Материалдар / Открытый урок "Склонение имен существительных во множественном числе" 3 класс
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Открытый урок "Склонение имен существительных во множественном числе" 3 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Цель: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе. Задачи: упражнять в склонении существительного множественного числа; развивать логическое мышление, память, речь, умение работать с информацией; воспитывать интерес к изучению языка.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
20 Наурыз 2019
1091
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе. 

                

Цель: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе.

Задачи:  упражнять в склонении существительного множественного  числа; развивать логическое мышление, память, речь, умение работать с информацией; воспитывать интерес к изучению языка.

Полингвальный компонент: вокзал- темир жолы вокзалы, railway station.

Оборудование: учебник русского языка, тетради, карточки-задания, толковый словарь, доска.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Всё у меня в порядке: 
Учебник, ручка, дневник и тетрадки.
На уроке не ленюсь, 
Быстро я всему учусь.

2. Словарная работа (орфографическая и лексическая). (на доске)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции...

Где может происходить это действие? (на вокзале)

Действительно, на вокзале. (слово вокзал появляется на доске)

Давайте скажем всё, что знаем об этом слове:

- Сколько в нём букв? Звуков? (7 букв и 7 звуков, 4 согласные и 3 гласные)

- Сколько слогов в этом слове? (два)

- На какой слог падает ударение? (на второй слог)

- Произнесите это слово, выделив ударный слог.

- Какие орфограммы надо запомнить? Вокзал (безударную гласную “О” и согласный звук “К”)

- Ребята, а кто может дать толкование этого слова?

- А какое лексическое значение слова вокзал даёт нам толковый словарь? (Вокзал - это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции или на пристани). Полингвальный компонент: вокзал- темир жолы вокзалы, railway station.

3. Чистописание.

Массаж рук

На дворе пошёл снежок: стучим пальчиками по столу легонько сначала одним, потом другим, третьим, четвёртым, пятым. Ручки замёрзли! Потрём ладошки .... Мы перчаточки надели, расправили, ручками повертели, разогрели. Скажем хором: нам не страшен холод. Снимаем перчатки. Приступаем к чистописанию.

- Запишите это слово вокзал столько раз, сколько поместится на одной строке. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть буквы, которые нужно запомнить.

- Кто составит предложение с этим словом? (Работа у доски)

Подчеркнём в нём грамматическую основу. Обозначим род, склонение, число и падеж слова вокзал. Выделим окончание. Проверим (сильная или слабая позиция?).

4. Постановка темы урока.

- А теперь вернёмся к записанному мною на доске отрывку из стихотворения Маршака.

- Найдите существительные в этом тексте.

Дама, багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
собачонку.
даме, на станции
квитанции…

- Среди названных существительных одно лишнее? Какое? (квитанции)

- Почему? ( мн.ч.)

- Откуда узнали? (по слову четыре)

5. Подготовка к усвоению новой темы.

- Я буду называть существительные в единственном, а вы во множественном числе и будем записывать их в два столбика: 1 - сущ.ед.ч., 2 – сущ. мн.ч.

- Только вот как мы сумеем доказать, что образованные нами существительные будут употреблены во множественном числе? Ваши предположения? (существительные в ед.ч.обозначают один предмет, а сущ.во мн.ч.-несколько предметов)

- А что скажет научный сотрудник? (подготовленный ученик читает на стр. 122 правило)

Работаем с комментированием у доски. Выделяем окончания у сущ. во мн.ч.

Страна, край, апельсин, яблоко, дочь, тигр, парта, стол, метель, снега, туча, облако, сердце, печь.

- Какие окончания имеют существительные во множественном числе именительном падеже?

-и -ы -а -я

Проверьте себя, прочитав вывод на стр.123 учебника (самостоятельное чтение).


6. Физкультминутка.

Подсолнух.

Во дворе растёт подсолнух, 
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) 
Рядом с ним второй, похожий, 
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) 
Вертим ручками по кругу. 
Не задень случайно друга! 
Несколько кругов вперёд, 
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) 
Отдохнули мы чудесно, 
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

7. Открытие нового знания. Исследовательская работа.

- На какие типы склонения разделяются все имена существительные? (1, 2, 3-е скл.)

- Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?

- Давайте проверим ваши предположения.

Мы разделимся на группы и проведём исследование.

Вы должны будете поставить во множественное число существительные:

Страна, конь, ель и просклонять. (работа в группах)

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

 

Страна

конь

ель

И.п.

 

 

 

Р.п.

 

 

 

Д.п.

 

 

 

В.п.

 

 

 

Т.п.

 

 

 

П.п.

 

 

 

 К доске приглашаются ученики и выступают.

- Что вы заметили? (окончания не зависят от склонения)

8. Вывод.

- Какой вывод можно сделать? (во множественном числе существительные не различаются по склонениям)

А что скажет научный сотрудник? (стр. 124 правило)

- Так что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (что существительные во множественном числе по склонениям не различаются)

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

Склонение имён существительных во множественном числе. (появляется на доске)



9. Самостоятельная работа.

Упр.244. Скопируйте текст, выделите окончания существительных во множественном числе.

10. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята давайте вспомним:

- Что обозначают имена существительные во множественном числе? (много предметов)

- Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? (окончание)

- Различаются ли по склонениям имена существительные во множественном числе? (нет)

- Что на уроке было интересным?

- А что оказалось трудным?

11. Домашнее задание.

Стр. 122–124 (правило) упр. 243

- Спасибо за урок! Вы молодцы!





























Самоанализ урока русского языка по теме: «Склонение имен существительных во множественном числе».

                

Цель: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе.

Задачи:  упражнять в склонении существительного множественного  числа; развивать логическое мышление, память, речь, умение работать с информацией; воспитывать интерес к изучению языка.

Полингвальный компонент: вокзал- темир жолы вокзалы, railway station.

Оборудование: учебник русского языка, тетради, карточки-задания, толковый словарь, доска.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, групповая.

Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока- обобщение изученного. Тип урока определяет его структуру. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:

Организационный момент. Словарная работа. Мотивация к деятельности.

Работа с предложением. Чистописание. Постановка темы урока. Подготовка к усвоению новой темы Физкультминутка. Открытие нового знания. Исследовательская работа. Вывод. Самостоятельная работа. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления, трудности в запоминании и усвоении материала.

Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. Слово «Смогу» дало детям положительный настрой на весь урок. Дети самостоятельно определили тему и цель урока. Приём закрепления в виде теста вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.

Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное.

На уроке реализованы следующие принципы:

1. принцип адаптивности ( каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития, работа в группах, работа в парах.)

2. принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано по нарастающей: от простого к сложному).

3. принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков, это такие темы: « Члены предложения», « Орфография»).

4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).

5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.)

Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровье сберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.

Урок цели достиг.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!