КГКП «АТЫРАУСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ САЛАМАТА МУКАШЕВА»
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. методическим кабинетом Зам.директора по УМР
______________ К.Кузембаева ___________ Ж.Кереева «____»____________2025 г. «____» _________ 2025 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема: «Первый закон термодинамики; Адиабатный процесс; второй закон термодинамики»
Предмет: ООД 09 «Физика»
Группа: ПОа- 25 р
Курс I
Рассмотрено и одобрено Разработал(а) преподаватель
на заседаний ПЦК физики
«Естественно-математических» __________ Қарабалина О.А.
Протокол № _______
«____» ____________ 2025 г
Председатель ПЦК
__________Купжасарова А.Т.
АТЫРАУ- 2025 г.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Тема урока Первый закон термодинамик. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики.
Наименование модуля: Физика
Преподаватель: Қарабалина О.А.
2025 г «___ » ____________
-
Общая информация
Курс 1 группа ПОа-25
Тип урока: Комбинированный урок
Цель урока: Установить связь между изменениями внутренней энергии, работы и количеством теплоты для изопроцессов. Применять полученные знания при решении задач.
Задачи урока
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания по первому закону термодинамики; показать применение полученных знаний при решении качественных и расчетных задач;
Воспитательные: Продолжить формирование активной жизненной позиции, формирование информационной культуры;
Развивающие: Продолжить развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания; развитие умения применять знания на практике; развитие навыков самостоятельной деятельности.
Оснащение урока
-
Учебно-методическое оснащение, справочная литература: С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, М.Е Абишев . Физика -10кл. Учебник. Мектеп. 2020., А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп. 2011.
Методические рекомендации по формативному оцениванию по предмету «Физика» (общественно-гуманитарное направление, естественно-математическое направление)
-
Техническое оснащение, материалы: Интерактивная доска, нейросети Copilot и ChatGPT,Gamma AI, платформы Wordwall, Stopwatch, Quizz, PhET Interactive Simulations цифровые ресурсы, персональные электронные устройства
Методы обучения, методические приемы:
На уроке мы используем метод интерактивной технологий обучения. Таким образом, через интерактивное обучение все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефликсировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями и идеями.
-
Ход урока
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
|
Ход урока |
Время (минуты) |
Действия преподавателя |
Действия обучающихся |
Учебные ресурсы и материалы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Организационный этап
|
2 мин |
Организационный момент. Приветствие, формирование атмосферы гармонии. С помощью платформы «www.online-stopwatch.com» разделить студентов на группы.
|
|
https://www.online-stopwatch.com/random-group-generators/#google_vignette |
|
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе |
3 мин |
Начало. На экране появляется симуляция PhET Interactive Simulations видео и после просмотра студенты называют тему урока.
Определение темы и задачи урока, критерии оценки. Студентам предоставляется информация о понятиях первого и второго начало термодинамики. |
После просмотра видеостуденты определяют тему урока |
|
|
Формирование новых знаний и способов деятельности |
10 мин |
Студенты записывают тему урока: «Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики» С помощью методики «Кинометафра» студенты посмотрят видеоролик сделанный с сайта youtube.com. В общем случае при переходе системы из одного состояния в другое внутренняя энергия изменяется одновременно как за счёт совершения работы, так и за счёт передачи теплоты. Презентация нового материала. Первый закон термодинамики был открыт в середине 19 века немецким учёным врачом Майером (1814-1878), английским учёным Д. Джоулем(1818 – 1889) и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого учёного Г Гельмгольца (1821-1894).
Поразительная особенность: в этой группе ученых – два врача, Майер и Гельмгольлц.Один, задумался о природе теплоты, когда наблюдал в тропиках цвет крови людей, другой, изучая физические основы зрения и слуха человека. Именно ему принадлежит честь, опираясь на выводы Майера и Джоуля, облечь в конечную форму закон сохранения и превращения энергии: «Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии вечно и неизменно. Она только переходит из одной формы в другую» (Падает, например, молот на кусок свинца, и свинец нагревается – потенциальная энергия молота переходит в кинетическую, затем механическая энергия превратилась во внутреннюю энергия тела). Формулировка и математическая запись закона: 1. Изменение внутренней энергии термодинамической системы при переходе из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе ΔU = Q + A' Так как работа внешних сил над газом A' равна работе самого газа А, но взятого с обратным знаком (A' = - А), то ∆U = Q – A, или 2. В термодинамической системе количество теплоты, сообщенное системе, идет на изменение внутренней энергии и на работу системы над внешними телами. Q=A + ∆ U Это и есть: Первый закон термодинамики Правило знаков: Q > 0 , если теплота передается системе (газу) A > 0 , если работу совершает система (объем газа увеличивается) Q=∆ U, если система не совершает работу (A = 0 ) Q=0, то A = - ∆ U, значит работа совершается над системой внешними силам Теперь исследуем особенности применения первого закона термодинамики для газовых процессов. |
Дeскpиптоp: - обьясняет формулу; определяет тепло/работу/ внутрен энергию; применяет уравнение; определяет знаки величин. |
https://www.youtube.com/?app=desktop&hl=ru Справочная литература: С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, М.Е Абишев . Физика -10кл. Учебник. Мектеп. 2020. Интерактивная доска, презентация |
|
Первичная проверка понимания изученного материала |
10 мин 3 мин 5 мин |
Метод Кластер Задание 1 Студентам раздаются групповые задания на применение первого закона термодинамики к изопроцессам. 1 группа. Изотермический 2 группа. Изобарный 3 группа.Изохорный 4 группа Адиабатный Мобильное обучение. Для расширение возможностей и обеспечение равного доступа к образованию и для эффективного использование времени на уроке использовать персональные электронные устройства. С помощью ИИ студенты готовят презентацию и защищают. Закрепление данного материала Задание на платформе wordwall.net True\False Использование образовательных цифровых ресурсов. Применение данной формы работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес студентов, формировать у них навыки работы с информацией Задание для функциональной грамотности: «Термос» и первый закон термодинамики. Асель налила горячий час в термос обьемом 0,75л. Через четыре часа температура чая снизилась с 90-600С. Термос хорошо изолирован, теплообмен снаружи минимальный.
. |
Студенты должны подготовить кластер или презентацию Дeскpиптоp: обьясняет формулу; определяет тепло/работу/ внутрен энергию; применяет уравнение; определяет знаки величин. - определяют условия адиабаты; приводит примеры анализирует процессы без теплоомена; Рассуждают. Отвечают на вопросы. Предлагают варианты ответов. Выдвигают версии. |
https://suite.smarttech-prod.com/lesson Учебник: Каирбекова Р.Р., Ибраева А.С., Аязбаева Г.Н. Всемирная история. Учебник для 11 кл. -Алматы: Мектеп, 2020 Раздаточные материалы |
|
Закрепление новых знаний и способов деятельности |
3 мин |
Для закрепления урока студенты решение задач: Задача: Изохора + первый закон (анализ знаков) №1. Газ охлаждают в изохорном процессе. Внутренняя энергия уменьшается на 250 Дж. 1. Какое количество теплоты отдает газ? 2. Запишите Q, ΔU, A с правильными знаками. №2. Газу передали 1200 Дж теплоты. Внутренняя энергия увеличилась на 800 Дж. 1. Какую работу совершил газ? 2. К какому изопроцессу может относиться процесс? Изобарный процесс: работа по формуле A = pΔV №3.Газ был нагрет при постоянном давлении 100 кПа. Объём изменился с 2 л до 5 л. 1. Найдите работу газа. 2. Если газ получил 1500 Дж тепла, найдите изменение внутренней энергии. |
С помощью первого закона термодинамики решают задачу |
Учебник 10 кл Раздаточные карточки |
|
Информирование о домашнем задании |
2 мин |
Учебник: С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, М.Е Абишев . Физика -10кл, 1 часть. Учебник. Мектеп. 2020. § 36-40 стр. 206-225, устное сообщение; подготовить презентацию |
|
Учебник: С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, М.Е Абишев . Физика -10кл. Учебник. Мектеп. 2020. |
|
Подведение итогов занятия и рефлексия |
2 мин |
Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке? Вы достигли этой цели? Что нового вы узнали на уроке? Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с текстом, эксперимент, работа с иллюстрациями). Какие источники вы использовали для получения информации? - С какими трудностями вы столкнулись как исследователи? - Что полезного вы извлекли из данного занятия? - Чем вам интересен урок ? Спасибо за занятие. До следующей встречи! |
Формулируют основные выводы деятельности на уроке Анализируют и подводят итоги своей деятельности |
|
Ф АПК 210-05-22 План урока. Издание девятое
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики.
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики.
КГКП «АТЫРАУСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ САЛАМАТА МУКАШЕВА»
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. методическим кабинетом Зам.директора по УМР
______________ К.Кузембаева ___________ Ж.Кереева «____»____________2025 г. «____» _________ 2025 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема: «Первый закон термодинамики; Адиабатный процесс; второй закон термодинамики»
Предмет: ООД 09 «Физика»
Группа: ПОа- 25 р
Курс I
Рассмотрено и одобрено Разработал(а) преподаватель
на заседаний ПЦК физики
«Естественно-математических» __________ Қарабалина О.А.
Протокол № _______
«____» ____________ 2025 г
Председатель ПЦК
__________Купжасарова А.Т.
АТЫРАУ- 2025 г.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Тема урока Первый закон термодинамик. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики.
Наименование модуля: Физика
Преподаватель: Қарабалина О.А.
2025 г «___ » ____________
-
Общая информация
Курс 1 группа ПОа-25
Тип урока: Комбинированный урок
Цель урока: Установить связь между изменениями внутренней энергии, работы и количеством теплоты для изопроцессов. Применять полученные знания при решении задач.
Задачи урока
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания по первому закону термодинамики; показать применение полученных знаний при решении качественных и расчетных задач;
Воспитательные: Продолжить формирование активной жизненной позиции, формирование информационной культуры;
Развивающие: Продолжить развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания; развитие умения применять знания на практике; развитие навыков самостоятельной деятельности.
Оснащение урока
-
Учебно-методическое оснащение, справочная литература: С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, М.Е Абишев . Физика -10кл. Учебник. Мектеп. 2020., А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп. 2011.
Методические рекомендации по формативному оцениванию по предмету «Физика» (общественно-гуманитарное направление, естественно-математическое направление)
-
Техническое оснащение, материалы: Интерактивная доска, нейросети Copilot и ChatGPT,Gamma AI, платформы Wordwall, Stopwatch, Quizz, PhET Interactive Simulations цифровые ресурсы, персональные электронные устройства
Методы обучения, методические приемы:
На уроке мы используем метод интерактивной технологий обучения. Таким образом, через интерактивное обучение все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефликсировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями и идеями.
-
Ход урока
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
|
Ход урока |
Время (минуты) |
Действия преподавателя |
Действия обучающихся |
Учебные ресурсы и материалы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Организационный этап
|
2 мин |
Организационный момент. Приветствие, формирование атмосферы гармонии. С помощью платформы «www.online-stopwatch.com» разделить студентов на группы.
|
|
https://www.online-stopwatch.com/random-group-generators/#google_vignette |
|
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе |
3 мин |
Начало. На экране появляется симуляция PhET Interactive Simulations видео и после просмотра студенты называют тему урока.
Определение темы и задачи урока, критерии оценки. Студентам предоставляется информация о понятиях первого и второго начало термодинамики. |
После просмотра видеостуденты определяют тему урока |
|
|
Формирование новых знаний и способов деятельности |
10 мин |
Студенты записывают тему урока: «Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики» С помощью методики «Кинометафра» студенты посмотрят видеоролик сделанный с сайта youtube.com. В общем случае при переходе системы из одного состояния в другое внутренняя энергия изменяется одновременно как за счёт совершения работы, так и за счёт передачи теплоты. Презентация нового материала. Первый закон термодинамики был открыт в середине 19 века немецким учёным врачом Майером (1814-1878), английским учёным Д. Джоулем(1818 – 1889) и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого учёного Г Гельмгольца (1821-1894).
Поразительная особенность: в этой группе ученых – два врача, Майер и Гельмгольлц.Один, задумался о природе теплоты, когда наблюдал в тропиках цвет крови людей, другой, изучая физические основы зрения и слуха человека. Именно ему принадлежит честь, опираясь на выводы Майера и Джоуля, облечь в конечную форму закон сохранения и превращения энергии: «Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии вечно и неизменно. Она только переходит из одной формы в другую» (Падает, например, молот на кусок свинца, и свинец нагревается – потенциальная энергия молота переходит в кинетическую, затем механическая энергия превратилась во внутреннюю энергия тела). Формулировка и математическая запись закона: 1. Изменение внутренней энергии термодинамической системы при переходе из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе ΔU = Q + A' Так как работа внешних сил над газом A' равна работе самого газа А, но взятого с обратным знаком (A' = - А), то ∆U = Q – A, или 2. В термодинамической системе количество теплоты, сообщенное системе, идет на изменение внутренней энергии и на работу системы над внешними телами. Q=A + ∆ U Это и есть: Первый закон термодинамики Правило знаков: Q > 0 , если теплота передается системе (газу) A > 0 , если работу совершает система (объем газа увеличивается) Q=∆ U, если система не совершает работу (A = 0 ) Q=0, то A = - ∆ U, значит работа совершается над системой внешними силам Теперь исследуем особенности применения первого закона термодинамики для газовых процессов. |
Дeскpиптоp: - обьясняет формулу; определяет тепло/работу/ внутрен энергию; применяет уравнение; определяет знаки величин. |
https://www.youtube.com/?app=desktop&hl=ru Справочная литература: С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, М.Е Абишев . Физика -10кл. Учебник. Мектеп. 2020. Интерактивная доска, презентация |
|
Первичная проверка понимания изученного материала |
10 мин 3 мин 5 мин |
Метод Кластер Задание 1 Студентам раздаются групповые задания на применение первого закона термодинамики к изопроцессам. 1 группа. Изотермический 2 группа. Изобарный 3 группа.Изохорный 4 группа Адиабатный Мобильное обучение. Для расширение возможностей и обеспечение равного доступа к образованию и для эффективного использование времени на уроке использовать персональные электронные устройства. С помощью ИИ студенты готовят презентацию и защищают. Закрепление данного материала Задание на платформе wordwall.net True\False Использование образовательных цифровых ресурсов. Применение данной формы работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес студентов, формировать у них навыки работы с информацией Задание для функциональной грамотности: «Термос» и первый закон термодинамики. Асель налила горячий час в термос обьемом 0,75л. Через четыре часа температура чая снизилась с 90-600С. Термос хорошо изолирован, теплообмен снаружи минимальный.
. |
Студенты должны подготовить кластер или презентацию Дeскpиптоp: обьясняет формулу; определяет тепло/работу/ внутрен энергию; применяет уравнение; определяет знаки величин. - определяют условия адиабаты; приводит примеры анализирует процессы без теплоомена; Рассуждают. Отвечают на вопросы. Предлагают варианты ответов. Выдвигают версии. |
https://suite.smarttech-prod.com/lesson Учебник: Каирбекова Р.Р., Ибраева А.С., Аязбаева Г.Н. Всемирная история. Учебник для 11 кл. -Алматы: Мектеп, 2020 Раздаточные материалы |
|
Закрепление новых знаний и способов деятельности |
3 мин |
Для закрепления урока студенты решение задач: Задача: Изохора + первый закон (анализ знаков) №1. Газ охлаждают в изохорном процессе. Внутренняя энергия уменьшается на 250 Дж. 1. Какое количество теплоты отдает газ? 2. Запишите Q, ΔU, A с правильными знаками. №2. Газу передали 1200 Дж теплоты. Внутренняя энергия увеличилась на 800 Дж. 1. Какую работу совершил газ? 2. К какому изопроцессу может относиться процесс? Изобарный процесс: работа по формуле A = pΔV №3.Газ был нагрет при постоянном давлении 100 кПа. Объём изменился с 2 л до 5 л. 1. Найдите работу газа. 2. Если газ получил 1500 Дж тепла, найдите изменение внутренней энергии. |
С помощью первого закона термодинамики решают задачу |
Учебник 10 кл Раздаточные карточки |
|
Информирование о домашнем задании |
2 мин |
Учебник: С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, М.Е Абишев . Физика -10кл, 1 часть. Учебник. Мектеп. 2020. § 36-40 стр. 206-225, устное сообщение; подготовить презентацию |
|
Учебник: С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, М.Е Абишев . Физика -10кл. Учебник. Мектеп. 2020. |
|
Подведение итогов занятия и рефлексия |
2 мин |
Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке? Вы достигли этой цели? Что нового вы узнали на уроке? Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с текстом, эксперимент, работа с иллюстрациями). Какие источники вы использовали для получения информации? - С какими трудностями вы столкнулись как исследователи? - Что полезного вы извлекли из данного занятия? - Чем вам интересен урок ? Спасибо за занятие. До следующей встречи! |
Формулируют основные выводы деятельности на уроке Анализируют и подводят итоги своей деятельности |
|
Ф АПК 210-05-22 План урока. Издание девятое
шағым қалдыра аласыз
















