Материалдар / Открытый урок "Состав слова "
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Открытый урок "Состав слова "

Материал туралы қысқаша түсінік
Помощь молодым учителям
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
19 Мамыр 2021
513
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Раздел: Моя школа.

Лексическая тема: История школьных вещей.

Тема: Разбор слова по составу. (Закрепление).


УРОК: рус- ский язык

Школа:ГУ «Краснооктябрьская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района»


Дата:

Имя учителя:Умуртаева Н.Б.


КЛАСС: 3

Количество присутствующих:


Количество отсутствующих:

Цели обуче- ния, кото- рым посвя- щен урок:

2.1.1.1 обобщить знания учащихся о составе слова

2.2.3.1 совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

2.3.8.2 определять части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова.

3.8 Соблюдение грамматических норм.

Предполага- емый ре- зультат:

Все учащиеся смогут:

Повторить части слова.

Большинство учащихся смогут:

Выделять значимые части слова.

Подбирать однокоренные слова.

Подбирать слова к схемам.

Некоторые учащиеся смогут:

Определять части слова.

Выделять корень, окончание, приставку, суффикс.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Состав слова, части слова, приставка, корень, суффикс, окончание, одноко- ренные слова, родственные слова, пословица, вопрос, текст, рассказ, стихо- творение, загадка, предложение, упражнение, ответ.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Космос , космические тела.



Материал прошедших уроков

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в се- редине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделитель- ный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова.


План


Временное планиро- вание

Планируемые мероприятия



Ресурсы



Настрой учащихся к уроку.

I.Организационный момент.




Создание положительного эмоционального настроя

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный,

Сегодня у ребят урок уж больно важный.



-Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и наш урок принесёт вам радость.





Определение темы и целей урока.



























II.Сообщение темы урока.


-Догадайтесь, что это?
1)
Я у дуба.
   Я у зуба.
   Я у слов и у цветов.
   Я упрятан в темноту.
   Я не вверх, а вниз расту
 (корень).
-  Как догадались? Докажите словами из загадки.

2) После корня он стоит,
     Перед окончанием.
     Его я, если заменю,
     Другое слово получу.
     Обозначу уголком.
     Называю домиком
 (суффикс).

- Как догадались? Докажите.

3) Перед корнем есть……..
     Слитно пишется она.
     И при помощи ……….
     Образуются слова
 (приставка).

- Какое слово пропущено в стихотворении? Почему?
4) 
На конце любого слова
     ………….. ищет Вова.
     С другим словом держит связь.
     ……………он найдет.
     Его в рамочку возьмет
  (окончание). 
-Какие слова помогли догадаться, что это окончание?

-Ребята, на предыдущих уроках мы работали над темой «Состав слова».

-Что значит разобрать слово по составу? (Находить части слова и выделять их).

-Сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придётся активно поработать на уроке.













III.Минута чистописания.


-А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда мы отправимся вы должны отгадать загадку.


Состоит из точек свет, Полна горница планет.

-Кто догадался? (В космос)



-Кто знает значение этого слова?

-В толковом словаре значение слова «космос» определяется как «вселенная», «мир».

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «космос»?

-Давайте вспомним, как пишутся заглавная и строчная буквы Кк. Кккк кК кКк ккк .


Разгадывание ребуса.

Космос- словарное слово.

Сравнение произношения и написания слова.




IV.Работа по повторению

1.Игра «Найди лишнее слово».


Космос, космонавт, ракета, космический. (Ракета)


Какое значение имеет слово «ракета»? –Летательный аппарат. –Снаряд для фейерверков. –Быстроходное судно на подводных крыльях


Какое значение подходит в нашем случае?


Ракета - словарное слово.


Космонавт – человек, совершающий полёт в космос.


Космический – относящийся к космосу.

Запись слов в тетради, составление с ними предложений


-Что такое «космос» мы выяснили, а теперь можно отправиться в путь. В космос полетим на ракете. Для того, чтобы попасть в ракету нужно выполнить следующее задание.


2.Красные карточки (оценка 5)

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам прогулка, билет, выход, ягодка.

Синие карточки (оценка 4)

Разбери слова по составу: повар, снежинка, загадка, прогулка.

Жёлтые карточки (оценка 3)

Отметь какие из данных слов являются родственными слову «вода»: водичка, водитель, водоём, водокачка.


-С заданием все справились. Молодцы! Вот мы с вами уже и в ракете.

Внимание! Взлёт! Наша ракета мчится вперёд!

-Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звёзды)


3.Послушайте мой рассказ и найдите слово, которое употребляется в разных формах.

Впереди небо, которое усыпано множеством звёзд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звёзды голубого, жёлтого, красного цвета. Расстояния между звёздами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звёздах сложить песню.

(Звёзд, звёзды, звёздами, о звёздах)

-Вот мы с вами и прибыли на планету «Окончание»


4.Составить из данных слов предложения:


школьники, делают, зарядка, утром ученики, нашего, любят, класс, спорт укрепляет, спорт, здоровье


-Что вы сделали, чтобы связать слова в предложения? (Изменили окончания в словах)

-Что такое окончание? Для чего служит окончание?


-Мы продолжаем наше путешествие.

Следующая планета очень необычная, фантастическая.

А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья.)

-А какая часть самая главная? (Корень)

-А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нём вырастут новые слова.

Корень нашего дерева –уч-. Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:


а) Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

б) Почему вас так называют? (т.к. учимся) в) Как называют того человека, который учит? (учитель)

г) Какую пословицу про ученье мы знаем?

(Ученье – свет, а неученье - тьма)


Запишем эти слова: ученики, учимся, учитель, ученье, неученье. Выделите корень.

-Какие это слова? (однокоренные)

Почему они так называются?

Что же такое корень? (Корень – главная, неизменяемая часть слова, общая часть всех родственных слов)


Корень таит в себе много загадок – орфограмм.


5.Разделите слова на три группы по видам орфограмм:

солнце, болеть, зуб, честный, варенье, сад, звёздный, бегут, сказка.




V.Физкультминутка.


Встаньте дружно из-за парт

И скорее стройтесь в ряд!

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Поработаем ногами,

Раз, два, три!

Поработаем руками!

Раз, два, три!

Улыбнёмся: день хороший,

И похлопаем в ладоши


VI.Обобщение знаний по теме


-Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Мы продолжаем наш путь по направлению к планета «Приставка».

На этой планете живут приставки, их очень много. (На доске появляется изображение планеты)

6.раз-, вы-, об-, до-, про-, из-, под- Образуйте с помощью этих приставок и корня

уч- новые слова


-Что такое приставка? Для чего она служит?


7.В каком слове есть приставка по- ?

Подоконник, подорожник, подосиновик, пододеяльник ;

приставка об-?

Обновить, обить, обучить, обмотать.


-Двигаемся дальше по вселенной. Перед нами планета ….. Название планеты вы сами мне назовёте.


8.Что нужно отбросить у слова тракторист чтобы получилось название машины? (суффикс)


Запишите полученные слова. Выделите суффикс.

-Вот и мостик!

-Что же такое суффикс? Для чего он служит?



VII. Подведение итогов.




















VIII.


Вот мы с вами посетили все планеты. Какие планеты мы посетили? Что такое окончание, корень, приставка, суффикс? (Это части слова - морфемы) Находя эти части в слове, мы делаем разбор слова по составу. Прежде чем мы вернёмся домой, давайте закрепим это умение.


9.Разбор слов по составу: сад, садик, садовый, посадить.



-Нам пора домой.

10. Разгадывание кроссворда



Мы покидаем с вами галактику Морфем.

Возвращаться нам пора По местам мои друзья! Из полёта возвратились, Мы на землю приземлились.


Выставление оценок. Домашнее задание.

Итог урока.
-Какова была тема сегодняшнего урока?
-Назовите морфемы слова.
-Какие задания понравились?
-Что было интересно?
-Какие задания показались трудными? Почему?











Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!