Макенова Г.
Т.
Социальный
работник
ОО
«Медико-социальной
поддержки
инвалидов
«QAMQOR»
город
Семей
Абайская
область
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплекс своевременных реабилитационных
мероприятий с использованием гарденотерапии в том числе, позволяет
не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и
усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново, способность
инвалидов к полноценной жизни в
обществе. Этот комплекс позволяет развить у детей-инвалидов
разнообразные жизненно важные познавательные навыки, навыки
общения; повысить уровень самооценки; сформировать и развить
активную жизненную позицию.
Гарденотерапия помогает человеку лучше понять
свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на
себя, так и на окружающие человека
растения.
Гарденотерапия (в переводе садовая терапия),
является комплексным способом реабилитации и социальной адаптации
для детей с ограниченными возможностями
здоровья
Гарденотерапевтический метод опирается на
взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как
процесс постоянного сопроживания, соучастия,
эмпатии.
Целевая группа
Проект рассчитан на детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями, имеющими нарушения интеллекта и
поведения, нарушения работы органов и систем организма, посещающими
отделение реабилитации в возрасте от 3 до 18
лет.
Цель: обеспечение социального, эмоционального,
интеллектуального и физического развития ребенка с ограниченными
возможностями по средствам гарденотерапии, как составной части
комплекса социально-культурной
реабилитации.
Задачи:
1.Создать условия для социальной адаптации
ребенка с ОВ через активное участие в полезной
деятельности.
2.
Расширить и углубить знания детей о
растениях, их роли в жизни
человека.
3. Формировать
элементарные трудовые навыки по уходу за
растениями.
4.
Развивать эмоциональную отзывчивость к объектам
флоры.
Формы
работы
Групповые и индивидуальные занятия при обучении
детей практическим навыкам ухода за
растениями.
Тематический план
|
Тема
|
Оборудование
|
Задачи
|
Сентябрь
|
21
Знакомство с деревьями и кустарниками.
|
Фотографии растений и дидактический материал
(иллюстрации)
|
2.Знакомство с основными элементами озеленения
(по фотографиям):
- с
деревьями:
-хвойные, лиственные (отличительные
черты);
-высота, части дерева (ствол, крона,
корни)
- с цветами, без цветов.
- с кустарниками
|
2Экскурсия «Сбор природного материала для
поделок»
|
|
3.Показать детям разнообразие растений,
рассмотреть различную форму листьев.
Собрать природный материал для
поделок.
|
октябрь
|
1.Знакомство с плодами и семенами
растений.
|
Семена, плоды растений нашего
района
.
|
1.Познакомить детей с различными видами плодов:
боб, ягода, орех, семянка, коробочка, зерновка, костянка,
крылатка.
|
2.Изготовление поделок из природного материала (2
занятия).
|
Природный материал, клей, бросовый
материал
|
2. Развивать творческих способностей у детей
по средствам художественного конструирования из природного
материала.
.
|
3.Ознакомительное занятие с комнатными
растениями. Часть 1 (Бальзамин, традесканция, монстера,
хлорофитум).
|
Комнатные растения: Бальзамин, традесканция,
монстера, хлорофитум
|
3.Сформировать у детей представление о
разнообразии комнатных растений, о потребностях растений в
свете, влаге, тепле, почвенном питании.
|
ноябрь
|
1.
Ознакомительное занятие с комнатными растениями. Часть 2 (колеус,
маранта, сансевиерия, фиалка).
|
Комнатные растения: колеус, маранта, сансевиерия,
фиалка.
|
1.Сформировать представление о том, что растения
бывают светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и
засухоустойчивых.
|
2.Полив комнатных
растений.
|
Комнатные растения,
лейки.
|
2.
Познакомить с различными видами полива растений в зависимости от
потребности и состояния растений.
|
3.Рыхление почвы.
|
Комнатные растения, инструменты из садовых
наборов для рыхления почвы
|
3.Научить детей аккуратно рыхлить почву и дать
преставление о пользе этого действия.
|
4.Мытье комнатных
растений
|
Комнатные растения, губка, пульверизатор-тор,
кисточка для пыли.
|
4.Формировать умения удалять загрязнения и пыль с
растений.
|
декабрь
|
1.Уход за комнатными
растениями.
|
Комнатные растения, приспособления и
инструменты.
|
1.
Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять его
состояние и выявлять необходимые способы
ухода.
|
2.Знакомство с лекарственными
растениями.
|
Комнатные растения (алоэ, каланхоэ, фикус,
герань)
|
2.Познакомить детей с комнатными растениями,
обладающими лечебными свойствами.
|
3«Мое любимое растение» творческая презентация
детьми наиболее понравившегося комнатного
растения.
|
|
3.Воспитыать любовь к комнатным
растениям.
Закрепить знания о комнатных растениях, их
названия, отличительные особенности.
|
4.Викторина «Наши зеленые
друзья»
|
|
2.Воспитыать любовь к комнатным растениям.
Закрепить знания о комнатных растениях.
|
5.Изготовление и украшение горшков для комнатных
растений своими руками
|
Бросовый материал, клей,
пластилин.
|
3.Продолжать учить детей художественному
конструированию из природного материала.
|
февраль
|
1.Пересадка комнатных растений. Виды размножения
растений. Теория (определение необходимости
пересадки).
|
Иллюстрации
|
1.Дать представление детям о том, что комнатным
растениям необходима пересадка. Познакомить со способами пересадки
и размножения растений (перевалка, разделение, черенкование,
т.д.)
|
2.Пересадка комнатных растений. Практическое
занятие.
|
Растения, горшки для растений, клеенка, лейка,
резиновые перчатки.
|
2.Формировать навыки по пересадке
растений.
|
3.Размножение комнатных растений.
Практическое занятие.
|
|
3.
Формировать умения вегетативного размножения растений
(черенки, усы, побеги)
|
4.Уход за пересаженными растениями, формирование
кроны.
|
Растения, ножницы.
|
4.Закреплять навыки и умения детей ухаживать за
комнатными растениями.
|
март
|
1.Посадка лука на зелень. Создание различных
условий для эксперимента.
|
Луковицы, тара для
посадки.
|
1.Вызвать познавательный интерес к процессу
выращиванию лука в различных условиях.
|
2.Знакомство с бобовыми культурами. Проращивание
гороха и фасоли.
|
Семена фасоли и гороха, вата, тара для
выращивания.
|
2.
Познакомить с бобовыми культурами, поместить бобы в субстрат для
проращивания.
|
3.Знакомство с семенами однолетних цветущих
растений. Посадка проросших бобов.
|
Семена бархатцев, космеи, настурции, календулы.
Тара для посадки, грунт и др.
|
3.Дать представление о разнообразии
внешнего вида однолетних растений (бархатцы, календула,
космея, астра)
|
4.Посев семян. Наблюдение за
ростками.
|
Семена бархатцев, космеи, настурции, календулы,
тара для посадки, почва и др.
|
4.
Вызвать познавательный интерес к посадке и выращиванию
цветов.
|
апрель
Май
|
1.Знакомство с луковичными цветущими растениями.
Посадка луковиц (тюльпан, нарцисс).
|
Луковицы тюльпана, нарциссов, тара для посадки,
грунт, клеенка, инструменты, лейка.
|
1.Расширить знания о луковичных растениях.
Закрепить навыки посадки растений.
|
2.Уход за всходами однолетних растений (прополка,
полив, рыхление почвы).
|
Лейка, садовый набор.
|
2.Закреплть навыки ухода за растениями.
Воспитывать бережное отношение к
растениям.
|
3.Пикировка саженцев.
|
Тара, для посадки, грунт, клеенка,
лейка.
|
3.
Познакомить детей с арго приёмом - пикировкой
саженцев.
|
4.Уход за саженцами.
|
Лейка, садовый набор.
|
4.Отрабатывать навыки ухода за саженцами и
растениями.
|
|
|
|
1.Создание мини клумбы.
|
Тара для создания мини клумбы, саженцы
декоративных однолетних растений, грунт,
инструменты.
|
2.Развивать творческие способности, вызвать
интерес к составлению цветников.
|
Ожидаемые результаты
программы
-
Наличие у детей определенного уровня трудовых
навыков,
их жизнедеятельности и роли для человека
-
Социальная адаптированность детей-инвалидов и
детей с ОВ к обществу сверстников
(сформированы коммуникативные навыки и умение
работать в группе).
-
Выражение детьми эмоциональной отзывчивости к
объектам флоры
© Макенова Г.
Т.