Работа
с текстом 1и 2
части
Посмотрите на первый слайд,
чей портрет
изображён.
Дя, верно, это
Л.Н.Толстой.
С произведением которого мы
сегодня будем
знакомиться.
Ответьте на
вопросы:
Что вы видите на
картинке?
Что можете рассказать о
человеке на переднем
плане?
Как вы думаете, где это
находится?
Спрогнозируйте, о чем мы будем
говорить.
Чем знаменателен нынешний
год?
Какую дату мы
отмечаем?
В этом году мы отмечаем 175
летие со дня рождения великого поэта казахского народа Абая
Кунанбаева.
Вспомните, какие стихи поэта мы изучали в 1
четверти.
«Зима», «Осень»
Произведение, которое мы будем изучать,
называется рассказ-быль.
Читают, что такое
быль.
Знакомятся с композицией
произведения.
Что
такое композиция?
Как
начинается рассказ?
Что
такое завязка?
Карточка –
информатор
Колодка
– Кусок дерева, служащий основой в некоторых
инструментах, приборах. 2. Кусок дерева в форме нижней части ноги
до щиколотки, употребляемое при шитье обуви. 3.
Деревянное приспособление, надевавшееся в
старину на ноги арестантам для предупреждения
побега.
Сакля
- и, род. мн. -ей, ас. Русское название жилища
кавказских горцев.
Жилин⇒ фамилия происходит от слова "жила". То есть мы
можем сказать, что этот человек обладает мускулами, сам по себе
сухощавый, без лишнего веса. Наверняка он обладает силой,
выносливостью и другими отличными физическими
данными.
Костылин⇒ от
слова "костыль".
1. Палка с поперечиной, закладываемой
под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым (или людям с больными
ногами).
2. Палка, посох с загнутым верхним
концом.
Задание 1.
Ответьте на вопросы.
Подкрепляйте свои ответы словами из
текста.
1.Почему рассказ называется
«Кавказский пленник»?
2.Какова причина, заставившая
Жилина отправиться в путь?
3.В чем заключалась опасность
пути?
4. Как договорились вести себя
герои, уезжая от обоза, и как себя вели, столкнувшись с
горцами?
5. Как определилась судьба
Жилина, затем и Костылина в
плену?
6.Что заставляет Жилина
торговаться с татарами и написать письмо на несуществующий
адрес?
Определяют фрагменты рассказа
по картинкам.
Задание 2. Восстановите хронологию событий в
тексте:
1. Встреча Жилина и
Костылина
2. Служил на
Кавказе
3. Вынимай
ружьё
4. Письмо
матери
5. Жилин едет в
отпуск
6. Приехали в
аул
7. Жилин видит – дело
плохо
8. Схватили его
татары
Задание 3. Найдите
пословицы, соответствующие теме
рассказа. 1.Друзья познаются в
беде 2.Семь раз отмерь, один раз
отрежь 3.Знал бы где упадешь –
соломки бы подстелил
4.Семеро одного не
ждут. 5.Сам погибай , а товарища
выручай 6.Смелому – уважение, трусу –
презрение
Проверь
себя:
1.Друзья познаются в
беде.
5. Сам погибай , а товарища
выручай
6.Смелому – уважение, трусу –
презрение.
Какие значения у слов «уважение» и
«презрение»?
Что
они выражают?
Как
называются такие слова?
Антонимы – это слова с противоположным
значением.
|