Понятие «Цивилизация»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Понятие «Цивилизация»

Материал туралы қысқаша түсінік
использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений; объяснять основные подходы к изучению понятия «цивилизация»
Материалдың қысқаша нұсқасы

Раздел долгосрочного плана:


Школа: ОСШ 13 им.Мукими

Дата:

ФИО учителя: Турдуниязова Н.Д

Класс:10 В

Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Тема урока

Понятие «Цивилизация»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

10.1.1.1 - использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений;

10.1.1.2 - объяснять основные подходы к изучению понятия «цивилизация»

Цель урока

использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений;

объяснять основные подходы к изучению понятия «цивилизация»

Критерии оценивания

Знает понятии «Цивилизация», «Тип цивилизаций»

получат общее представление о понятиях «культура» и «цивилизация»,

смогут проанализировать собственный опыт, представление о том, что такое «культура», «цивилизация», соотношение этих понятий

Высказывает свое предположение о понятии «цивилизация

Языковые цели

Учащиеся могут:

Работать в группах при проведении исследования и составлении записей по основным теориям цивилизаций, а затем, проводить устный отчет своих результатов перед классом (навыки чтения, письма, аудирования и устной речи)

Создавать глоссарий, дающий определения важным терминам

Привитие ценностей

Учить уважению к национальным традициям, воспитание толерантности.

Межпредметные связи

Тема урока связана с философией, религиоведением, социологией, политологией, историей Казахстана.

Навыки использования ИКТ

Использование интернет ресурсов, планшеты, ноутбуки.

Предварительные знания

Даннаятема урока строится на предыдущих знаниях по предмету «Всемирная история» и «история Казахстана» с древнейших времен по наши дни. Она помогает учащимся провести аналогии между путями развития человечества в прошлом и различными моделями современного мира.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

5минут


Вопрос к классу:

Как вы думаете какую тему урока мы сегодня будем изучать?

Приветствие класса. Знакомство ЦО, КО.

Работа с терминами. Попросите учащихся познакомится с терминами и дать свое понимание данных определений. Цивилизация – это качественные особенности материальной, духовной и социальной жизни, свойственные определенным народам в определенный момент исторического развития

Тип цивилизаций - это процесс разделённый на определенные ряд культурно-исторических этапов, имеющих общие черты, элементы и закономерности развития.


Слайд 1-5




Середина урока

30минут

Основные теории цивилизаций


Цивилизация как термин и как явление имеет свою историю. Появились слово civis (гражданин) и однокоренные с ним слова в Риме для обозначения и отличия городского жителя от сельского. Позже среди слов этой группы появляются значения, указывающие на принадлежность к городу.

Сравнивая это понятие с термином культура, можно прийти к выводу, что это несколько «жесткое» по содержанию явление, в существовании которого более значительную роль играют внешние факторы.

- Мы попробуем в ходе лекции разобраться, каковы основные отличия культуры от цивилизации. Как бы вы заполнили эту таблицу на данном этапе?

Что ж, давайте проверим наши предположения, порассуждаем.

В научный контекст слово цивилизация (как и культура) приходит в XVIII веке и долгое время употреблялось как тождественное. Слово цивилизация используется часто и для обозначения определенной ступени общественного развития (например, античная цивилизация). В марксистской литературе под «цивилизацией» понималась просто материальная культура.

Существенно новое в интерпретацию термина цивилизация внес О.Шпенглер, который трактовал его как характеристику состояния общества, которое достигло заключительной стадии развития и утратило способность к дальнейшему саморазвитию. Он определил цивилизацию как совокупность норм, правил, выработанных обществом и воспроизводимых в практической деятельности человеком, важнейших элементов быта, технических достижений, имеющих своей целью удовлетворение основных жизненных (преимущественно материальных), постоянно изменяющихся потребностей людей.

Цивилизация – это в определенном смысле упадок, деградация культуры, которая выражается не в физических, (материальных) разрушениях, а в выхолащивании из нее духовного начала.

Итак, цивилизация функциональна, она полезна, в то время как культура в целом бесполезнаЧеловек, как это ни печально, вполне может обойтись без слушания гениальной музыки, без чтения книг, но при этом он должен выполнять хотя бы элементарные требования гигиены, соблюдать, пусть минимум, правил общественного поведения.

Следующая характеристика цивилизации – это единство требований, предъявляемых ко всем членам общества, – а это усреднение, унификация, стандартизация. Чем в большей степени население данной страны подчиняется существующим в ней законам, тем выше здесь уровень цивилизованности.

Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина

В рамках этой теории цивилизация рассматривается как социокультурная общность, в которой доминирующая культура и ее ценности выступают в виде ядра, а по периферии от него располагаются инородные культурные образования со своей социальной организацией. Таким образом, цивилизация представляет собой не монолитное образование, а сложную социокультурную систему, развитие которой определяется как культурным ядром, так и процессами, происходящими на периферии. П. Сорокин полагал, что продукты цивилизаций и их базовые ценностные установки переходят в более поздние культурные системы. Это реальная жизнь цивилизаций, на основе обобщения истории которой можно построить определенную типологию. В ней в качестве основных, по мнению П.Сорокина, можно выделить 3 типа социокультурных суперсистем: 
1 — чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения (примеры — поздняя античная культура периода упадка, современная П.Сорокину культура XX в.); 
2 — идеационалъный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее (пример — позднее Средневековье); 
3 — идеалистический тип (idealistic), представляющий синтез первых двух, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией (примеры — античная культура периода расцвета, Возрождение).



Задание 1 (20 минут)

Учащиеся делятся на группы, после чего им предоставляется раздаточный материал на основе которого онисоставляют кластерпо теме Понятие цивилизации. Основные типы цивилизационного развития.

Дескрипторы

Показать связи различных цивилизаций с закономерностями исторических процессов

Сделать выводы о влиянии цивилизаций на ход исторического развития человечества


Задание 2 (10 минут) Дебаты

Попросите учащихся в группах обсудить и дать своё понимание вопросов.

Какое будущее ожидает человеческую цивилизацию: единая или совокупность обособленных цивилизаций?

Какого мнения придерживаетесь вы по этой проблеме?

Дополнительное задание

Современный Казахстан, как вы думаете, к какой цивилизации относится (Запад, Восток)?

Работа в группе


1 группа - Теория культурно-исторических типов Я. Данилевского

2 группа - Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера

3 группа - Теория развития цивилизаций А. Тойнби

4 группа - Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина

Критерии оценивания:

  • Представить основную идею автора по его теории

  • Предположить культурно -исторический тип нашей страны отражается в исследуемой их теории.

(ФО) каждая группа представляет свои работу, и оценивают работы друг друга




Слайд 6

Приложение






























Слайд 7







Конец урока

5минут

Рефлексия:

  • Как можно использовать термины «цивилизация», «тип цивилизации»?

  • По какой из рассмотренных теорий развивается история нашей страны?

  • Что осталось для вас непонятным?



Слайд 8


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

1) Задания даются на определённое время (скрытая дифференциация)

2) учащиеся с разным уровнем теоретической подготовки представляют свою точку зрения при ответе на вопросы;

3) заполняя кластер, учащиеся смогут ответить на большинство вопросов;

4) большинство учащихся смогут классифицировать цивилизации и цивилизационные подходы в изучении истории;

5) сильные ученики сами возьмут на себя роль учителя (во время игры «Дебаты»);

6) некоторые ученики смогут сделать обоснованные выводы самостоятельно о взаимозависимости и взаимовлиянии цивилизаций



ФО: учитель делает комментарии, корректирует ответы уч-ся, дает положительные отзывы на удачные ответы

Оценивание работы в группах смайликами:

Молодец

Хорошо

Старайся





Использование интерактивной доски и планшетов не более 20 минут

Физминутка:

Видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=x0GksFUDFQ4

Правила безопасности работы в мультимедийном кабинете

  • Соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;

  • Занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;

  • Заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;

  • Немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;

  • Немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.










Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:



2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:



2:


Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?










Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
24.12.2024
216
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі