Материалдар / открытый урок. О. Сулейменов. "Волчата" 8 класс

открытый урок. О. Сулейменов. "Волчата" 8 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
информация представлен в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Қаңтар 2023
798
6 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Раздел V

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

ФИО педагога: Балабекова А. А.

Школа-лицей №15

Дата: 27.01.2022 год


Класс: 8 «А»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: § 50 О. Сулейменов. Стихотворение «Волчата».

Цели обучения в соответствии с учебной программой

8.1.3.1 – понимать содержание прозаических, драматических и поэтических произведений/фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта;

Г8.2.5.1 – участвовать в диалоге по общественно значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения;

П8.4.3.1 – представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график

Цели урока

создавать тексты на основе представленного материала; различать главную, второстепенную и детальную информацию из текстов; формулировать проблемные вопросы по тексту, интерпретировать предположения, отвечать на разные типы вопросов.

Критерии оценивания

Учащийся:

 - понимает содержание поэтического произведения;

-  определяет ключевые  моменты развития сюжета;

-  анализирует содержание текста в соответствии с заданием;

-  выражает собственное мнение;

-  участвует в диалоге по общественно-значимым  проблемам;

-  аргументирует свою точку зрения

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Ресурсы

Оценивание


Начало урока

3 мин.

I. Организационный момент.

Здравствуйте!

Рада приветствовать вас на уроке русского языка и литературы!





Компьютер


Середина урока


10 мин.




































Усвоение нового материала

15 мин.










































































10 мин.
































5 мин.











II. Актуализация знаний.

Прочитать эпиграф: « Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя! Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!»

Е. Евтушенко.

Тема урока:  О.Сулейменов «Волчата».

Игра «Узнай личность».

- Детенышам волчицы посвящено стихотворение известного казахского поэта.

- Он был геологом, исследователем земных недр.

- По признанию Леонида Мартынова, этот поэт, «творящий на русском языке, целиком остается поэтом казахским». Угадайте, о ком идет речь.

— Сегодня мы кратко поговорим о творчестве этого оригинального поэта, уделив особое внимание его стихотворению «Волчата».


Ребята,  перед вами на слайде фотографии О.Сулейменова. Знакомство с автором.


- Казахский поэт Олжас Сулейменов всегда был горячим защитником природы. Он выступал против бессмысленного ее уничтожения, участвовал во многих значимых акциях. Тема уничтожения природы человеком является одной из самых значимых в его творческом наследии. Ей он посвящал и свои первые стихи, среди которых стихотворение “Волчата”.

А теперь прочитайте название произведения. Можете ли вы предположить, о ком будет говориться в нем? О чём это произведение? Проверяем свои предположения, прочитав его.

III. Изучение нового материала.

Упр. 1. Какие ассоциации вызывает у вас слово волк? Как вы относитесь к волкам?

Составьте кластер

Упр. 2. Прочитайте казахские пословицы и поговорки. Объясните их смысл на русском языке. В какой ситуации их используют? Как вы думаете, почему с волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу? Почему же слава у этих зверей недобрая?

Упр.3. Прослушайте и просмотрите видеозапись стихотворения О.Сулейменова «Волчата». (чтение стихотворения ).

Шёл человек,
Шёл степью долго-долго.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
В густой лощине он увидел волка,
Точней, волчицу,
А, вернее, мать...

Она лежала в зарослях полыни,
Откинув лапы и оскалив пасть
,
Из горла перехваченного плыла
Толчками кровь,

Густая, словно грязь.
Кем? Волкoм? Иль охотничьими псами?
Слепым волчатам это не узнать.
Они, толкаясь и ворча, сосали
Большую неподатливую мать.
Голодные волчата позабыли,
Как властно пахнет в зарослях укроп.
Они, прижавшись к
ранам, жадно пили
Густую холодеющую кровь.
И вместе с ней вливалась жажда мести.
Кому?
Любому
-
Лишь бы не простить.
И будут мстить
В отдельности,
Не вместе.
А встретятся -
Друг другу будут мстить.
И человек пошёл своей дорогой.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
Он был волчатник,
Но волчат не тронул -
Волчат уже

Не защищала мать.

Упр.5. Определите художественно-изобразительные средства выразительности, дополненные риторичесикми вопросами (так он показывает боль от увиденного)

Приём «Найди соответствие»

Сравнение

- “перехваченное горло”, “густая кровь”, “слепые волчата”, “большая неподатливая мать”, “голодые волчата”, “густая холодеющая кровь”.

Эпитеты


- “кровь плыла”, “властно пахнет укроп”.

Олицетворение

- “кровь словно грязь”.

Метафоры

- “с глотками в них вливалась жажда мести”.

Риторические вопросы: Куда? Зачем? Кем? Волком? Иль охотничьими псами? Кому? – обращение к читателям.

Физкультурная минутка


Упр.7. На какие части можно условно разделить стихотворение? Определите: вступление (экспозиция), основную часть развитие основного действия, кульминация), заключение (развязка).


ОТВЕТ:

Вступление (экспозиция):

Первая его часть – это экспозиция – некто идет по степи, цель его путешествия остается загадкой. Он останавливается, пораженный страшной картиной: оголодавшие волчата пьют кровь из перерезанного горла матери. И ужас ситуации даже не в том, что волчица была убита и теперь ее потомство (а малыши еще слепы) может погибнуть. Он в том, что убили волчицу даже не ради шкуры, а просто забавляясь.


Основная часть (развитие основного действия, кульминация):

Картина, которая предстает перед его глазами – кульминационная часть произведения.


Заключение (развязка):

Заканчивается история той же картиной – человек идет по степи. Но автор добавляет мораль: охотник, хотя и был волчатником, не тронул малышей, оставшихся без защиты.


V. Закрепление изученного материала.

Имеет ли права человек, считающий себя единственным властелином природы, распоряжаться жизнью «меньших братьев», которые тоже хотят жить?

Знаете ли вы?

Чтение текста об интересных фактах из жизни волков.

IV. Освоение изученного материала.

Упр. 8. Выпишите слова, характеризующие человека и волка. Дополните диаграмму Венна.





Высказать свое мнение о том, что хотел сказать этим автор.


Учащиеся определяют тему урока.










Учащиеся отвечают на вопрос.

Это Олжас Сулейменов.















Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения.


Ученики выполняют задания. Взаимопроверка (Передают соседу, проверяют по слайдам на доске)


Ученики записывают в тетрадь упражнение.













Обсуждают в паре, делают вывод.













Работают с материалом учебника и со словарями.




























- определяет художественные приемы

- эпитеты;

- сравнение;

- метафоры.




Обсуждают в паре, отвечают на вопросы.






- анализирует каждый эпизод.






Учебник






















Презентация,  интернет ресурсы

























Видеоролик




Учебник














Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки
























После ответа учащиеся получают разноцветные стикеры


плохо : красный удовлетворительно : жёлтый

отлично: зелёный














Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки




После чтения текста

1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».



































Оценивание. Прием «Аплодисменты»



Конец урока

2 мин.

Домашнее задание.

Выучите стихотворение наизусть.

Упр. 9. Литературный диктант по теме «О.Сулейменов. «Волчата»

Для самостоятельного изучения предлагается «УС», стр. 29




Стикеры


Стикеры




Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ