Педагогический прием "Сорбонки"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Педагогический прием "Сорбонки"

Материал туралы қысқаша түсінік
Педагогический прием "Сорбонки" - высокоэффективный метод, применяемый в различных учебных ситуациях.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Педагогический приём «Сорбонки»


Аннотация


Я работаю учителем начальных классов и каждый раз сталкиваюсь с проблемой запоминания таблицы умножения обучающимися. При изучении таблицы умножения и для успешного ее запоминания применяю на уроках педагогический приём «Сорбонки».

Сорбонки – это эффективный тренажер для школьников. Работа с сорбонками позволит вовлечь обучающихся в активную деятельность и в результате получить прочные знания таблицы умножения. Сорбонка представляет собой карточку, на которой с одной стороны записывается пример, а с другой стороны — ответ. Таким образом, ученик решает пример и тут же проверяет себя.

Педагогический приём «Сорбонки» может быть использован как учителями начальных классов, так и родителями.


Ключевые слова


Математика, карточки-сорбонки, таблица умножения, сорбонки В.Н.Зайцева.


Основная часть


Впервые о сорбонках я узнала в 2012 году, когда проходила курсы повышения квалификации «Технология совершенствования общеучебных навыков в начальной школе В.Н.Зайцева». В данной технологии наряду с другими методами и приёмами представлена методика работы с сорбонками для улучшения запоминания таблицы умножения. Для достижения наилучшего результата рекомендуется ежедневное применение сорбонок на уроке математики в течение хотя бы двух недель. Но у некоторых обучающихся результат запоминания таблицы умножения можно заметить уже через несколько дней. По истечении двухнедельной целенаправленной работы обучающиеся всего класса будут знать наизусть таблицу умножения. В случае если же для некоторых обучающихся этого времени будет недостаточно, то можно выбрать примеры, которые не поддаются запоминанию и продолжить упражнения с сорбоками именно с этими примерами. Даже у ребят с ослабленной памятью будет достигнут положительный результат.

Кроме того, прием работы с сорбонками имеет игровую направленность, поэтому обучающиеся с удовольствием играют с сорбонками, как на уроке, так и на перемене. Ребенок берет сорбонку, читает пример, называет ответ и проверяет себя, посмотрев ответ на обратной стороне карточки по принципу: угадал, не угадал? Каждый из учеников, участвующих в игре, включается в активную деятельность, в процессе которой происходит запоминание таблицы умножения.

Надо отметить, что нередко бывают случаи, когда ученик правильно и быстро называет ответы по таблице умножения в устной форме, но испытывает затруднения, когда нужно дать ответы в письменной форме. Здесь мы видим проблему несоответствия скорости устного и письменного восприятия. При использовании сорбонок разница устного и письменного восприятия таблицы умножения стирается, так как обучающиеся имеют возможность и видеть примеры, и проговаривать их вслух. Таким образом, в то время, когда один ученик читает пример и называет ответ, остальные – смотрят, слушают и контролируют правильность ответов.

Работу с сорбонками можно организовать в разной форме в зависимости от особенностей класса и цели применения. Можно организовать работу в группах и затем менять состав групп, можно работать в парах или индивидуально. Для первичного ознакомления с приёмом «Сорбонки» эффективно будет, по моему мнению, организовать коллективную работу.

Что же это за «волшебная» такая сорбонка? Сорбонка является одним из технологических приемов. По технологии В.Н. Зайцева сорбонки – это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых записан пример из таблицы умножения, а на другой стороне записан ответ. Угаданные сорбонки складываются в одну сторону, не угаданные – в другую. С ними тренируются по 3–5 минут в день. Выполнение упражнений на умножение следует проводить в течение двух недель (ежедневно!).

Использование сорбонок имеет широкий спектр применения, а именно: позволяет заучивать не только таблицу умножения, но и падежи, иностранные слова, формулы, величины измерения, определения, понятия, даты и другое. Я использую сорбонки для улучшения знаний таблицы умножения.

Какими должны быть сорбонки? Карточки-сорбонки изготавливаются из бумаги или картона. Для многоразового использования можно их заламинировать. При коллективной работе карточки должны быть размером не менее 10х15 см, при парной работе – 5х7 см. Главное условие: они должны быть видны всем участникам игры. Свои первые сорбонки мои ученики сделали сами под моим руководством. Следующие сорбонки я распечатала на принтере. А последние, в цветном варианте, которые я сейчас использую в работе, куплены на Вайлдберис.

Как я использую сорбонки в своей педагогической практике?

Р аботу с сорбонками я использую в зависимости от конкретной ситуации и адаптирую под особенности своего класса.

При индивидуальной работе (Фото 1) раскладываю на партах разные комплекты сорбонок. Каждый ребенок работает самостоятельно и проверяет сам себя. Засекаю время по таймеру. По сигналу дети переходят по часовой стрелке к следующим карточкам. Время учитель может определить самостоятельно.

ПShape1

Фото 1. Индивидуальная работа

ри парной работе (Фото 2, Фото 3) дети объединяются в пары. По очереди берут сорбонку, читают пример, называют ответ, проверяют. Угадал – значит оставляет себе, не угадал – возвращает о братно. Выигрывает ученик, у которого оказалось больше угаданных примеров. При дальнейшем использовании задание усложняется ограничением по времени. Пары образуют разными способами: сильный+сильный, сильный+слабый, слабый+ слабый или по желанию с Shape2

Фото 2. Парная работа

амих учеников.

П Shape3

Фото 3. Групповая работа

ри групповой работе (Фото 4) дети объединяются в группы по 3-4-5 человек. В каждой группе находится один комплект карточек. Дети работают по принципу парной работы. У кого оказалось больше всего карточек, тот является победителем игры. Далее меняю состав групп, таким образом, чтобы победители оказались в одной группе. Игру можно повторить с этими же карточками, а можно комплект карточек поменять.

Для отработки «западающих» случаев меняю условия игры: карточки с неверными ответами ребенок откладывает себе, с верными ответами – откладывает в конверт. В дальнейшей игре используются только «западающие» примеры.

Для отработки скорости решения примеров объединяю учеников по уровню знаний и использую тайм-менеджмент.

Взаимодействие с родителями играет немаловажную роль. Поэтому родителей также знакомлю с правилами и вариантами применения карточек-сорбонок, называя все положительные моменты таких тренировок. Рекомендую использовать дома в игровой форме с членами семьи. Большинство родителей поддерживают мои рекомендации.

Нужно ли оценивать работу с сорбонками? Однозначного ответа дать не могу, так как это зависит от конкретной ситуации, особенностей класса, цели применения, ожидаемого результата. Всё на усмотрение учителя. На первых этапах применения сорбонок ребята играют для достижения победы, и оценивание в данном случае я использую в виде словесной похвалы, подбадривания. А вот при работе над увеличением скорости решения примеров я даю установку, какое количество примеров нужно правильно решить за 1 минуту. Необходимость и выбор оценивания работы с сорбонками, а также критерии оценивания, каждый учитель определяет самостоятельно и может адаптировать под свой класс.


Результаты


Использование на уроках математики карточек-сорбонок позволило повысить знания таблицы умножения обучающихся.

Shape4

Диаграмма 1. Результаты обучающихся.

Из диаграммы следует, что качество знаний по таблице умножения у обучающихся составляло 60%, а после применения карточек-сорбонок – 100%.

Работа над прочным запоминанием таблицы умножения, по мере необходимости, периодически возобновляется.


Вывод


Педагогический прием «Сорбонка» — высокоэффективный метод, применяемый в различных учебных ситуациях. Применение сорбонок способствует формированию учебных навыков, закреплению нового и повторению пройденного материала.

Достоинства применения: концентрация внимания на таблице умножения; формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля; повышение заинтересованности, благодаря увлекательной игровой форме; экономия времени на уроке; увеличение частоты повторения.

Таким образом, ежедневное использование карточек-сорбонок в течение двух недель позволит повторить, закрепить и улучшить знание таблицы умножения. А прочные знания таблицы умножения - это одно из основных умений, которое должно быть сформировано у младших школьников.


Литература


1.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. – Челябинск, ЧГПУ, 2012.

2.https://www.py16dv.ru/images/foto/dok/mttodicheskie_dok/samoobrazovanie/%D0%97%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B02.pdf?ysclid=mhuu1yurjx930036002




Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
12.11.2025
23
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі