Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
план самообразования
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 27
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 27»
___________ Муталипов Г.Б.
План самообразования педагога - психолога на тему:
«Арт-терапия как метод психодиагностики и
психокоррекции в работе с детьми».
Составила: педагог — психолог
МБОУ СОШ № 27 Хулалмагомедова А.Х.
Махачкала- 2015
Индивидуальный план самообразования педагога-психолога
МБОУ СОШ № 27
Педагог — психолог Хулалмагомедова Аминат Хулалмагомедовна
Образование: высшее, Дагестанский Государственный Университет, социальный факультет, ДИРО Практическая психология образования.
Тема школы: «Развитие познавательной активности воспитанников через экспериментальную деятельность»
Индивидуальная тема: «Арт-терапия как метод психодиагностики и
психокоррекции в работе с детьми»
Когда начата работа над темой: сентябрь 2015-2020 год
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2020 год
Цель самообразования: повысить уровень собственной компетенции о применении арт-терапии в работе с детьми.
Задачи самообразования:
- совершенствование теоретических знаний и практических умений по данному направлению;
- овладение новыми формами, методами и приемами работы.
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
-
изучение литературы и имеющегося опыта по данной проблеме;
-
определение цели и задач работы над темой;
-
разработка систем мер, направленных на решение проблемы;
-
отслеживание процесса начальных, конечных и промежуточных результатов;
-
подведение итогов, оформление результатов.
Форма предоставления результата самообразования: отчет по проведенной работе, самоанализ проделанной работы, презентация по теме.
Актуальность выбранной темы.
Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Это метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии
используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти
смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Безусловно, не каждый может стать великим актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным. Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод
позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.
Задачи арт-терапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с ребенком.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку.
Этапы реализации программы.
-
Этапы реализации
Задачи
Сроки
Подготовительный
Знакомство и изучение практических методов использования различных методов арт-терапии в обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов начальной школы, обмен опытом с психологами других школ).
Изучение психолого – педагогической,
методической литературы
по теме самообразовании.
2015 – 2016 учебный.
Диагностический
Создание программы коррекционных занятий для школьников с использованием приёмов и методов арт-терапии.
2016-2017 учебный год
Практический
Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии.
Разработка консультаций для педагогов начальной школы, родителей воспитанников основанных на содержании способов арт-терапии, для групповой, тренинговой работы с детьми.
Обобщение собственного опыта психологической деятельности.
2017-2018 учебный год
Аналитический
Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.
2018-2019 и 2019 – 2020 учебные года
Индивидуальный план
по самообразованию психолога Хулалмагомедовой А.Х.
на 2015 – 2016 учебный год.
1. |
Когда начата работа над темой? (дата) |
2015 |
||
2. |
Когда предполагаете закончить? (дата) |
2020 |
||
3. |
Цели и задачи темы на данный учебный год. |
-Ранняя диагностика, выявление нарушений и отклонений в развитии школьников; -Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития; -Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей; - Профилактика негативных тенденций социального развития школьников. |
||
4. |
Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме (например: посещение занятий и развлечений, просмотр видео занятий, конспектов на профессиональных сайтах) |
Изучение материалов на интернет ресурсах, в литературе по арт-терапии |
||
5. |
Практическая реализация по теме самообразования: (участие в конкурсах, проведение открытых занятий, выступления с докладами, рефератами, участие в конференциях, семинарах, разработка программ, разработка методических рекомендаций и др). |
Работа с детьми: Коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапии для детей. |
Работа с родителями: Разработка консультаций и бесед для родителей учеников основанных на содержании способов арт-терапии. |
Работа со специалистами: Программа коррекционно- развивающих занятий для детей. Доклад на педагогическом совете школы. |
6. |
Изученная литература по теме. |
Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. -256 с. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интеrpативная танцевально"двиrательная терапия. Издание 2..е, расширенное и дополненное. СПб.: Речь, 2006. - 286 с. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64 с. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 416 с. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка Перевод с англ –СПб.: Деметра, 2003 – 176с. |
||
7. |
Выводы по проделанной работе по теме на конец учебного года. |
|
Показания для проведения арт-терапии:
- Трудности эмоционального развития,
- стресс,
- депрессия,
- сниженное настроение,
- эмоциональная неустойчивость,
- импульсивность эмоциональных реакций,
- переживание эмоционального отвержения другими людьми,
- чувство одиночества,
- межличностные конфликты,
- неудовлетворенность семейными отношениями,
- ревность, повышенная тревожность,
- страхи,
- фобии,
- негативная "Я-конецпция»
- низкая самооценка.
Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Арт-терапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности. Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству. Проще говоря, если у человека накопились переживания, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение. Это и есть арт-терапия, но только первый шаг: нарисовать то, что волнует. Шаг второй: прямо на рисунке изменить ситуацию. Меняя рисунок, человек одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации!
Виды арт-терапии, которые я использовала в работе с детьми: рисование, лепка, аппликация, пластилинография.
ИЗО-терапия
«Дружба птичек» — групповое арт-терапевтическое занятие.
Рисование птичек на одном листе бумаги формат А1.
Каждый ребенок рисует от 2 и более птиц (в зависимости от количества участвующих детей).
После окончания задания попросить детей нарисовать дорожки от одной птички к другой. Дети, в первую очередь, соединяют между собой своих птиц, а потом проводят дорожки к птицам тех детей, кому они симпатизируют.
Дети активно участвуют не только в создании своих рисунков, но и комментируют чужие, отстаивают для себя место на общем листе, требуют не пересекать свои дорожки или договариваются сделать общие.
Арт-терапевтическое занятие «Страшилки»
Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир. Лучше приготовить несколько заготовок, чтобы ребенок мог выбирать. Рисунок распечатываем на листе А4.
Рисунок должен быть черно-белым и на нем видны только основные детали. Дети выбирают сами, чем они будут дорисовывать персонажа: цветными карандашами или фломастерами.
После создания образа каждый ребенок составляет небольшой рассказ о своей страшилке, хотя бы несколько слов: «Это — приведение. Оно очень страшное».
Часто дети, создавая образ, настолько им увлекаются, что сразу же после рисования начинают мять и рвать свой рисунок. Это говорит о том, что для ребенка занятие прошло очень удачно. Таким образом, он избавляется от своих страхов. «Страшилки» снимают напряжение перед страшными персонажами, позволяют их рассмотреть, дорисовать нечто ужасное, при этом находясь в полной безопасности.
«Страшная маска» – арт-терапевтическое занятие
Для занятия потребуются бумага формата А4 и гуашь, краски, карандаши, восковые мелки и др. Могут понадобиться лоскутки материи, клей, степлер, цветные нитки, пластилин, природные материалы (семечки, крупа, листья, шишки).
На листе А4 рисуется овал. Дети постарше рисуют сами, а малышам помогает ведущий. Оставляем место для глаз. Затем дети приступают к работе и превращают овал в страшную маску.
Когда маска будет готова, лишняя бумага по контуру обрывается или обрезается, делаются отверстия для глаз и дети примеряют свои маски. При этом они кричат, рычат и пытаются напугать друг друга и ведущего. Каждая желающая маска может устроить представление, рассказать про себя, чем она страшна, чего она боится сама и как ее можно прогнать.
Также после создания маски дети охотно рисуют страхи, некоторые соглашаются нарисовать свои, но чаще просьбу необходимо сформулировать так: «Нарисуйте, чего могут бояться люди».
После рисования проводится ритуал уничтожения страхов. Страхи также можно рвать, топтать, мять, смывать их водой, закрашивать красками.
Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.
«Красивый рисунок» — групповое арт-терапевтическое занятие.
Для занятия понадобится лист формата А1 и гуашь. Кроме кистей для рисования можно предложить детям альтернативные вещи: губки, моющиеся игрушки, ватные палочки и даже руки.
Дети располагаются вокруг стола и получают задание нарисовать красивый рисунок. Определяется, будут дети рисовать на своей части пространства или по всему листу, — кто где захочет. Второй вариант более конфликтный и требует постоянного внимания взрослого.
Дети с помощью ведущего договариваются, будет рисунок в виде простых закрашиваний или составит какой-нибудь сюжет. Если у рисунка определена тема, тогда дети распределяют какой элемент, кто будет рисовать.
«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать.
«Продолжи рисунок» — коллективное занятие.
Необходимо взять большой лист (А2, А3), для рисования — карандаши или фломастеры. Чтобы уменьшить тревогу и ответственность детей перед чистым листом, нужно нарисовать одну деталь ведущему (овал, круг).
Нужно договориться об очереди, кто за кем рисует, чтобы поучаствовать смогли все. Когда дети сидят за одним столом, будет проще, если рисунок передают по или против часовой стрелки.
Также, должна быть задана тема рисунка: человек (конкретный – клоун, водолаз, повар, Карлсон или абстрактный), космос, детская площадка, магазин и т.д.
Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.
«Мандала» или рисунок в круге - арт-терапевтическое занятие.
Понадобится нарисовать круг на листе А3. Рисовать можно гуашью, акварелью, карандашами, восковыми мелками и т.д. Рисунок может быть на заданную или на свободную тему. Существуют уже нарисованные мандалы, и ребенок их только раскрашивает, выбрав понравившуюся.
Часто дети не удерживаются в рамках круга и выходят за него. Такие проявления не только не останавливаются, но приветствуются.
Мандала — показательная вещь. Это как бы фокус, в котором сосредоточена жизнь ребенка. Все, расположенное в верхней части круга относится к сознанию, а в нижней части – к подсознанию.
Мандалы для разукрашивания обычно способствуют психологическому успокоению ребенка, сглаживает эмоциональные всплески. Периодически ребенку можно давать не сложные мандалы вместо раскрасок.
Мандала или рисунок в круге – это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние.
«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие.
Необходимо взять листы А2 (для основного рисунка) и А3 (для разрисовки) и гуашь. Также еще понадобится палитра.
Сначала с ребенком необходимо провести беседу на тему, какие бывают у человека настроения. Что каждое настроение может иметь свой цвет. Предложите определить настроение для основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный), определения ребенка может не соответствовать общепринятым нормам (например, красный не злой, а праздничный и радостный, черный не мрачный, а задумчивый). Желательно определения цветов записать, для облегчения диагностики.
Второй этап – попробуйте порисовать на А3 соответствующие настроениям картинки. Грусть можно выразить, нарисовав опавшие листья, радость – воздушные шарики, страх – оружие, и т.д.
Заключительный этап – ребенку дается большой лист А2 и формулируется задание: нарисуй свое настроение. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка.
Использованная литература:
-
Киселева М.В. «Арт-терапия в работе в детьми», 2007
-
Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у Песочной Феи», 2011
-
Огненко Н. «Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и полцарства в придачу», 2008
-
Оклендер В.«Окна в мир ребенка», 2005
-
Сучкова Н.О. «Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей», 2008
-
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: терапевтические сказки», 2003
-
Шиманская А.Н.«Сказки на песке. Практика песочной терапии», 2010
-
Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия», 2001
Изучение методической литературы по теме самообразования:
1.Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с.
3 Вачков И. В. Сказкатерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. - 144с.
4 Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
5 Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. – М.: ЦГЛ, 2006. – 144с.
6 Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. -256 с.
7 Введение в музыкотерапию / Г. – Г. Декер-Фойгт, СПб.: Питер 2003. – 208с.
8 Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с.
9 Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
10 Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интеrpативная танцевально"двиrательная терапия. Издание 2..е, расширенное и дополненное. СПб.: Речь, 2006. - 286 с.
11 Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64 с.
12 Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
13 Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
14 Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка Перевод с англ –СПб.: Деметра, 2003 – 176с.