 2 см конструктивный участок линии?
7. Расчетная формула (Ст+Пт)/2 + р.в (2-3) определяющий ширину?
8. По покрою?
Горизонтально:
-
По способу носки одежда бывает плечевая и ...?
3.Юбки по силуэту различают: зауженные, расклешонные и ...?
4. Классияфикация юбок по количеству швов: бесшовные, одношовные, многошовные и ...?
5. По конструкции?

Ответ:
3
задание:
Найди пару на
платформе Wordwall
«Конструктивные линии прямой
юбки»

Повторение техники безопасности
П
овторение техники безопасности проводится в форме
загадки: студентам загадывается загадка, ответ на
которую указывает на определённый вид оборудования (например,
ручная швейная машина или утюг). После правильного ответа студент
рассказывает правила техники безопасности, связанные с данным
оборудованием



Правила снятия мерок:
-
Мерки снимаю по правой стороне фигулы сантиметровой лентой
-
Талию предворительно опоясывают тесьмой или шнуром
-
Все мерки снимают сверху вниз, вначале спереди, а за тем сзади
-
Измеряемый должен стоять прямо без напряжения, опустив руки
-
При измерении сантиметровую ленту нельзя ослаблять или натягивать
-
Мерки длины и высоты записывают полностью
-
Мерки обхвата и ширины записывают в половинном размере
-
Все велечины записывают в санитметрах
III. Текущий инструктаж:
1.Выполнение заданий обучающимися.
2.Обход рабочих мест мастером п\о:
- проверка правильности организации рабочего места;
-проверка правильности выполнения трудовых приемов;
-проверка соблюдения правил безопасного труда;
-выявление отстающих и оказание им помощи
3. Индивидуальная работа с обучающимися, которые оказались в затруднение при выполнение задания.
IV. Заключительный инструктаж
1.Подведение итога урока:
- Сообщение о выполнении цели урока
2.Приём и оценка выполняемых работ
- Оценка работ обучающихся в соответствии с требованиями к качеству, выставление оценок.
-Заполнение дневников учебной практики
3. Уборка рабочих мест
|
№ |
Критерий |
Максимальный балл |
|
1 |
Активное участие на уроке |
15 |
|
2 |
Правильность снятия мерок |
10 |
|
3 |
Точность выполненного расчёта по формулам |
20 |
|
4 |
Соответствие чертежа пропорциям, аккуратность построения |
10 |
|
5 |
Соблюдение технологии построения прямой юбки (этапы, последовательность) |
15 |
|
6 |
Чистота и аккуратность оформления чертежа |
15 |
|
7 |
Самостоятельность выполнения работы |
15 |
Рефлексия по итогам урока (метод «Светофор»)
Учащиеся оценивают своё понимание материала, используя систему «Светофор» на платформе ClassroomScreen.
Н
ажимают
на соответствующую
кнопку:
— Всё понятно,
могу объяснить другим.
—
В целом
понятно,
но остались небольшие вопросы.
—
Непонятно,
нужна дополнительная помощь.

Информирование о домашнем задании. Повторить тему «Расчет и построение чертежа основы прямой юбки»
шағым қалдыра аласыз













