1.Игра «Найди лишнее
слово».
Космос, космонавт, ракета, космический.
(Ракета)
Какое значение имеет слово «ракета»? –Летательный
аппарат. –Снаряд для фейерверков. –Быстроходное судно на подводных
крыльях
Какое значение подходит в нашем
случае?
Ракета -
словарное слово.
Космонавт –
человек, совершающий полёт в космос.
Космический –
относящийся к космосу.
Запись слов в тетради, составление с ними
предложений
-Что такое «космос»
мы выяснили, а теперь можно отправиться в путь. В космос полетим на
ракете. Для того, чтобы попасть в ракету нужно выполнить следующее
задание.
2.Красные карточки (оценка 5)
Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам
прогулка, билет, выход, ягодка.
Синие карточки (оценка 4)
Разбери слова по составу: повар, снежинка,
загадка, прогулка.
Жёлтые карточки (оценка 3)
Отметь какие из данных слов являются родственными
слову «вода»: водичка, водитель, водоём,
водокачка.
-С
заданием все справились. Молодцы! Вот мы с вами уже и в
ракете.
– Внимание! Взлёт! Наша ракета мчится
вперёд!
-Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе?
(планеты, спутники, звёзды)
3.Послушайте мой рассказ и найдите слово, которое
употребляется в разных формах.
Впереди небо, которое усыпано множеством
звёзд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звёзды голубого,
жёлтого, красного цвета. Расстояния между звёздами огромны. Мы
летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звёздах сложить
песню.
(Звёзд, звёзды, звёздами, о
звёздах)
-Вот мы с вами и прибыли на планету
«Окончание»
4.Составить из данных слов
предложения:
школьники, делают, зарядка, утром ученики,
нашего, любят, класс, спорт укрепляет, спорт,
здоровье
-Что вы сделали, чтобы связать слова в
предложения? (Изменили окончания в словах)
-Что такое окончание? Для чего служит
окончание?
-Мы
продолжаем наше путешествие.
Следующая планета очень необычная,
фантастическая.
А
давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но
сначала вспомним, какие части есть у дерева? (Корень, ствол, ветки,
листья.)
-А
какая часть самая главная? (Корень)
-А
дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нём вырастут
новые слова.
Корень нашего дерева –уч-. Чтобы оно выросло, надо ответить на
вопросы:
а)
Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)
б)
Почему вас так называют? (т.к. учимся) в) Как называют того
человека, который учит? (учитель)
г)
Какую пословицу про ученье мы знаем?
(Ученье – свет, а неученье -
тьма)
Запишем эти слова: ученики, учимся, учитель,
ученье, неученье. Выделите корень.
-Какие это слова?
(однокоренные)
–Почему они так называются?
–Что
же такое корень? (Корень – главная, неизменяемая часть слова, общая
часть всех родственных слов)
Корень таит в себе много загадок –
орфограмм.
5.Разделите слова на три группы по видам
орфограмм:
солнце, болеть, зуб, честный, варенье, сад,
звёздный, бегут, сказка.
|