Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Овладение искусством активного слушания
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Емберді Әлия Акбарқызы
учитель русского языка и литературы специализированной школы-гимназии для одарённых детей №90 г.Шымкент, Казахстан
Овладение искусством активного слушания
Активное слушание - это фундаментальный навык, который выходит за пределы академической науки и имеет решающее значение для успеха в различных сферах жизни. В образовательной среде развитие навыков активного слушания необходимо для вовлечения учащихся, понимания и развития эффективной коммуникации. В этой статье мы рассмотрим важность обучения навыкам активного слушания, изучим проблемы и преимущества, а также предоставим практические стратегии для педагогов по развитию этого важнейшего навыка у учащихся.
Активное слушание - это больше, чем просто слушание слов; оно предполагает полное понимание и реагирование на то, что сообщается. В классе учащиеся, обладающие навыками активного слушания, лучше понимают инструкции, участвуют в содержательных дискуссиях и формируют отношения сотрудничества со сверстниками. За пределами академической сферы эти навыки незаменимы для развития эмпатии, разрешения конфликтов и достижения успеха в профессиональной деятельности.
В современную цифровую эпоху учащихся постоянно отвлекают от учебы, начиная от смартфонов и заканчивая социальными сетями. Эти отвлекающие факторы могут помешать им сосредоточиться и полностью усвоить представленную информацию. Педагоги должны решать эти проблемы, внедряя в учебный процесс стратегии, способствующие развитию внимательности и концентрации.
Учащиеся могут испытывать трудности с активным слушанием, если они не полностью вовлечены в процесс обучения. Традиционные методы преподавания в виде лекций могут вызвать незаинтересованность, и учащимся будет сложно сосредоточиться. Проведение интерактивных мероприятий может повысить вовлеченность и создать благоприятную среду для активного слушания.
Разнообразие в классе, как с точки зрения культуры, так и языка, может создавать проблемы для активного слушания. Учащиеся из разных языковых семей могут столкнуться с трудностями в понимании и интерпретации разговорной речи. Учителя должны использовать инклюзивные стратегии, учитывающие различные стили обучения, и оказывать дополнительную поддержку учащимся, которые могут в ней нуждаться.
Учащиеся с сильными навыками активного слушания лучше понимают сложные концепции и инструкции. Это, в свою очередь, положительно сказывается на их успеваемости, поскольку они могут эффективнее усваивать и запоминать информацию.
Активное слушание - краеугольный камень эффективного общения. Учащиеся, развивающие этот навык, становятся искусными в связном изложении своих мыслей и вдумчивом ответе сверстникам. Эти улучшенные коммуникативные навыки выходят за пределы класса, готовя учащихся к успеху в различных личных и профессиональных контекстах.
Активное слушание способствует развитию эмпатии, побуждая человека искренне понимать других и общаться с ними. В классе этот навык способствует формированию чувства общности и инклюзивности, поскольку учащиеся учатся ценить различные точки зрения и опыт.
Педагоги служат мощным примером для подражания своим учащимся. Демонстрируя активное слушание во время лекций, дискуссий и общения один на один, учителя устанавливают стандарты внимательного и заинтересованного поведения. Такое моделирование создает позитивную учебную среду, в которой учащиеся с большей вероятностью будут подражать такому поведению.
Включение интерактивных мероприятий, требующих от учащихся активного участия в изучении материала, может значительно улучшить их навыки слушания. Групповые дискуссии, взаимное обучение и интерактивные проекты дают учащимся возможность практиковаться и развивать умение активно слушать.
Внедрение практики осознанности в учебный процесс может помочь учащимся преодолеть отвлекающие факторы и развить сосредоточенное внимание. Внимательные учащиеся в начале или в конце занятия могут создать благоприятную атмосферу для активного слушания, способствуя ощущению спокойствия и присутствия.
Предоставление четких и кратких инструкций очень важно для развития активного слушания. Преподаватели должны сформулировать ожидания от слушания во время лекций или дискуссий, подчеркнув важность внимательного поведения и активного вовлечения в материал.
Полезным может быть выполнение конкретных заданий, направленных на развитие навыков активного слушания. Например, преподаватели могут включать аудиозаписи или проводить ролевые игры, побуждая учащихся обобщать, задавать вопросы или давать продуманные ответы на основе услышанного.
Включение периодов рефлексии в учебный процесс позволяет учащимся оценить свои навыки слушания. Поощрение самоанализа и предоставление конструктивной обратной связи помогают учащимся выявить области, требующие улучшения, и лучше осознать свои навыки слушания.
Признание и удовлетворение различных потребностей учащихся имеет решающее значение для обучения активному слушанию. Предоставление расшифровок или дополнительных материалов для аудирования, многоязычная поддержка и использование наглядных пособий могут помочь разным учащимся.
Список литературы:
1. Ибрагимова Л.А., Сарапулова А.Е. Развитие умений активного слушания у будущих учителей иностранного языка//NIZHNEVARTOVSK STATE UNIVERSITY. – 2023. №4. – с. 27.
2. Цицер. Л. Чудеса активного слушания. - Москва, 2023. – 276 с.
3. Сонина Н.В. Развитие навыка активного слушания как один из способов повышения качества обучения//Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. – 2022. – с. 22-24.