Тема: Звук и буква Ж.
Цели:
1. Образовательные: знакомство со звуком Ж, буквами Жж, дать
характеристику звука, показать зрительный образ-букву; развитие
фонематических представлений; уточнить и закрепить знания учащихся
о диких животных, об обитателях зоопарка. Закрепить знания о
геометрических фигурах. Формировать умение выполнять задание по
образцу, используя готовые детали. Предупреждение оптической
дисграфии.
2. Коррекционные: развивать наглядно-образную память
(зрительную, слуховую, тактильную) через упражнения в запоминании и
воспроизведении учебного материала. Развивать целостность
восприятия, различные мыслительные функции (анализ, синтез);
развивать речевую, мелкую моторику.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к миру животных, доброе
отношение к животным, любовь к ним, заботу о них, воспитывать
положительное отношение друг к другу, формировать положительную
мотивацию к обучении.
Оборудование, наглядность:
презентация, букварь,
компьютерный тренажер «Дельфа-142,1»зеркала, картинки с изображение
животных, презентация, видеоролик о зоопарке, бланки-задания,
геометрические фигуры, схемы слов, разрезная азбука, сигнальные
карточки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Психологический настрой
учащихся.
- ребята, какое время года наступило?
(слайды 1-2)
- скажите, как будет «весна» по-казахски?
(көктем)
- назовите весенние месяцы на русском и казахском
языке
(март – наурыз, апрель – сәүір,
май - мамыр)
-Сейчас какой месяц? Число?
- А что происходит весной?
(ярко светит солнце, появляется травка,
распускаются листочки…)
- какое у нас настроение?
(хорошее, мы улыбаемся, радуемся)
(слайд
3)
- Как вы думаете, надо ли поделиться своим
хорошим настроением с окружающими нас людьми.
- Давайте и мы улыбнемся друг другу, улыбнемся
нашим гостям и с хорошим настроением начнем наше
занятие.
2. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, что происходит весной с
животными?
(они просыпаются от зимней спячки, из далеких
стран прилетают перелетные птицы, просыпаются и
насекомые)
- посмотрите, проснулись и насекомые
(слайд
4).
- Посмотрите, бабочка полетела, а жучок никак не
может взлететь. Давайте поможем ему.
(Дыхательная гимнастика «Жук полетел».
Методические указания: щеки не надуваем, струя
воздуха непрерывная).
Молодцы ребята, вы помогли жуку и теперь ему
будет легко летать
(слайд 5- жук летит)
3. Постановка цели задач урока
А) - прослушайте слова и назовите первый звук в
этих словах:
жук, жираф, животные (звук Ж)
- с чем можно сравнить звучание звука Ж в природе
(с жужжанием жука)
- итак, ребята, сегодня мы будем, учиться
правильно произносить звук Ж в слогах и словах, а также поговорим о
животных, в названиях которых есть звук Ж, поговорим о животных
живущих живут в природе и в зоопарках.
- а чтобы проговаривать все правильно наш язычок
должен потренироваться, сделать гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика
(зеркала)
А) Увидев солнышко (какая хорошая погода) наш
Язычок тоже решил прогуляться,
Он вышел на улицу, и решил полежать на
солнышке:
упр. «Лопаточка (язычок отдыхает)».
Б) Отдохнув, он пошел качаться на
качелях:
упр. «Качели»
Методические указания: широкий язык поднимается к
верхней губе, затем опускается к нижней.
В) Но вдруг, набежали тучки, и пошел теплый
весенний дождик, увидел Язычок грибок и спрятался под
него:
упр. «Грибок»
Методические указания: прижать широкий язычок
всей плоскостью к небу, и не опуская языка, раскрывать и закрывать
рот в таком положении (язык напоминает шляпку гриба, а растянутая
подъязычная связка – его ножку).
Г) сидит Язычок под грибочком и кушает вкусное
варенье
упр. «Вкусное варенье» - рот открыт, губы в
улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая
движения язык сверху вниз.
Хорошо прогулялся наш язычок, вернулся домой в
хорошем настроении и теперь он готов к работе.
5. Разбор артикуляции и характеристика звука
Ж
А) уточнение артикуляции
звука Ж:
- посмотрите в зеркало и
произнесите звук Ж.
(прослушать каждого
ребенка)
- в каком положении находятся органы артикуляции
при
произнесении звука Ж;
- губы округлены и слегка
вытянуты вперед;
- зубы сближены, но не соприкасаются;
- передняя часть спинки языка широкая, поднята к
«бугоркам»;
- голосовой «моторчик» работает;
- струя воздуха обильная, теплая.
- дайте характеристику звука Ж
(согласный, звонкий, твердый)
(слайд7 – уклад органов)
6. Развитие фонематического
восприятия:
А) Игра «Будь внимателен!»
(хлопнуть в ладоши, услышав звук Ж в ряду других
звуков).
- Хорошо, справились с заданием.
Теперь, поработаем с картинками и обратимся к
логопедическому тренажеру. Какое же у нас будет задание?
Б) Логопедический тренажер
«Жельфа-142»
Задание - «Картинки» (какая картинка начинается с
той же буквы)
- и с этим заданием вы справились
успешно!
В) поднять сигнальные карточки с изображением
жука
услышав звук Ж в ряду слов ( слон, лев, жираф,
жаба, лиса, ужи, заяц, ежик, волк, кабан, олень, моржи, белка, жук,
зебра…)
- о ком мы сейчас говорили (о
животных)
7. Обогащение словаря по теме «Дикие
животные»
А) Ребята, а где в природе живут животные? (в
лесу, в горах, в степи и т.д.)
- назовите животных, которые обитают в
природе
- а в городе, где можно увидеть диких (редких)
животных?
(в зоопарке).
Что означает слово «зоопарк»
- парк для животных
- правильно, и в нашем городе есть небольшой
зоопарк – биологический центр, который вы посещали.
- Как выглядят животные в зоопарке (спокойно,
ухоженные, довольные)
- Чтобы животные чувствовали себя хорошо, были
спокойно, как нужно вести себя в зоопарке
Б) Правила поведения в зоопарке
(слайд – правила
поведения в зоопарке)
НЕ кормите животных;
НЕ дразните животных;
НЕ пугайте животных;
НЕ заходите за ограждение;
НЕ просовывайте руки в клетки;
Соблюдайте тишину и чистоту
В) Видеопрогулка
Давайте сходим на видеопрогулку в мир животных, и
посетим зоопарк, будьте внимательны, запомните животных, с которыми
вы встретитесь (видеоролик)
- Итак, мы просмотрели фильм, о жизни животных в
зоопарке,
скажите, каких животных мы с вами
увидели?
- В названиях каких животных есть звук Ж. (жираф,
ежи, моржи)
8. Физминутка
Сходили мы на прогулку, немного устали, давайте
отдохнем
По зоопарку мы гуляем (маршируют на
месте)
И медведя там встречаем (раскачивание
туловища)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса (дети всматриваются вдаль,
держат ладони над бровями, повороты)
Мы лисичку обхитрим
На носочках побежим (бег на месте на
носочках)
Подражаем мы зайчишке
Непоседе-шалунишке (ладони на головы, прыжки на
месте)
Но закончилась игра
Заниматься нам пора (вернуться на
место)
9. Фонематические представления
А) - Пока мы отдыхали, к нам приехала машина с
животными из зоопарка (сигнал, слайд с животными на
машине)
- Посмотрите, здесь лежит письмо, давайте его
прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! В нашем зоопарке,
случилась беда: сильным ветром были сломаны дома для зверей. Наши
строители заболели и не могут нам помочь. Может быть, вы сможете?
Помогите, пожалуйста!
С уважением, директор зоопарка»
- Для кого мы будем строить дома?
(дети называют животных, Л. дает детям животное
для постройки жилища)
- на столе у нас лежат разные геометрические
фигуры
(назвать фигуры и цвет), давайте из них соберем
домика для пострадавших животных
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием, и
теперь у наших животных есть свои жилища. (спросить у детей, для какого животного был
построен домик, почему ты решил что здесь живет жираф? н-р: я
построил дом для жирафа)
Б) фонематический анализ
-А теперь, давайте подпишем, для кого мы
построили домик
жаба, жираф, ёжик, морж ( раздать буквы из разрезной
азбуки)
- давайте соберем слова-названия животных из букв
разрезной азбуки - сколько букв в слове жаба?
- мы знаем, звуки в словах могут находиться в
начале, в середине и в конце слова, назовите позицию звука Ж в
слове.
В) выбрать подходящую схему к выложенному
слову
(дать каждому по 3 схемы, ребенок выбирает
нужную схему и выкладывает под словом)
Животные – жираф, жаба, моржи, ежи
- Молодцы, ребята, помогли животным, и теперь они
могут возвращаться к себе домой, в зоопарк.
- А мы продолжаем работать со звуком и буквой
Ж
10. Развитие мелкой моторики, предупреждение
оптический дисграфии
А) посмотрите на букву Ж, она похожа на
жука.
Сложите из палочек букву Ж или сложить
разрезанную букву. (спросить, какого цвета палочки)
11. Подведение итогов занятия.
- какой звук мы учились произносить?
- названиях каких животных встречается звук
Ж?
- уточнить артикуляцию звука Ж.
- наш Жучок доволен. Давайте вместе сним споем
песенку жука:
Жу-жу, жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу-
Зная твердо букву эту
Я жужжу весной и летом!