Материалдар / Открытый урок в 6 классе"По страницам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Открытый урок в 6 классе"По страницам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Материал туралы қысқаша түсінік
Урок прошел дистанционно
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Ақпан 2021
906
2 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Раздел долгосрочного плана:

6.2

Тема Рождества в литературе.

Школа: школа-лицей № 5

Дата:15.12.2020

ФИО учителя:Куспанова А.С.

Класс: 6 г

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Урок

Тема урока

По страницам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

6.1.6.1 – давать развернутые ответы на вопросы;

6.3.3.1 – сопоставлять фрагменты произведения

6.АИ5 -характеризовать героев

уметь грамотно и последовательно излагать свои мысли

Цели урока

Учащиеся могут:

  • участвовать в обсуждении вопросов и заданий, давать развернутые ответы на вопросы;

  • сравнивать фрагменты в произведении «Ночь перед Рождеством».

- давать характеристики героям повести

Критерии оценивания

дает развернутый ответ на вопрос;

сравнивает героев повести «Ночь перед рождеством»

-– сопоставляет фрагменты произведений

Привитие ценностей



Данный урок направлен на развитие ценностей: академическая честность, культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство. Привитие ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся.

Межпредметные связи

Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: заданий, связанных с сюжетами произведений русской и казахской литературы; иллюстраций.

Предварительные знания


Изучая раздел «Тема Рождества в литературе», учащиеся познакомились с понятиями пейзаж, пространство, время; с традициями и обычаями украинского народа. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на обобщение знаний учащихся по теме раздела «Тема Рождества в литературе», развитие интереса к чтению, стимуляцию мыслительной деятельности через различные виды интеллектуальных и ролевых игр.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока



  1. Целеполагание. Учитель сообщает тему урока, цель обучения и цели урока:

  • участвовать в обсуждении вопросов и заданий, давать развернутые ответы на вопросы;

  • сравнивать фрагменты в произведении «Ночь перед Рождеством». А знаете, что мне хочется пожелать вам больше всего на свете? Простого человеческого тепла. Просто тепла. Когда родные глаза смотрят на вас и вам становится от этого так хорошо, что кажется, больше ничего не нужно для счастья. Пусть тепло не уходит из вашей жизни и согревает вас в самые лютые морозы. Пусть это тепло помогает вам жить и любить. Я желаю вам на уроке прекрасного настроения.

  • Мы сейчас живём в преддверии новогодних праздников, когда случаются сказочные и фантастические чудеса. И сейчас у нас есть возможность отправиться в такое волшебное путешествие, вспоминая страницы повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

Презентация

Середина урока























Учитель:

Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – рождения Иисуса Христа, но вместе с тем злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, стараются заставить людей нарушить христианские заповеди.

- Какие из них вы знаете? 

Сейчас мы пройдемся по страницам повести и вы покажете свои знания по пройденному материалу.

II. Итоговое повторение. Смотр знаний.

  • «Аукцион знаний».

Учащиеся делятся на команды

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы викторины «Аукцион знаний» (Презентация, слайды).

За каждый правильный ответ группа получает один балл. По результатам «Аукциона знаний» определяется лучшая команда.

ФО Наблюдение учителя, обратная связь.

«Аукцион знаний».

(за каждый правильный ответ –1 балл)

Вопросы для 1 команды:

  1. Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве (Сотник).

  2. Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро (сундук).

  3. Казак, который, согласно молве, был «немного сродни черту» (Пацюк).

  4. За какую одежду Пацюка прозвали Пузатым? (за шаровары).

  5. Что спрятал черт в карман? (месяц)

  6. Зачем черту нужно украсть месяц с неба? (отомстить Вакуле).

  7. Какое условие ставит Оксана кузнецу? (выйдет замуж, если он достанет черевички, как у царицы).

  8. Что хотел заключить черт с Вакулой? (договор).

  9. Кто угодил в мешки в избе Солохи?(черт,Голова,дьяк,Чуб)

10.Почему за помощью Вакула обращается к Пузатому Пацюку?(он знался с нечистой силой)


Вопросы для 2 команды:

  1. Имя одного из поклонников Солохи, отца Оксаны (Корний Чуб).

  2. В какой город поехал Вакула за подарком для Оксаны? (в Петербург).

  3. Где находился чёрт, когда Вакула попал к царице? (в кармане).

  4. Зачем отправился Вакула к царице? (за черевичками).

  5. Песни, которые распевали в канун Рождества (колядки).

  6. Как звали мать кузнеца? (Солоха).

7 Как к известию о смерти кузнеца отнеслась Оксана? (встревожилась

8/ Как звали возлюбленную кузнеца? (Оксана)

9.За что черт мстит кузнецу? (кузнец нарисовал в церкви с цену страшного суда)

10. К кому отправились Чуб и кум предрождественскую ночь? (к дьяку)

Вопросы для 3 команды:

  1. Название трубки для курения (люлька).

  2. Что или кто помешало Чубу пойти к дьяку на кутью? (метель).

  3. Фамилия придворного царицы, полководца, гетмана Украины (Потемкин).

4.Какой подарок готовил кузнец Оксане? (сундук расписной).

5.Кто такие “парубки”? (парни).

6.Блюдо, которое смаковал Пацюк (вареники со сметаной).

7.Куда прятала своих гостей Солоха? (в мешки).

8.Кто такой стряпчий? (чиновник по судебным делам в 19 веке).

9. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? (Екатерина Вторая и князь Потёмкин)

10. Как кузнец отблагодарил чёрта? (отвесил чёрту три удара хворостиной)


III. Работа в группах.

Каждая группа в конце урока должна ответить на вопрос: «В чем уникальность произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Задания для групп. Группы выступают со своими сообщениями.

Группа 1 Литературоведы

«Добро и зло в повести «Ночь перед Рождеством»?»

Почему повесть похожа на волшебную сказку? 
– Нечистая сила – это зло. Если есть зло, то должно быть и добро. Кто олицетворяет собой добро? (Вакула) Почему?
– В чём смысл названия повести? (В ночь перед Рождеством наступает разгул нечисти, это последние часы её существования, поэтому она стремится как можно больше напакостить добрым людям – захватить их души в плен, заставить их совершить грех).
– Кого чёрт решил погубить?
– Удалось ли ему это? Почему Вакула не поддался чёрту?  (Он глубоко верующий человек).
– Было ли у Вакулы желание совершить грех? Какой? Почему?
– К какому выводу подводит нас автор? (Добро и зло идут рядом, часто они соседствуют в душе одного человека. Нужно только уметь их распознать и победить зло.)


Группа 2 «Фольклористы»

Рождественские традиции.

1.Как называется звезда, возвестившая миру о рождении  Иисуса? (Вифлеемская).

2.В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать. Что делали дети и молодёжь? (Пели рождественские песни).

3.В рождественскую ночь традиционно показывали вертеп. Что это такое? (Спектакль о рождении Иисуса).

4.Литературный жанр, непосредственно связанный с Рождеством?                   (Рождественская сказка)            

5.В какой стране впервые появилась рождественская открытка?

(В Англии).

6.Символом чего является Рождественский венок?
(Благополучия и свет)

7.Куда и зачем вешался Рождественский венок?
(На входную дверь, чтобы хозяин услышал звон колокольчика на венке и понял, что пришли гости).

8. Как называется время, когда проходят рождественские праздники с народными играми и песнями? (Святки)

Группа 3 «Этнографы»

Быт и одежда казаков.

  • Найдите в тексте эпизоды, описывающие жизнь жителей хутора.

  • Выпишите из них строчки, наиболее ярко изображающие жизнь украинского народа.

  • Подумайте, каких сказочных персонажей напоминает герой повести Н.В. Гоголя Вакула?

  • В чем проявляется сила и красота гоголевского героя?

  • Сравните образ Вакулы из повести «Ночь перед Рождеством» с образом Алдара-Косе из казахских народных сказок.

Критерий оценивания – сравнивает фрагменты повести,сравнивают героев повести.

ФО Взаимооценивание.

находит в повести указанные в задании фрагменты;

сравнивает эпизоды;

находит схожие черты;

находит отличительные черты;

делает выводы.

Дифференциация.

Более мотивированным учащимся учитель предлагает выполнить творческие задания.

Критерий оценивания и дескрипторы прописаны в «Методических рекомендациях».


IV.Работа с учебником. Стр 86, упр 13

Буханец- небольшой хлеб.

Галушки-клецки.

Жупан - род кафтана.

Коровай – свадебный хлеб.

Люлька – трубка.

Пампушки – кушанье из теста.

Плахта – нижняя женская одежда.

Рушник – полотенце.

Хутор – небольшая деревушка.

V.Викторина «Угадай кто это?»

Викторина:

              «…Ей от роду не больше 40 лет. Она была  ни хороша, ни дурна собою. Трудно  быть хорошею такою в такие года. Однако ж, она умела причаровывать к себе самых степенных казаков». (Солоха ) 

              «….Давно уже, лет 10 назад, а может,15, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: нигде не работал, спал четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по ведру». (Пацюк) 

              «…Одна только ночь оставалась шататься   ему на свете: но по ту сторону выискивал чем бы выместить на кузнеце свою злобу…» (Черт)  

              «Ей не минуло еще  17 лет, как во всем свете, и  по ту сторону Диканьки  столько  речей было про нее ». (Оксана ) 

              «….В сундуках у него водилось много всякого полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха».  (Чуб) .

              «Он был богобоязливый человек и писал часто образа святых, и теперь ещё можно найти в церкви его евангелиста Луку». (Вакула) 

              «Он подошел к ней поближе, кашлянул, усмехнулся, дотронулся своими длинными пальцами ее обнаженной полной руки и произнес: «А что это у вас, великолепная  Солоха?» (Дьяк) 

              «…Он решился молчать, рассуждая: «Если закричит, чтобы его выпустили и развязали мешок, глупые девчата разбегутся, подумают, что в мешке сидит дьявол, и он останется на улице, может быть, до завтра». (Голова)

Дескрипторы:

дает ответ на вопрос;

соблюдает речевые нормы языка.

VI. Развернутый ответ на вопрос.

Итогом работы на уроке станет развернутый ответ на вопрос, который был озвучен в начале урока: «В чем уникальность произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

Учащиеся индивидуально отвечают на вопрос.

Работа проверяется учителем.

Перед началом выполнения задания совместно с учащимися вырабатываются критерии оценивания и составляются дескрипторы к заданию.

Критерий оценивания – дает развернутый ответ на вопрос.

Дескрипторы:

дает развернутый ответ на вопрос;

приводит примеры и цитаты из произведения;

использует изобразительно-выразительные средства языка;

соблюдает речевые нормы языка.

Народность произведения высоко оценил В. Г. Белинский. Именно его словами мы завершаем урок: "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального:- все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя".


Презентация


Стикеры разных цветов и форм




Презентация






























Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!