Материалдар / ПДТ балалармен әлеуметтік-педагогикалық жұмыс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

ПДТ балалармен әлеуметтік-педагогикалық жұмыс

Материал туралы қысқаша түсінік
Деятельность социального педагога в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР имеет свои особенности. Работа с детьми с ЗПР должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Тамыз 2022
470
4 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития



Проблема организации помощи детям с задержкой психического развития является в настоящее время одной из приоритетных. Все больше детей с задержкой психического развития обучаются в коррекционных и коррекционно-компенсирующих классах общеобразовательной школы. Обучение происходит в среде нормально развивающихся детей. Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Увеличение детей с ЗПР отмечается во всем мире и проблема их воспитания и социальной помощи становится актуальной социально-педагогической проблемой. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении, эмоциональной сфере личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду.

Социально-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии определяется как система специального обучения и воспитания. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями представлены в работах Л.И Аксёновой, Г.А.Ворониной, В.А. Никитина, П.А. Шептенко. В работах М.В. Шакуровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей, предлагаются технологии и методики работы по организации досуга, благотворительности, созданию предметно-пространственной среды. Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности.

Современные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых отводят большую роль искусству как средству коррекции «Я - концепции» ребенка, его самосознания, потребности в общении, самоутверждении, признании, негативных эмоциональных состояний. Арттерапевтические методики способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством. Арт-терапия рассматривается отечественными и зарубежными учёными (А.И.Копытин, К.Кейз, Г.Боронско и другие.) как средство психической гармонизации и развития человека в образовательной практике, как пути к разрешению социальных конфликтов и обладает очевидными преимуществами перед другими, основанными исключительно на вербальной коммуникации, формами работы.

Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные[1]. Нарушения эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у психически здоровых. Эмоционально-личностные расстройства у детей отражаются в несформированности высших социализированных форм поведения и неадекватности поведенческих проявлений[2].

Детей с ЗПР отличает  высокая тревожность, высокая степень психоэмоционального  напряжения, преобладание негативных переживаний, эмоциональная зажатость, нарушение эмоционально – личностных связей с близкими взрослыми. Дети с задержкой психического развития, как и все остальные люди, направлены на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако физические и психические недостатки изменяют развитие растущего человека. Такому ребенку необходимо не только осваивать общеобразовательные программы, но формировать и развивать различные формы коммуникации, сознательную регуляцию собственного поведения в обществе; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способности к максимально независимой жизни в обществе; вырабатывать активную и оптимистическую жизненные позиции.

Деятельность социального педагога в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР имеет свои особенности. Работа с детьми с ЗПР должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы.

Существует несколько направлений в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе: психофизиологическое, психотерапевтическое, психологическое, социально-педагогическое Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в арт-педагогике и в арт-терапии[3].

«Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к его лечению. Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала». Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением, так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как весомый психогигиенический, психопрофилактический и психокоррекционный фактор[4].

Применение метода арттерапии в качестве одного из компонентов социально-педагогической деятельности, может выполнять, с одной стороны, уточняющую диагностическую функцию, а с другой - коррекционную, способствующую восстановлению жизненно важных функций организма и психической гармонизации в целом.

В работе социального педагога арт-терапия используется как в индивидуальной форме, так и групповой. В системе образования отдается предпочтение групповым формам. Они способствуют развитию у детей ценных социальных навыков; связаны с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы. Групповые формы занятий дают возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяют осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние.

Диагностическое исследование эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития и реализация коррекционно-развивающая программа по формированию эмоционально-личностной сферы с детьми ЗПР методом арт-терапии было проведено нами на базе общеобразовательных школ. В исследовании приняли участие обучающиеся общеобразовательных классов и классов коррекционно-компенсирующего обучения. Возраст детей 8 - 9 лет. Экспериментальная группа – дети с ЗПР, контрольная группа – дети с нормальным развитием.

Были использованы следующие методики:

«Рисунок человека», «Рисунок семьи [5], «Коллективное общение со сверстниками в художественной деятельности» [6].

На основании анализа материалов, полученных в ходе исследования, можно сделать следующие выводы: у детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере; проявление эмоционально-личностной сферы в рисунке у детей с ЗПР по некоторым качественным показателям отличается от нормально развивающихся сверстников. В актуальном состоянии дети с ЗПР выразили более негативный эмоционально-личностный фон, чем дети нормально развивающиеся. Можно говорить о большей динамике эмоциональности у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися школьниками, что с одной стороны связано с недостаточностью эмоциональной регуляции, а с другой говорит о гибкости и возможности успешной коррекции эмоциональной сферы таких детей. Результаты проведенного исследования подтвердили наше предположение, что коллективное общение у детей с ЗПР незрело.

Художественная деятельность создает большие возможности в превращение спонтанной непосредственной активности ребенка в опосредованное культурное коммуникативное поведение, сотрудничество, социально-личностное развитие. Это создает положительную перспективу использования художественной деятельности для преодоления трудностей коллективного общения со сверстниками и социализацию детей данной категории[7].

Система коррекционной помощи методами арт-терапии способствует коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной, коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития, обеспечивает более эффективное обучение в школе, сохранность здоровья и адаптацию к интегрированному обучению. Эмоциональное развитие является одним из важнейших на­правлений развития личности. Детские эмоции ха­рактеризуются импульсивностью и лишь со временем перераста­ют в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на ос­нове которых с годами складываются более глубокие чувства. Именно поэтому эмоциональное раз­витие ребенка является основой нравственного воспитания.

После внедрения развивающе-коррекционной программы, включающей цикл арттерапевтических занятий, для детей с задержкой психического развития нами была проведена диагностика с целью выявления эффективности коррекционных воз­действий, и были получены следующие результаты. Сравнительный анализ первичного и контрольного срезов показал положительную динамику. Показатель заниженной самооценки снизился с 45% до 35%; агрессивность с 65% до 45% детей; показатель тревожности с 60% до 35%. Анализ количественной оценки результатов показывает, что у детей с ЗПР нет показателей, которые остались бы без изменений.

Качественные изменения проявились у детей экспериментальной группы с ЗПР в желании позитивного, гармонизированного сотрудничества со сверстником в художественной деятельности, в умении слушать и слышать другого, уважении к миру товарища, его мнению. В развитии культурно-коммуникативного компонента личности в общении со сверстником, статистический анализ показал эффективность процесса сопровождения средствами искусства.

В ходе апробации программы решались задачи изменения психо-эмоционального состояния ребенка; формирования положительной мотивации к художественным видам деятельности;     преодоления барьеров в общении,    создания эмоционально-благоприятной атмосферы. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущение собственной успешности и значимости. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии ступает место инициативности, творчеству.

В процессе опытно-экспериментальной работы рабочая гипотеза нашего исследования, в том, что использование метода арт-терапии в деятельности социального педагога способствует развитию эмоционально-личностной сферы у детей школьного возраста с задержкой психического развития, подтвердилась. Об этом свидетельствуют результаты диагностического обследования. Внедренная программа принесла позитивный сдвиг в развитии детей, такая социально-педагогическая работа с использованием метода арт-терапии нужна, она помогает детям с задержкой психического развития в устранении неэффективного психологического напряжения, формировании положительного образа Я, регулировании эмоционального состояния.


Список литературы:

  1. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство /А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 159с.

  2. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова; под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1984. - 256с.

  3. Ильина, И. Б. Особенности коллективного общения младших школьников с задержкой психического развития в условиях художественной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. №94. – 273с.

  4. Копытин, А.И Практикум по арт-терапии: практикум по психологии /А.И.Копытин; под редакцией А.И. Копытина. - СПб.: ПИТЕР, 2001.- 448с

  5. Лебединский, К.С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей/ К.С. Лебединский; под ред. К. С. Лебединского. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982. - 125с.

  6. Медведева, Е.А. Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: монография / Е.А. Медведева. - М.: МГГУ им. А.М. Шолохова, 2007. - 309с.

  7. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова; 2-е изд. стереотип. – М.: АКАДЕМИЯ, 2001. – 400с.






Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!