Педагогическое мастерство педагогов. Повышение
мастерства.
Слова "Труд, творчество, талант" - три важных
понятия, неразрывно связанных с профессией педагога-мастера, эти
слова полностью относятся к удивительной профессии - педагог
дополнительного образования. Каждый педагог дополнительного
образования выбирает свою дорогу к Мастерству: кто - то начинает ее
с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто-то
по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или
ответственности за проблемы детства приходит в дополнительное
образование со своей уникальной профессией - "Успехом творчества" и
постигает педагогику через самообразование.
Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним
всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по
работе. Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное
владение своим ремеслом - это только первая ступень
профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как
современный имидж. Далее следует вкус к жизни, умение общаться с
людьми.
Современная образовательная ситуация требует от
педагогов-практиков постоянного совершенствования их знаний и
умений.
Процессы модернизации содержания образования,
новые приоритеты в образовательной политике государства, изменения
концептуальных ориентиров побуждают педагогов системы
дополнительного образования детей к поиску новых подходов к
самосовершенствованию, мотивирующих развитие креативных
способностей сотрудников, их познавательно – ценностных интересов и
повышение уровня профессионального мастерства.
Профессия предоставляет педагогу возможность
реализовать себя в труде, познании, общественной жизни,
деятельности, в отношениях, общении, связанных с выполнением
должностных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит
проверяемая практикой самооценка психологической и
содержательно-технологической подготовленности к данной работе,
сложившаяся в процессе профессионального образования и
предшествующего опыта. Такая оценка стимулирует (должна
стимулировать) самообразование и самосовершенствование специалиста,
его карьерные и статусные намерения и ожидания, овладение смежными
областями знаний.
C годами ценностный смысл образования для
личности меняется, и на первый план выдвигается потребность в
развитии своей культуры и миропонимания, повышение
профессионального мастерства педагогических кадров и их мотивации
на получение более высоких результатов деятельности через
использование передовых педагогических технологий, нестандартных
форм и методов организации взаимодействия участников
образовательного процесса.
Поэтому столь актуальны в деятельности любого
руководителя учреждения вопросы дальнейшего профессионального роста
сотрудников, развития положительных личностных качеств,
выстраивания индивидуальной траектории их карьеры в системе
дополнительного образования детей.
Элементы педагогического
мастерства:
- мастерство организации коллективной и
индивидуальной деятельности детей;
- мастерство убеждения;
- мастерство передачи знаний и формирование опыта
деятельности;
- мастерство владения педагогической
техникой.
Чтобы быть успешным, достичь вершин
профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся,
коллег, родителей современный педагог системы дополнительного
образования детей должен постоянно стремиться к саморазвитию и
самосовершенствованию, повышать уровень своего профессионального
роста.
Уровни профессионального роста:
- педагогическая умелость;
- педагогическое мастерство;
- педагогическое творчество;
- педагогическое новаторство.
Профессиональное самосовершенствование успешно
протекает лишь при наличии у педагога внутреннего побуждения,
искреннего стремления добиться высоких результатов в работе. В свою
очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с
новыми требованиями современного общества возможна, если
педагогический коллектив, в целом, проводит систематический анализ
достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей
уровней воспитанности и обученности обучающихся.
Самостоятельные усилия по освоению достижений
психолого-психологической науки, передовой практики,
совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей
педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического
труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического
труда – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный
рост и мастерство педагога.
Важнейшими элементами кадровой политики
администрации учреждения дополнительного образования
являются:
-
создание в учреждении неформального, основанного
на взаимном уважении, доверии социально-психологического климата
совместной работы, позволяющего раскрыть творческий потенциал
педагогов;
-
формирование собственных выработанных в
коллективе ценностей, стиля общения сотрудников, системы личностных
качеств, позволяющих изменить мотивационную и операционную сферы
деятельности;
-
повышение профессионального мастерства
педагогических кадров и их мотивации на получение более высоких
результатов деятельности.
Деятельность администрации по кадровому
обеспечению и повышению профессионального мастерства осуществляется
по следующим направлениям:
-
подбор и эффективная расстановка кадров с учетом
социального заказа и потребностей детского и взрослого населения в
дополнительных образовательных услугах;
-
профессиональное и функционально-ориентированное
повышение квалификации сотрудников учреждения;
-
психологическое просвещение
педагогов;
-
адресная помощь сотрудникам по личным
затруднениям на основе диагностических
исследований;
-
стимулирование и поддержка творчески работающих
педагогов.
Повышение квалификации педагога способствует
развитию личности педагога, повышению качества образовательного
процесса, преобразованию профессиональной деятельности и, как
следствие, повышению повышению профессиональной компетентности
педагога: мотивационной, технологической, когнитивной,
информационной, социальной, коммуникационной,
нравственной.
Повышению квалификации педагога
способствует:
-
курсы повышения квалификации;
-
деятельность методических
объединений;
-
школа педагогического мастерства; школа молодого
специалиста;
-
семинары – практикумы;
-
мастер-классы;
-
педагогические гостиные;
-
педагогические тренинги;
-
педагогические мастерские;
-
лаборатории по отдельным направлениям
деятельности;
-
«круглые столы» по обмену опытом и
мнениями;
-
конкурсы профессионального
мастерства;
-
спецкурсы по решению актуальных проблем
коллектива;
-
выставки творческих достижений
педагогов.
Данная модель повышения квалификации позволяет
научить педагога использовать свои личностные и профессиональные
резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической
деятельности.
Педагогическая практика доказала, что развитие
личности человека стимулирует преобразование профессиональной
деятельности, качественно новый уровень которой, в свою очередь,
приводит к дальнейшему развитию личности.
Одним из ведущих факторов, влияющих на
результативность учебного процесса в учреждении дополнительного
образования, является не столько желание администрации учреждения и
ее обоснованная управленческая деятельность, сколько педагогически
грамотная, слаженная и целенаправленная работа педагогического
коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное
мастерство и, как следствие, свой профессиональный
долг.
Образно говоря, учреждение можно представить в
виде дерева, которое растет на общественной почве и дает ему свои
плоды. Каждое творческое объединение - отдельная ветвь на стволе
этого дерева. А каждый листик – это отдельный ученик со своими
мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева –
морально-психологические качества личности
учащихся.