Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Патриотическое воспитание на уроках НВП
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Патриотическое воспитание на уроках НВП
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В современных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства любви и гордости за свою страну, за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому, формирование чувства любви к родному краю, к природе.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают внеклассные мероприятия в школе.
Развитие казахстанского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.
Важность патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент
Казахстана Н.А.Назарбаев. В своём ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «что новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации.
Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины.»
Также лидер нации выделил и то, что без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства.
Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста.
Государство и народ должны это осознавать и работать вместе.
Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде всего гордость за страну и ее достижения.
Но сегодня на новом этапе состоявшегося государства такое понимание уже недостаточно. Мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос.
Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы.
Только такой подход дает нам прагматичный и реалистичный взгляд на вопрос патриотизма и его воспитания.
Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле».
Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Воспитательные традиции казахского народа связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие. В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности.
Проблема патриотического воспитания требует изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений, оказывающих влияние на общественное сознание, мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, на процесс воспитания и практику социально-педагогической деятельности в стране. Особое значение приобретает поиск и разработка новых подходов к воспитанию школьников, учитывающих систему их ценностей и интересов, соответствующих тенденциям развития казахстанского общества и системы образования.
Актуальность педагогического наблюдения за проблемой патриотического воспитания у современных казахстанских школьников обосновывается в следующем:
во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры патриотизма, его роли и места в системе воспитания подрастающего поколения в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации.
во-вторых, противоречием между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социальным, деятельностным) в формировании важнейших качеств современных школьников.
в-третьих, необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у школьников с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в обществе изменений на основе создания в начале XXI в. в нашем государстве условий, способствующих патриотическому воспитанию, реализации соответствующих сегодняшним реалиям методов, форм, средств воспитания патриотизма у школьников.
в-четвертых, необходимостью обеспечения большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриотического воспитания школьников.
в-пятых, потребностью государства в обеспечении защищенности личности, общества и государства с учетом наличия многочисленных внешних и внутренних угроз национальной безопасности, в первую очередь связанных с резко активизировавшейся деятельностью террористических и экстремистских организаций.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что концептуальное и технологическое решение проблемы патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ является весьма актуальным для развития педагогики, в целом для казахстанского общества.
Патриотическое воспитание школьников призвано педагогическими формами и методами формировать и развивать у юного гражданина важнейшие морально-психологические качества, которые необходимы ему и как будущему защитнику Отечества, готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности личности, общества, государства, так и в целом как человеку, личности, труженику, гражданину Казахстана: твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдача, законопослушность, решительность, настойчивость.
Прежде всего, патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства.
Целью патриотического воспитания является формирование у школьников глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины и в целом - воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества и его граждан, решение задач укрепления целостности и единства страны, упрочения дружбы народов Казахстана.
С начала XXI в. в Казахстане во многом благодаря усилиям, как руководства страны, так и общественности, и непосредственно научного сообщества, гуманитариев, педагогов, работников сферы образования отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений, силовых структур. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений.
Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях.
Следовательно, задача воспитания граждан-патриотов, стоящая перед педагогами, работниками сферы образования, весьма сложная и ответственная.
С учетом указанных обстоятельств необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов патриотического воспитания позволит педагогам, участникам процесса воспитания достигнуть требуемого результата - привить современному школьнику чувства патриотизма, гражданственности и соответствующие личностные качества.
Непосредственной нормативно-правовой основой патриотического воспитания являются такие правовые документы: Конституция Республики Казахстан, " Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы", Закон Республики Казахстан "О правах ребенка"
В целом можно выделить следующие направления патриотического воспитания школьников:
1) воспитание на истории и традициях государства и общества:
- изучение истории Отечества;
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах);
- создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях;
- проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий;
- празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;
2) военно-спортивное воспитание:
- организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории Казахстана, Вооруженных сил, других силовых ведомств;
- организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление коллектива школьников, развитие общественной активности молодежи, формирование качеств, необходимых гражданину, защитнику Отечества;
- проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет и праздников, Дня защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т. п.;
3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов:
- участие военнослужащих в организации и ведении военно-прикладных кружков и секций для школьников;
- организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов;
- проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки, военного дела, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов для граждан, что создает реальные предпосылки проведения мероприятий патриотического воспитания учащихся.
Главная цель патриотического воспитания современных школьников может быть сформулирована следующим образом: воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание и развитие школьника, обладающего важнейшими социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах своей личности, государства и общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности.
Из общей цели воспитания вытекают следующие задачи:
- мировоззренческая подготовка молодежи, приобщение молодежи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры нашего Казахстана;
- создание условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения гражданского и воинского долга;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности;
- воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства;
- формирование и развитие потребности к духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в коллективе.
Главной задачей патриотического воспитания, определяемой его целью, является повышение эффективности этой деятельности, особенно за счет более целенаправленного воспитания школьников в духе высокой социальной активности, мобилизация всех сил общества, его социальных и государственных институтов на активное участие в создании и реализации необходимых условий для воспитания патриотизма у школьников как духовно-нравственной и социально значимой составляющей развития Казахстана.
Таким образом, можно сделать вывод о возможности и целесообразности рассмотрения и реализации патриотического воспитания современных школьников как педагогической программы, включающей совокупность средств, форм, методов, приемов, обеспечивающих достижение целей патриотического воспитания. При этом основную нагрузку по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения должны нести образовательные учреждения, среди которых особую роль призваны играть общеобразовательные школы