Знакомство с темой
и целями урока. Женские образы в повести Б.Васильева «А зори здесь
тихие»
Предтекстовый
этап.
Задание1.Определите основные проблемы повести (не менее 5).
Какие из них, на ваш взгляд, являются более актуальными?
Расположите их по степени актуальности.
(Для учителя)
Проблемы повести:
1.Патриотизм русского народа
2.Массовая инициативность людей.
3.Проблема нравственного выбора.
4.
“У войны не женское лицо”.
5.Бесчеловечность войны)
(Класс делится на
5 групп. У каждого свой персонаж, по мере выступления групп
заполняется таблица).
- Назовите главных
персонажей повести.
Текстовый
этап
2.Заполните таблицу, выражая собственные мысли лаконичными
тезисами.
Имя героини
|
Соц.происхождение
|
Довоенная жизнь
героини
|
Черты характера
героини
|
Что привело героиню на
войну?
|
|
|
|
|
|
КО. Характеризует героев произведения, определяя их роль в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения, используя
цитаты из текста;
Дескрипторы
-
характеризует героя;
-
использует цитаты из текста
-
определяет роль персонажа в произведении;
-
высказывает свое отношение
1
группа – Женя Комелькова КРИСТИНА
2
группа – Рита Осянина АРУЖАН
3
группа - Лиза Бричкина ТОНЯ
4
группа - Галя Четвертак ЯНА
5
группа – Соня Гурвич НАСТЯ
УЧ-ЛЬ Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в
повести незаметно вырастает ёмкий собирательный образ русской
женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины.
-
Что объединяет девушек?
(
Для учителя следующие сцены:
1)когда Рита Осянина убивает своего первого немца. Потрясение от
убийства, хотя оно и являлось справедливым возмездием, настолько
велико, что на поздравления девчат, «она улыбалась наклеенной
улыбкой. Всю ночь её трясло.»
2)
такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в рукопашном бою,
когда впервые должна убить врага прикладом по голове.
Объединяет всех героинь
повести их готовность без колебаний вступить в бой с
врагами.
Против целой диверсионный
группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооружённых до
зубов, встали пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок
для себя и не думая даже о них, делают всё, чтобы остановить врага.
И ради этого они не жалеют жизней своих).
Как погибает каждая из
девушек?
Женя погибла во время
перестрелки
Рита покончила с собой
чтобы не быть обузой
Лиза тонет в
болоте
Галя попала под вражеские
пули
Соня пошла в разведку и
ее убили
Учитель:
Постановка проблемного вопроса.
- Почему, по вашему мнению, все девушки погибают?
(Война очень жестокой была. И гибель девушек подчёркивает эту
жестокость.
На
одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот
вопрос, подчеркнул: надо иметь ввиду, что речь идёт о немецких
десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах,
тогда ещё не сдавшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было
платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один
старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно знали,
за что они отдали свои жизни.)
- Как вы понимаете эти слова?
«Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а
детей рожать, ведь матери – они!»
Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая
ниточка в бесконечной пряже человечества».
Из письма туриста Эпилог(читает учитель)
Почему Б.Васильев назвал свою повесть «А зори здесь
тихие»?
|