Социально-педагогическая работа с детьми с
задержкой психического развития
Проблема организации помощи детям с задержкой психического
развития является в настоящее время одной из
приоритетных. Все
больше детей с задержкой психического развития обучаются в
коррекционных и коррекционно-компенсирующих классах
общеобразовательной школы. Обучение происходит в среде нормально
развивающихся детей. Специфические особенности социализации детей,
имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так
называемую группу социального риска. Увеличение детей с ЗПР
отмечается во всем мире и проблема их воспитания и социальной
помощи становится актуальной социально-педагогической проблемой.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится
по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и
устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную
профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в
поведении, эмоциональной сфере личности и, таким образом,
оздоровить окружающую его микросреду.
Социально-педагогическая помощь детям с
отклонениями в развитии определяется как система специального
обучения и воспитания. Методика и технологии
социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными
возможностями представлены в работах Л.И Аксёновой, Г.А.Ворониной,
В.А. Никитина, П.А. Шептенко. В работах М.В. Шакуровой,
Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика особое внимание уделено
проблеме определения содержания и системы работы с различными
категориями детей, предлагаются технологии и методики работы по
организации досуга, благотворительности, созданию
предметно-пространственной среды. Применение технологий в работе
социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные
структурные компоненты его деятельности.
Современные исследования как отечественных, так и
зарубежных ученых отводят большую роль искусству как средству
коррекции «Я - концепции» ребенка, его самосознания, потребности в
общении, самоутверждении, признании, негативных эмоциональных
состояний. Арттерапевтические методики способствуют
гармонизации личности детей с проблемами через развитие
способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию
психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических
процессов посредством соприкосновения с искусством. Арт-терапия
рассматривается отечественными и зарубежными учёными (А.И.Копытин,
К.Кейз, Г.Боронско и другие.) как средство психической гармонизации
и развития человека в образовательной практике, как пути к
разрешению социальных конфликтов и обладает очевидными
преимуществами перед другими, основанными исключительно на
вербальной коммуникации, формами работы.
Проявления задержки психического развития
включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в
виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность,
задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления
этого состояния могут быть разнообразные[1].
Нарушения эмоциональной сферы у детей с задержкой
психического развития встречаются чаще, чем у психически здоровых.
Эмоционально-личностные расстройства у детей отражаются в
несформированности высших социализированных форм поведения и
неадекватности поведенческих
проявлений[2].
Детей с ЗПР отличает высокая
тревожность, высокая степень психоэмоционального напряжения,
преобладание негативных переживаний, эмоциональная зажатость,
нарушение эмоционально – личностных связей с близкими
взрослыми. Дети с задержкой
психического развития, как и все остальные люди, направлены на
освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь
общества. Однако физические и психические недостатки изменяют
развитие растущего человека. Такому ребенку необходимо не только
осваивать общеобразовательные программы, но формировать и развивать
различные формы коммуникации, сознательную регуляцию собственного
поведения в обществе; развивать потребностно-мотивационную,
эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способности к
максимально независимой жизни в обществе; вырабатывать активную и
оптимистическую жизненные позиции.
Деятельность социального педагога в условиях
общеобразовательной школы для детей с ЗПР имеет свои
особенности. Работа с детьми с ЗПР должна быть пронизана
психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к
занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка
должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от
выполненной работы.
Существует несколько направлений в применении
различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе:
психофизиологическое, психотерапевтическое, психологическое,
социально-педагогическое Реализация этих направлений осуществляется
через определенные методики, которые используются в арт-педагогике
и в арт-терапии[3].
«Педагогическое» направление в арт-терапии всегда
было значимо и развивалось параллельно с «медицинским».
Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что
используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют
отношение к его лечению. Они предпочитают пользоваться терминами
«эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие
творческого начала». Художественное самовыражение детей в тех
формах, которые используются «педагогическим» направлением, так или
иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому
может рассматриваться как весомый психогигиенический,
психопрофилактический и психокоррекционный
фактор[4].
Применение метода арттерапии в качестве одного из
компонентов социально-педагогической деятельности, может выполнять,
с одной стороны, уточняющую диагностическую функцию, а с другой -
коррекционную, способствующую восстановлению жизненно важных
функций организма и психической гармонизации в
целом.
В
работе социального педагога арт-терапия используется как в
индивидуальной форме, так и групповой. В системе образования
отдается предпочтение групповым формам. Они способствуют развитию у
детей ценных социальных навыков; связаны с оказанием взаимной
поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы.
Групповые формы занятий дают возможность наблюдать результаты своих
действий и их влияние на окружающих; позволяют осваивать новые
роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет
на взаимоотношения с окружающими. Изотерапия – терапия
изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В
основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная
цветовая система», согласно которой посредством цвета участник
технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.
Арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать
ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать,
а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как
изменилось ваше внутреннее
состояние.
Диагностическое исследование
эмоционально-личностной
сферы детей с задержкой психического развития и
реализация коррекционно-развивающая программа
по
формированию эмоционально-личностной сферы
с детьми ЗПР методом арт-терапии было проведено
нами на базе общеобразовательных школ.
В исследовании приняли участие обучающиеся
общеобразовательных классов и классов коррекционно-компенсирующего
обучения. Возраст детей 8 - 9 лет. Экспериментальная группа – дети
с ЗПР, контрольная группа – дети с нормальным
развитием.
Были использованы следующие
методики:
«Рисунок человека», «Рисунок семьи [5], «Коллективное общение со сверстниками в
художественной деятельности» [6].
На основании анализа материалов, полученных в
ходе исследования, можно сделать
следующие выводы: у
детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и
проблемы в эмоционально-личностной сфере; проявление
эмоционально-личностной сферы в рисунке у детей с ЗПР по некоторым
качественным показателям отличается от нормально развивающихся
сверстников. В актуальном состоянии дети с ЗПР выразили более
негативный эмоционально-личностный фон, чем дети нормально
развивающиеся. Можно говорить о большей динамике эмоциональности у
детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися школьниками,
что с одной стороны связано с недостаточностью эмоциональной
регуляции, а с другой говорит о гибкости и возможности успешной
коррекции эмоциональной сферы таких детей.
Результаты проведенного исследования подтвердили
наше предположение, что коллективное общение у детей с ЗПР
незрело.
Художественная деятельность создает большие
возможности в превращение спонтанной непосредственной активности
ребенка в опосредованное культурное коммуникативное поведение,
сотрудничество, социально-личностное развитие. Это создает
положительную перспективу использования художественной деятельности
для преодоления трудностей коллективного общения со сверстниками и
социализацию детей данной категории[7].
Система коррекционной помощи методами арт-терапии
способствует коррекции негативных особенностей
эмоционально-личностной, коммуникативной сферы детей с задержкой
психического развития, обеспечивает более эффективное обучение в
школе, сохранность здоровья и адаптацию к интегрированному
обучению. Эмоциональное развитие является одним из
важнейших направлений развития личности. Детские эмоции
характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в
устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе
которых с годами складываются более глубокие чувства. Именно
поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой
нравственного воспитания.
После внедрения развивающе-коррекционной
программы, включающей цикл арттерапевтических
занятий, для
детей с задержкой психического развития нами была проведена
диагностика с целью выявления эффективности коррекционных
воздействий, и были получены следующие результаты. Сравнительный
анализ первичного и контрольного срезов показал положительную
динамику. Показатель заниженной самооценки снизился с 45% до 35%;
агрессивность с 65% до 45% детей; показатель тревожности с 60% до
35%. Анализ количественной оценки результатов показывает, что у
детей с ЗПР нет показателей, которые остались бы без
изменений.
Качественные изменения проявились у детей
экспериментальной группы с ЗПР в желании позитивного,
гармонизированного сотрудничества со сверстником в художественной
деятельности, в умении слушать и слышать другого, уважении к миру
товарища, его мнению. В развитии культурно-коммуникативного
компонента личности в общении со сверстником, статистический анализ
показал эффективность процесса сопровождения средствами
искусства.
В ходе апробации программы решались задачи
изменения психо-эмоционального состояния ребенка; формирования
положительной мотивации к художественным видам деятельности;
преодоления барьеров в общении,
создания эмоционально-благоприятной атмосферы.
В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная
потребность в признании, позитивном внимании, ощущение собственной
успешности и значимости. Психологическая защита в виде
демонстративности, негативизма, агрессии ступает место
инициативности, творчеству.
В
процессе опытно-экспериментальной работы рабочая гипотеза нашего
исследования, в том, что использование метода арт-терапии в
деятельности социального педагога способствует развитию
эмоционально-личностной сферы у детей школьного возраста с
задержкой психического развития, подтвердилась. Об этом
свидетельствуют результаты диагностического обследования.
Внедренная программа принесла позитивный сдвиг в развитии детей,
такая социально-педагогическая работа с использованием метода
арт-терапии нужна, она помогает детям
с задержкой психического развития
в устранении неэффективного психологического
напряжения, формировании положительного образа Я, регулировании
эмоционального состояния.
Список литературы:
-
Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты:
иллюстрированное руководство /А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2005. - 159с.
-
Власова, Т.А. Дети с задержкой психического
развития / Т.А. Власова; под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского,
Н. А. Цыпиной. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1984. - 256с.
-
Ильина, И. Б. Особенности коллективного общения
младших школьников с задержкой психического развития в условиях
художественной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена,
2009. №94. – 273с.
-
Копытин, А.И Практикум по арт-терапии: практикум
по психологии /А.И.Копытин; под редакцией А.И. Копытина. - СПб.:
ПИТЕР, 2001.- 448с
-
Лебединский, К.С. Актуальные проблемы диагностики
ЗПР детей/ К.С. Лебединский; под ред. К. С. Лебединского. - М.:
ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982. - 125с.
-
Медведева, Е.А. Особенности социокультурного
становления личности ребенка с проблемами психического развития
средствами искусства в образовательном пространстве: монография /
Е.А. Медведева. - М.: МГГУ им. А.М. Шолохова, 2007. -
309с.
-
Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М.
Назарова; 2-е изд. стереотип. – М.: АКАДЕМИЯ, 2001. –
400с.