Подстепновская №1 ОСОШ
Тема: «Ханство К. Касымулы. Поражение восстания, его историческое значение» (открытый урок)
Подготовил: учитель истории Калешов Д.И.
2017-2018 уч.годОткрытый урок на тему: «Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымова», 8 «б» класс.Цели:образовательная: раскрыть роль личности в истории с использованием интерактивных методов обученияразвивающая: вырабатывать умение выделять главное, анализировать исторический материал, работать с документами, развивать навыки устной речи, умение слушать, делать выводы, работать в парах.воспитательная: воспитывать патриотизм, любовь к своей земле, к свободе.Тип урока: изучение и закрепление новых знанийМетоды обучения: репродуктивныеОборудование: учебник, тетради, карта, документы, презентация, видео материал.Новые понятия, термины: вассалитет — система иерархических отношений между феодалами, состоит в личной зависимости одних от других. Причастность к судьбе своего народ — ответственность за ее настоящее и будущее.Ход урока1.Организационный моментДеление на группы, психологический настрой учащихся2. Ориентировочно-мотивационный этап1. Как называются торги, ежегодно организуемые в установленных местах? Ярмарки.2. Как еще называют Букеевскую Орду? Внутренняя3. Кто правил в казахском ханстве 1771—1781 гг.? Абылай хан4. Какой жуз вступил в подданство России в 1731 г.? Младший5. В своем правлении хан Букеевской Орды опирался на правительство — России6. Кто в 1716 г. направил представителей от казахов об оказании помощи в борьбе против Джунгарского ханства? Абулхаир хан.7. Какое государство прекратило свое существование в 1758 г.? ДжунгарияПрочитайте первые буквы ваших ответов. Я ВАМ РАД!Ознакомление с темой и планом урока. «Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымова»
План урока:1. Игра «Мозговой штурм».2. Работа в парах по рядам. Взаимообмен информацией.3. Тонкие и толстые вопросы группы друг другу.4. Видео материал. Характеристика К. Касымова.1. Актуализация знаний через «Мозговой штурм».«Колонизаторская деятельность царизма в Казахстане в 30 гг. 19 в.»1.Все высказанные мысли записываются на доске• усиленные земельные захваты пастбищ • строительство крепостей, опорных пунктов (Орская крепость, Троицкая крепость)• разорение казахских аулов (постоянный кибиточный сбор 1 рубль 50 копеек с кибитки и другие многочисленные сборы)•вооруженные грабежи царскими военными отрядами•систематическое ограничение политической самостоятельности казахских жузовВидео ролик «Кенесары Касымов» 2-3-мин.2. Работа в группах, по рядам1 ряд: Причины, цели восстания1. Притеснения кокандских и хивинских беков2. Походы, грабежи, изъятие земель для создания новых приказов3. Сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана4. Прекращение колонизации казахских земель5. Освобождение казахов из-под власти кокандцев.2 ряд: Характер, движущие силы, начало восстания.1.Национально-освободительный2.Антиколониальный, монархический.Движущие силы: Казахские шаруа, часть султанов, биев, старшин.Начало восстания:1. Требования Кенесары царскому правительству остались без ответа.2. Нападение на Актаускую, Акмолинскую крепости3. Поход в Ташкент и осада кокандских крепостей4. Провозглашение Кенесары ханом5. Столкновения с карательными отрядами В. А. Обручева, П. Д. Горчакова, полковниками Геке и Бизановым, во главе с султанами АхметомЖантореулы, БаймагамбетомАйшуакулы.6. Откочевка аулов Кенесары на юг Казахстана.7. Смерть хана Кенесары в местечке Майтобе.3 ряд: Историческое значение восстания1.Самое крупное антиколониальное восстание2. Явилось составной частью освободительной борьбы народов России3. Показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.Защита класстера3. Тонкие и толстые вопросы группы друг другу.4. Видео материалИспользуя полученный устный и видео материал дать характеристику «Кенесары Касымов — личность и политик». Синквеин Как «ловкий, своеобразный политик» султан Кенесары Касимов отдавал себе отчет в том, что борьба с такой могущественной державой, как Россия, требует объединения сил трех казахских жузов, значительных жертв, использования не только военных, но и дипломатических усилий. Он жестоко подавлял своеволие отдельных султанов, старшин, биев, отколовшихся от народного движения, строго расправлялся с теми, кто поддерживал политику России, но оставался сторонником мирного решения недоразумений с царским правительством. Терпимо относился к военнопленным, в том числе русским, некоторые из которых служили у него, деликатно принимал российских посланцев, да и в характере не обнаруживал жестокость, разве что проявленные в период противоборства с киргизами, хотя вспышки гнева в отношении тех, кто предавал интересы восстания, нарушал воинскую дисциплину, были нередки. Об этом, в частности, свидетельствует поэма «Кенесары — Наурызбай», автор которой поэт, воин Нысанбай, активно участвовал в этом движении. Формативное оценивание 5. Рефлексия«Лестница успеха» - оценивают на сколько изучили и поняли тему. Вопросы учителя:1.У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?2.Кому было некомфортно на уроке? Почему?3.Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?4.Кого можно выделить.Д\З: параграф 13–14, написать эссе1 ряд. Письмо от имени султана Кенесары2 ряд. Письмо от имени султана — сподвижника Кенесары3 ряд. Письмо от имени рядового шаруа — участника восстания
Литература.Козыбаев М. История Казахстана.Учебник для 8 класса общеобр. школ./ М. Козыбаев, К. Нурпеис, К. Жекешев. — Алматы: Мектеп, илл., карты.Хрестоматия к учебнику 8 класса.