Учитель:Турсумбаева А.Г.
Тема:Однокоренные слова
Цели: уточнить представление учащихся об основных признаках однокоренных слов;
развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно
подбирать их.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что на Руси называли словом «красный»?
– Назовите слова, написание которых вы можете объяснить.
III. Минутка чистописания.
– На доске записаны буквы: й, ё, р, ч, ы, н.
– Наша цепочка букв состоит из согласных, которые всегда обозначают мягкий звук, и
гласных, которые указывают на мягкость согласного звука. Какие это буквы? (Это
согласные й, ч и гласная ё.)
йче ейч чей …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Черный.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, подчеркните
орфограмму.
– Допишите однокоренные слова.
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают однокоренные слова:
Чёрный, чёрненький, черноватый, чернота, чернеть.
– Назовите близкие по значению слова. (Угольный, агатовый, смолянуй, воронуй,
тёмный, грязный.)
– Назовите антоним слова чёрный. (Белый.)
– Проведем физкультминутку «Кузнечики».
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
(Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)
V. Распознавание однокоренных слов.
1. Работа над упражнением 29.
– Какие слова называются однокоренными? Приведите свои примеры однокоренных
слов.
2. Работа над правилом на с. 16–17.
3. На доске записаны группы слов:
Домашний, дом, домбра, домино, домовой.
Водитель, водица, водяной, вода.
Говор, разговор, воришка, говорит.
– Спишите однокоренные слова, выделите корень.
4. Напишите однокоренные слова.
Вариант I
Вариант II
чистый, …
колос, …
золото, …
мостить, …
– Выделите корень.
5. Работа над упражнением 30.
– Какое еще слово является однокоренным к слову черный? (Черника.)
VI. Итог урока.
– Какие слова называются однокоренными?
Домашнее задание. Упражнение 33, правило на с. 16–17.