Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
План-конспект урока по физике
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Обшиярская основная общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района
Республики Марий Эл
Конспект урока по теме
«Тепловые явления»
8 класс
Выполнил и провел:
Сергеев В.И.-учитель физики
2015 г.
Конспект урока по теме «Тепловые явления» 8 класс
Цель и задачи:
-
Повторить и обобщить, систематизировать знания по теме “Тепловые явления”.
-
Воспитывать объективность, аккуратность, внимательность, коллективизм. Формировать интерес к изучаемому предмету. Расширять кругозор учащихся. Развивать любознательность и находчивость.
-
Учить анализировать, делать выводы, использовать полученные знания в новой ситуации.
-
Находить объяснения природных явлений, изображённых в литературных отрывках, в произведениях искусства, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым явлениям изученные законы; воспитать понимание необходимости знаний для правильного понимания явлений в окружающем нас мире.
Вид урока: урок обобщения и повторения, урок-соревнование.
Формы и методы работы: беседа, презентация, фронтальная и индивидуальная работа, работа в группах.
(работа в группах)
1 конкурс. Дальше..., дальше...
Задания первой команде:
-
Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называют... (тепловым)
-
Внутренняя энергия тела зависит... (от температуры тела, агрегатного состояния вещества)
-
Внутреннюю энергию изменяют двумя способами: ...(теплопередачей, совершением работы над телом или самим телом)
-
При повышении температуры внутренняя энергия ... (увеличивается)
-
Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы, называют ... (теплопередача)
-
Теплопроводность наблюдается ... (тв. телах, жидкостях, газах)
-
Количество теплоты зависит от ... (массы тела, рода
вещества, изменения температуры) -
Единица измерения количества теплоты... (Джоуль)
-
Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, называют... (плавление)
-
Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара при определенной температуре, называют ... (кипение)
-
Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива ... (Дж/кг)
Задания второй команде:
-
Температура тела зависит от ... (скорости движения молекул)
-
Энергия движения и взаимодействия молекул, называется ...(внутренняя энергия)
-
Внутренняя энергия не зависит от ... (ни от движения самого тела, ни от положения тела относительно других тел)
-
При понижении температуры тела внутренняя энергия этого тела ... (уменьшается)
-
Теплопередача осуществляется 3 способами ... (конвекция, теплопроводность, излучение)
-
Конвекция наблюдается в ... (жидкостях, газах)
-
Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют ... (количество теплоты)
-
Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете ... (калория)
-
Переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называют... (конденсация)
-
Температура, при которой жидкость кипит , называют ... (температура кипения)
-
Единица измерения удельной теплоемкости вещества ...(Дж/кг*°С)
2 конкурс: физический диктант. Должны не только правильно написать слово, но и дать его определение или объяснить физическую сущность данного явления. (учащиеся по очереди выходят к доске и пишут слова).
Слова: теплопроводность, кристаллизация, конденсация, испарение.
3 конкурс «Физическая эстафета»
Каждая команда получает карточки с формулами, в которых пропущены буквы. Передавая карточки от одного члена команды к другому, заполнить её.
Задание первой команде: /приложение 1/
Задание второй команде: /приложение 2/
Q= q
m= q
L= /m
Q=L*
t2-t1-Q/c*
Q= *m
=q*
L=Q/
Q=c*
m= /L
4 конкурс «И физика, и лирика»
-
Один поэт писал о капле так: «Она жила, и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла».
В чем ошибка поэта?
-
Всё молчит. Лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветр шумит...
Почему лучина горит с треском?
“Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском трещит затопленная печь.”
Пушкин А.С.”Евгений Онегин”
В избушке, распевая, дева
Прядет. И, зимних друг ночей
Трещит лучинка перед ней...
-А почему горящие дрова потрескивают? (При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.)
В.Суриков «Меньшиков в Берёзове
-
А.Блок «Ворона»: Вот ворона на крыше покатой,
Так с зимы и осталась лохматой
А уж в воздухе - вешние звоны
Даже дух занялся у вороны...
Почему ворона была зимой
лохматой?
-
В.Жуковский «Жаворонок»: На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Почему туман появляется ранним
утром?
5. А.Блок «Снег да снег»: Снег да снег. Всю избу занесло
Снег белеет кругом по колено,
Так морозно, светло и бело
Только черные, черные стены...
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром
Вон дымок выползает из труб
Вон в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у окна
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печи сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Почему дедушка чай пьет из блюдца, а не из
кружки?
5 конкурс «В загадке соль»
Отгадать загадку и ответить на
вопрос.
Задания 1
команде:
-
На дворе - горой, а в избе - водой (снег)
Зачем глухарь в морозную ночь камнем падает с дерева в снег?
-
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
С какой стороны окна появляется морозный узор и почему?
Задания 2 команде:
-
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лед)
Чем отличается молекулярное строение воды и льда?
-
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала (туча)
Как образуются тучи?
6 конкурс: Работа со стихотворениями.
У детей на столах лежит таблица.(см. заполненная таблица № 1)
стихотворение поэтессы Ольги Меньшиковой. Заполним несколько строк нашей таблицы.
О каком времени года идет речь? (весна).
Какая информация о воде есть в этих строках? (ручей петляет, талый снег)
Ручей петляет осторожно
Сквозь талый вылинявший снег.
Кричат грачи, и невозможно
Остановить весны разбег
На столах листы с поэтическими строками известных авторов: Пушкина, Есенина. (приложение 1)
Ваша задача – найти в этих строчках информацию о воде, определить устойчивое агрегатное состояние или переходный процесс, скрывающийся за необычным описанием.
Приложение № 1. Подборка стихотворений о зиме, весне, лете и осени.
лето |
зима |
Небо чисто после бури,- Только там, на дне лазури, Чуть заметна и бледна, Тучка легкая видна… Разольешься ль ты туманом Над бездонным океаном? Или мелкою росой Ты забрезжишь над травой?... С.Ф. Дуров |
Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А.С Пушкин |
Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихом дреме по навесом Слышу шепот сосняка Светят зелено в сутемы Под росою тополя. Я – пастух; мой хоромы – В мягкой зелени поля. С. Есенин |
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой… С.Есенин |
весна |
осень |
Ручей петляет осторожно Сквозь талый вылинявший снег. Кричат грачи и невозможно Остановить …. разбег. (весны) О. Меньшиковой |
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца; Что же ты рано в гости Осень к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! А.Н.Плещеев |
Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от Земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. А. Толстой |
Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землею туман Облаками вставал В полдень дождь перестал, И что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Расцвело. Нет нигде облачка Воздух легок и чист, Замерзла река. И.С. Никитин |
Информация о воде из стихотворений. |
Устойчивое агрегатное состояние |
Переходный процесс |
Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии) |
Время года |
Ручей петляет осторожно |
Жидкое |
|
|
весна |
Сквозь талый вылинявший снег |
Твердое и жидкое |
плавление |
С поглощение энергии |
весна |
Снег тает |
|
Плавление |
с поглощением энергии |
весна |
Пар восходит от земли |
|
Испарение |
с поглощением энергии |
весна |
Снег лежит |
Твердое |
|
|
зима |
Иней |
Твердое |
|
|
зима |
И речка подо льдом блестит |
Твердое |
|
|
зима |
Снегом, снежною каймой |
Твердое |
|
|
зима |
Тучи без конца |
Жидкое |
|
|
осень |
Дождик так и льется |
Жидкое |
|
|
осень |
Лужи у крыльца |
Жидкое |
|
|
осень |
Туман |
|
Испарение, потом конденсация |
Испарение - с поглощением энергии, конденсация - с выделением энергии |
осень |
Снежок |
твердое |
|
|
осень |
Замерзла река |
|
Кристаллизация |
С выделением энергии |
осень |
Тучка легкая видна |
Жидкое |
|
|
|
Разольешься туманом |
Жидкое |
|
|
лето |
Мелкою росой |
Жидкое |
|
|
лето |
В желтой пене облака |
Жидкое |
|
|
Лето. |
Картина И. И. Шишкина «Крестовый остров в тумане» или Пушкиан А.С.”Евгений Онегин”.
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...
-Скажите, с каким физическим явлением связан туман? А какую особенность вы заметили? Как образуется вечерний туман? (Ответы детей) (После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. При этом поверхностные слои воздуха начинают отдавать свое тепло земле. Сами они охлаждаются, и водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман.)
-А теперь давайте обратимся к картинам русских художников, на которых изображены тепловые явления. Картина И. И. Шишкина «Крестовый остров в тумане» и «Туман в лесу».
-Какие приёмы использовал художник?
-А теперь посмотрите на картину известного русского художника И. Левитана «Туман». Какие краски использует художник, чтобы как можно точно показать это явление?
-Хорошо, продолжим дальше. Никитин ”Утро”
“Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается...”
-Что это за белый пар? А почему туман чаще всего образуется в низинах? (Ответ) (В низких местах застаивается холодный воздух.)
- Как И. И. Шишкин на картине «Дорога в парке. Туман» изобразил это явление? Какие приёмы использовал?
“По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается
Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,–
На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.”
-А здесь, какой физический процесс? Как образуется роса?
- На фото вы видите изображение росы. Если бы вы были художниками какие приёмы и краски вы использовали?
Пушкин “О Кавказе.”
Шум табунов, мычанье стад,
уж гласом бури заглушались,
И вдруг на долы дождь и град
Из туч сквозь молний извергались...
Как это явление изобразил А. Куинджи на картине «Перед дождём»?
- Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града? (В летнее время температура воздуха у поверхности земли больше 0 С. В высоких и холодных слоях атмосферы образуются кристаллы льда, падая, они проходят нижние теплые слои воздуха, тают, и осадки выпадают в виде дождя, а если кристаллы крупные, то за время падения они не успевают растаять и доходят до поверхности земли в виде града.)
Писатель-фантаст Станислав Лем в романе ”Непобедимый” вот как описывает извержение вулкана.
-“На дне ущелья текла река. Поток горящей лавы устремился вниз. Казалось на дне ущелья вспыхнул вулкан. Столб дыма и кипящей лавы, каменных обломков, и, наконец, огромное, окружённое вуалью облако пара. Пар,в который, наверное, превратился журчащий поток полноводной реки, текшей на дне ущелья”
-Представьте себе что произошло. Кипящая лава смогла до такой степени нагреть воду в реке, что она не только вскипела, но и превратилась в пар. Представляете, какая для этого нужна энергия?
-Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее).
Закончить урок стихотворением Музы Рождественской:
Сознается поэт любой:
Зима - источник вдохновения!
Ведь сколько красоты земной
Приносит каждое мгновение!
Мне просто глаз не оторвать
От чуда сказки наяву.
Кому спасибо мне сказать,
Что в этой сказке я живу!