Туркестанская
область
Ордабасинский
район
Общая
средняя школа им.Б.Онтаева
Урок
русского языка в 10 «а» классе на тему " Синтаксис и
пунктуация"
Подготовила: Жанкожа
М.Е., учитель русского языка и
литературы
С.Караспан
Тема
урока: " Синтаксис и
пунктуация"
Цели
урока:
ознакомить с новой темой, научить различать виды простых
предложений, правильно составлять предложения, объяснить значения
слов через контекст, развить познавательную активность, учить
выбирать более точные и выразительные слова для оформления мысли,
развить внимание, память, воспитать интерес к предмету, любовь к
чтению, умение работать в группе, активность, любовь к
природе.
Методы: репродуктивный,
частично-поисковый.
Средства
обучения:
информационное средство мультимедийного кабинета и интерактивной
доски. (Возможность увеличить объём тренировочных упражнений,
создать яркие зрительные образы, облегчить запоминание,
организовать внимание
уч-ся).\
Ход
урока:
1.Организационный
момент.
2.Психологический
настрой. (Все повторяют за учителем и поднимают руки
вверх)
Слайд 1.Станция
«Логическая»
3.Мозговой
штурм.
-Ребята
обратите внимание на слайд № 1.Вопросы для мозгового
штурма.
Что
находится между рекою и берегом? ( буква
и)
Что стоит
посредине земли? (буква м )
Слайд 2.Станция
«Строители».
1
группа.Перестройте сочетания слов в соответствии со схемой
существ.+прилаг.
-
Окунь
из моря
-
Каша
из гречки
-
Ваза
из хрусталя
-
Дом в
два этажа
-
Платок
из ситца
2
группа. Сколько предложений можно составить из данных слов
:
-
Комната, освещала,
лампа.
Слайд 3-4.Тема и число урока. Цели
урока.
Слайд 5.Станция
«Теоретическая»
1.Что такое
словосочетание?
2.Назовите виды словосочетаниии
?
3.Какая
подчинительная связь называется
согласованием?
4.Какая
подчинительная связь называется управлением?
5. Какая
подчинительная связь называется примыканием?
6.Чем
отличается предложение от словосочетании?
7.Какие
единицы не являются словосочетаниями?
4.
Переход к новому материалу. Слово
учителя.
А теперь
обратите внимание на стихотворение И.Никитина “Полюбуйся, весна
наступает…” (чтение наизусть стих. учителем). Учащиеся определяют в
каждой строчке стихотворения подлежащее и
сказуемое.
Слайд 6.Станция
«Поэтическая»
Полюбуйся, весна
наступает
Журавли
караваном летят
В ярком
золоте день утопает,
И ручьи
по оврагам шумят.
Скоро
птицы опять соберутся
Сколько
гнезд понавьют посмотри,
Что за
звуки, за песни польются?
День-
деньской от зари до зари.
О чем
пишет поэт в стихотворении? (Птицы прилетят, и
т.д.)
5.Словарная
работа.
Какие
новые слова встретились в тексте? (Объясните значение этих слов и
переведите на родной язык)
Летят
караваном – летят в большом количестве
По оврагам – по маленьким горкам
Понавьют гнёзд – совьют много гнезд
От зари до зари- с утра до
вечера
Выразительное чтение стихотворения учениками.
Найдите в каждой строчке
Стихотворения подлежащее и
сказуемое.
Слайд 7.Станция
«Схематическая»
6.
Объяснение нового
материала.
И как вы
уже заметили, какими словами и выражениями поэт воспевает
весну!
И чтобы
выражать свою мысль, и что-то спросить, о чем-то сообщить – нам
помогают словосочетания и
предложения.
А
словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке
– синтаксис.
Предложение – основная синтаксическая единица языка,
которая служит средством общения. Предложением называется слово или
несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или
подтверждение (совет, просьба,
приказ).
Предложение имеет грамматическую основу
(подлежащее и сказуемое) или одно из них. Предложения делятся на
простые и сложные . Простые делятся на односоставные и
двусоставные. Сложные предложения делятся на союзные и
бессоюзные.
Задания
для учащихся: дописать сведения о простых и сложных
предложений.
7.
Закрепление нового
материала.
Слайд 8.Станция
«Цифровая»
8.Разделите текст на предложения. В каждом
предложении найдите главные члены предложения. Чем они
выражены?
1
группа .Была
тихая звездная ночь тихо стоял темный лес на берегу горы казались
выше высокий месяц обливал все своим светом бурлившая днем горная
река присмирела все вокруг уснуло на короткое
время.
2
группа.по
учебнику упр, 8 тоже надо разделить на
предложения.
Слайд 9.Станция
«Обобщающая»
9 1
группа :Составьте кластер о простых
предложениях.
2
группа:Составьте кластер о сложных
предложениях.
11. Домашнее задание : упражнение 12 ,
повторить правила.
12.
Итог урока.
Рефлексия.Рефлексия
проводится по пяти пальцам.
Выставление
оценок.