«Патриотическое
воспитание на уроках НВП и ТП во внеурочное
время»
Преподаватель-организатор НВ иТП Махимов Серик
Токтарович
«Патриотическое
воспитание – это
систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у
детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Это и определило тему моей методической проблемы:
«Военно-патриотическое воспитание учащихся на уроках НВП и во
внеурочное время». Сущностью моей работы является построение
учебного процесса с учетом индивидуально-психологических
особенностей учащихся, повышение качества обучения при условии
сотрудничества, взаимопонимания, доверия между учителем и
учеником.
Что представляет собой военно-патриотическое воспитание? Это
организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на
сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие школьника с
целью формирования у учащихся высоких нравственных принципов,
выработки норм поведения, должной трудовой, физической и
военно-профессиональной готовности к безупречному несению службы в
рядах Вооруженных Сил, выполнению священного долга по вооруженной
защите Родины. Военно-патриотическое воспитание учащихся включает в
себя морально-политическое воспитание, физическую,
военно-техническую и начальную военную подготовку (НВП).
Особое место в системе работы школы по подготовке юношей к службе в
армии занимает начальная военная подготовка, я стараюсь увлечь
учащихся своим предметом, при этом использую следующие основные
методы: метод убеждения, метод примера, метод упражнения, метод
поощрения. Основной формой учебного процесса по начальной военной
подготовке, конечно же остается урок. Но дополнительные занятия во
внеурочное время помогают в углублении и совершенствовании знаний,
умений и навыков будущих воинов.
Именно с этой целью в нашей школе проводятся всевозможные
внеклассные мероприятия: беседы, классные часы («Казахстан в годы
ВОВ», «Офицеры-казахстанцы в годы ВОВ», «Как создавалась
Казахстанская армия?»), тематические линейки в которых
отслеживается хронология событий ВОВ и событий, связанных с
Вооружёнными силами Республики Казахстан:
Учебный процесс, строю с
учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся,
повышение качества обучения при условии сотрудничества,
взаимопонимания, доверия между учителем и
учеником.
Основной формой учебного
процесса по начальной военной подготовке был и остается урок. Урок
НВП начинается с построение, с дачи рапорта командиром отделения.
Осмотр внешнего вида. Изложение новой темы закрепление, повторение
предыдущей темы. Календарный план разбит на темы: Строевая
подготовка, огневая, тактическая, гражданская
оборона.
Изучая основы данных
направлений, тренируются в использовании средств индивидуальной
защиты. Полученные знания и практические навыки ребята успешно
реализуют на практике во время учебно-полевых
сборов.
Цель военно-патриотического
воспитания предполагает сотрудничество с различными общественными и
государственными организациями. Представить себе данную работу без
тесного взаимодействия с воинской частью
невозможно.
Проводится большая работа
по профориентации с ребятами, желающими поступить в военные
заведения с приглашением родителей.
Соблюдая и выполняя закон о
государственных символах РК, ежегодно отбираются лучшие ребята
–флаганосцы, они участвуют во всех торжественных мероприятиях школы
и района: 1 сентября торжественная линейка, посвященная Дню знаний,
районное мероприятие по правовому всеобучу и т.
д.
По военно-патриотическому
воспитанию большую роль играют фильмы, которые рассказывают о
подвигах и героизме казахстанских
военнослужащих.
Во внеурочное время
проводятся занятия с учащимися, которые желают узнать больше об
армии, ее героях и подвигах., они рассказывают о своих подвигах и
отвечают на многие вопросы обучающихся.
Воспитанию чувства
патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому
страны способствует ежегодное участие в Параде
Победы.
Сотрудничество с учителями
истории дает учащимся широкие сведения из истории становления
армии, как нашего государства, так и армий других стран,
политической и военной ситуации в мире.
Одним из немаловажных моментов военно-патриотического воспитания
является, использование информационных компьютерных технологий:
поиск необходимой информации по военному делу в Интернете. Здесь
ребята находят необходимые материалы по современному вооружению
стран, модернизации вооружения и боевой техники армии Республики
Казахстан, знакомятся с политическими и военными новостями в мире,
готовят дополнительную информацию к уроку НВП.
Именно практическая направленность занятий и привлекает их. На
уроках НВП будущие воины отрабатывают строевые приемы, изучают
основы огневой подготовки, тренируются в использовании средств
индивидуальной защиты. Полученные знания и навыки ребята успешно
реализуют на практике во время учебно-полевых
сборов.
В системе
военно-патриотического воспитания я стараюсь активнее использовать
разнообразные формы военно-профессиональной ориентационной работы с
молодежью, для ее ознакомления с профессией офицера и службой в
армии. С этой целью приглашаем выпускников школ, которые прошли
военную службу, офицеров запаса, воинов - интернационалистов.
(Внеклассное мероприятие «Встреча трёх поколений».) Знания, умения
и навыки, полученные на уроках НВП, помогли многим моим выпускникам
во время прохождения службы в рядах ВС.РК. Составной частью
военно-патриотического воспитания является физическое воспитание.
Цель физического воспитания допризывной молодежи - укрепление
здоровья, улучшение физического развития и формирование физических
качеств: выносливости, силы, быстроты и ловкости. Все эти качества
ребята проявляют на военно-спортивных эстафетах, проводимых мною
совместно с преподавателями физической культуры
Эти соревнования формируют у учащихся здоровый дух , чувство
коллективизма.
Уровень познаваемости и заинтересованности в изучении предмета НВП
зависит также и от состояния материально технической базы,
обновления стендов, пополнения дидактического и наглядного
материала.
Необходимым компонентом для
кабинета НВП является символика, плакаты по тактической подготовке,
огневой подготовке, строевой подготовке, гражданской
обороне.
Умения правильно
действовать в чрезвычайных ситуациях - жизненная необходимость,
ведь многие несчастья можно было бы предотвратить. Обучение детей
обеспечению безопасности жизнедеятельности - актуальная
педагогическая задача, в решении которой должны принимать участие
не только педагоги, но и родители, общественность, различные
ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье
граждан
Нельзя не сказать и о том,
что для того, чтобы вести такую обширную работу, учитель сам должен
самосовершенствоваться, участвовать в различных творческих
конкурсах, мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства,
повышать свою квалификацию, в том числе и на дистанционных курсах,
дистанционных педагогических конференциях, что позволяет общаться с
огромным количеством коллег, разрешать многие педагогические
проблемы и т.д.
Все это в совокупности
позволяет более эффективно проводить патриотическую работу среди
учащихся разных возрастов, воспитывать в них чувство гордости за
свою школу, свой город, свою Республику, гражданскую
ответственность. А это значит, что каждый из них вырастет настоящим
патриотом своей Родины.