Открытый урок по русской литературе на тему«В жизни всегда есть место подвигу»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Открытый урок по русской литературе на тему«В жизни всегда есть место подвигу»

Материал туралы қысқаша түсінік
Цели урока: Образовательные: Показать силу воздействия «Песни» на читателя Развивающие: Развитие умений сравнивать, сопоставлять, обобщать; развитие внимания, воображения, совершенствование правильной устной речи. Воспитательные: Воспитание у школьников уважения, самостоятельности, волю, определение своей роли в жизни общества, воспитание активной жизненной позиции. Тип урока: урок-исследование с элементами критического мышления. Методы: - по характеру познавательной деятельности: проблемные, исследовательские; - по степени активности учащихся: конструктивные, творческие; - по характеру мыслительной деятельности: аналитические, сравнения; - по организации деятельности: индивидуальный, групповой.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Открытый урок по русской литературе на тему «В жизни всегда есть место подвигу» (по произведению М.Горького «Песня о Соколе» в 9 классе


Цели урока:

Образовательные: Показать силу воздействия «Песни» на читателя

  Развивающие: Развитие умений сравнивать, сопоставлять, обобщать; развитие внимания, воображения, совершенствование правильной устной речи.

 Воспитательные: Воспитание у школьников уважения, самостоятельности, волю, определение своей роли в жизни общества, воспитание активной жизненной позиции.

Тип урока: урок-исследование с элементами критического мышления.

Методы:
- по характеру познавательной деятельности: проблемные, исследовательские;
- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
- по характеру мыслительной деятельности: аналитические, сравнения;
- по организации деятельности: индивидуальный, групповой.

Формы: индивидуальная, групповая.

 Оформление: интерактивная доска, видео, портрет А..М. .Горького.
Эпиграф: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.»
А.М.Горький.
«Максим Горький… Певец жизни, Человека, Красоты. Его необыкновенный художественный мир – мир легендарных героев, человеческих мыслей и чувств, романтических устремлений»

Высказывания писателей о смысле жизни.
«Самый жалкий человек – это человек без стремлений»
Абай. Слова назидания. Слово 44

«Это, брат, ….хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни и становятся покойниками, скучнейший народ»
М. Горький. Письмо к сыну.



                                                   Ход урока

Сообщение цели и задач урока.

Ученики получают карточки с рассыпанными словами. Собрав слова, рассаживаются по группам.
1 группа: биографы ( 1868, Варвара Васильевна, Нижний Новгород )
2.группа: литературоведы ( Автобиографические повести, Макар Чудра, «Всемирная литература»

Опрос домашнего задания

Заполнить таблицу «Верные и неверные утверждения» по творчеству А.М.Горького.
(Группы обмениваются таблицами и выполняют задания. Затем группы оценивают ответы.)

Биографы



Писатель с детства зарабатывал себе на жизнь, что побудило взять себе псевдоним Горький.


М.Горький начал работать с 28 лет


Он вышел из низов народных и поднялся на высокие вершины человеческой культуры


М.Горький жил в 18 веке (+ в 20 веке)


Писатель родился 1878 году


В 15 лет поехал в Казань, чтобы получить образование


В 5 лет остался без родителей


Родился писатель в Нижнем Новгороде


В 15 лет поступает в университет


В городе Царицын работал сторожем на железной дороге

      Литературоведы


Пешков – это настоящая фамилия писателя.


А. М. Горький воспитывался у бабушки и дедушки


Написал произведение «Морская царевна»


А. М. Горький сказал о значении книг в своей жизни: «Всем лучшим во мне я обязан книгам»


А.. М. Горький написал романтическое произведение «Песня о Буревестнике»


А.М.Горький написал автобиографическую трилогию «Детство», «Юность», «Мои университеты»


Писатель с 1901 года открыто выражал свои взгляды на революционные движения.


На творчество казахского писателя С.Сейфуллина повлияли рассказы М.Горького.


«Друг, самый близкий сердцу, самый понятный и дорогой человек» в жизни Горького была бабушка.


Горький автор пьес «На дне» , « Дачники», «Васса Железнова» и романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина»

Составление комментария к рисункам. Дополнить комментарий словами из словаря. Оценить ответы групп.
Биографы: «Сокол»
Литературоведы: «Уж»

Учитель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с романтическим произведением А.М.Горького " Песня о Соколе" В качестве опережающего задания я дала девочкам Буранбаевой Айше и Жайлебаевой Айлане подготовить мини- проект " Энциклопедия одного слова" Айша по слове Сокол, Айлана -Уж. Давайте послушаем их ( защита проектов)


БИЛИМ ЛЕНД Аудиохрестоматия Песня слушаем

Вопросы блиц-опроса
« Биографы»

- С какой картины разворачивается повествование?

- Кем рассказана история о Соколе и Уже?

- Любимое занятие Рагима-оглы?

- В какое время суток происходит разговор между автором и Рагимом-оглы?

- Где встретились Уж и Сокол?

- Как получил раны Сокол?
«Литературоведы»

- Кому принадлежат слова «… летай иль ползай – конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»?

- О чем мечтает Сокол?

- Где нашел смерть Сокол?

- В чем прелесть полетов на небо по мнению Ужа?

- С чем сравнивается песня о гордой птице и как она описывается?

- Кому предназначена «Песня о Соколе»?

Биографы Стратегия «Дневник тройной записи» . Заполнить таблицу.
Биографы: Характеристика Сокола
Литературоведы: Характеристика Ужа

Герои «Песни»

Место, где живут герои

Речь и действия героев

Стремления героев

Сокол

На небе


Пал с неба, храбро бился, славно пожил, гордо крикнул


Стремится взлететь в небо, храбро биться, ощутить счастье битвы

Уж

В ущелье


Вполз, лег, свернувшись в узел, отполз проворно, прошипел, испугался


Спокойно ползать в сыром и душном ущелье


Литературоведы 9. Дискуссионная карта»
Вопрос:
Согласны ли вы, что Сокол и Уж относятся положительным героям?

Вопросы

Сокол

Уж


«да»

«нет»

«да»

«нет»

Что значит жить?

Для Сокола жить- значит храбро биться, видеть небо, высоко летать



Для Ужа жить-значит жить спокойно, без волнений, без тревог, без желания что-нибудь изменить в жизни

Что значит небо?

Для Сокола- счастье, свобода



Для Ужа- пустое место, пустыня без дна и края

Где живет и обитает

Небо, небесная даль



В ущелье, где темно, пахнет гнилью и душно

Жизненная позиция

Стремление к свободе, к счастью





Жить спокойной жизнью

Цитаты, подтверждающие позицию героев

«Есть только две формы жизни: гниение и горение. Мужественные и щедрые изберут вторую.»



«Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую»

Высказывания писателей о смысле жизни

«Это, брат, ….хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни и становятся покойниками, скучнейший народ» М. Горький. Письмо к сыну.




«Самый жалкий человек – это человек без стремлений»
Абай. Слова назидания. Слово 44

Игра «Полиглот»

Строки из текста докончить нужным словом и перевести на английский и казахский языки

1. группа Биографы

  • Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в ….(в море) sea ( си) теңіз

  • Подполз он ближе к разбитой птице,и прошипел он ей прямо в …очи (ай) көздеріне

  • Сквозь серый камень … вода water сочилась ( уоте) су

2. литературоведы Литературоведы

  • И дрогнул Сокол ,и , гордо крикнул, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня ( слиппери стоунг) тас

  • И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о ( счастье) хеппи нэс… бақыт

  • Безумству храбрых поём мы … песню song ( сон) өлең, ән


9 Работаем по схеме ПОПС

1 позиция Мы думаем, что в жизни всегда есть место подвигу, потому что....



10 Звучит песня " Раненая птица", дети под музыку составляют Синквейн к словам УЖ,СОКОЛ

  • О чем же эта песня – «Песня о Соколе»

  • Тема и идея произведения

Идея – … (стремление к свободе , к счастью)

Тема - … (исключительный герой в обстоятельствах . Природа – действующее лицо)


Рефлексия.
А) Вопрос: С каким чувством вы уходите сегодня с урока?

  • Восхищения

  • Благодарности

  • Удивления

  • Презрения

  • Согласия

  • Разочарования

  • Испуга

Б) Продолжить незаконченные предложения
Мне было интересно ………………
Мы сегодня разобрались ………………..
Я сегодня понял, что ………………………..
Мне было трудно ……………………..

Домашнее задание.
1.Написать эссе «В чем видит Сокол счастье и смысл жизни»
2. Выучить отрывок наизусть

Обсуждение деятельности каждого учащегося.
































Самоанализ урока

В разработке урока использовала инновационные методы и приемы, стратегии критического мышления. Эффективна работа в парах и группах, что вызывает мотивацию у учащихся. Наглядность и видео, использованные на уроке, вызвали у учащихся интерес к творчеству писателя и его романтическому произведению. Показ видео из отрывка и инсценировка отрывка стала для учащихся запоминающимся моментом урока.





Сокол благодаря своей силе и прыти птица хищная заслужено называется главной крылатой птицей на планете. Они проявляют небывалую ловкость в полёте. В реальной жизни птица рода соколов- это самое смертоносное оружие. Прекрасно охотится сокол благодаря своему совершенному, острому зрению. Свою добычу с воздуха он может узреть за километр, а на земле за сто метров.
Сокол прекрасный охотник, удивительно ловкая птица. В своей силе и быстроте полёта птица не сравнится ни с кем. Скорость его полёта достигает 320 км\час и это поразительно. Это хищник гораздо увереннее чувствует себя в воздухе, чем на земле.
Не только в легендах, но и в реальной жизни птица рода соколов – это самое смертоносное оружие Но, как только птица сокол спускается на землю её прыть и ловкость сменяются неуклюжестью и неповоротливостью.
С давних пор люди научились приручать эту сильную птицу, и по сей день сокол, орёл птицы остаются самыми верными и преданными охотнику друзьями, чем и отличаются.

Уж - символ приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности.
Ужи - В мире животных повсеместно встречаются различные виды змей и змееобразных. Одними из самых известных представителей этого класса, бесспорно, являются ужи. Как правило, ужи, в отличие от большинства змей не несут никакой угрозы человеку, поскольку совершенно не ядовиты. Отличить их от гадюк довольно просто: на боках головы у ужей расположены хорошо различимые светлые пятна полулунной формы (обычно желтого, грязно-белого или оранжевого цвета). Иногда встречаются особи без пятен, но крайне редко.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
06.11.2018
386
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі