Тема урока: Повторение раздела «Звуки и буквы».Цель урока: Научить детей правильному употреблению в речи звуков и букв русского языка.Задачи:Образовательная: формирование у школьников умения и навыков применения в повседневной жизни звуков и букв русского языка.Развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, повышение функциональной грамотности учащихся.Воспитательная: привитие интереса к русскому языку, умения работать в команде.Наглядность урока: карточки с заданиями по теме «Звуки и буквы».Методы урока: частично — поисковый.Тип урока: урок — соревнование. Ход урокаОрганизационный момент. Здравствуйте ребята! По вашим улыбающимся лицам я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь с таким настроением вы уйдёте с урока. Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы, которые пришли специально посмотреть и послушать вас. С тех пор, как мы встретились с вами, прошло чуть больше месяца. Сегодня итоговый урок по теме «Звуки и буквы». Кто больше знает? Кто лучше всех произносит и пишет? Кто быстрее и дружнее отвечает? Кто не подведёт команду? Видите, как много задач нам ставит учебная игра.А сейчас каждый ряд должен составить из этих букв слово, которое станет названием команды:у, к, в, ы, б (буквы)и, с, л, г, о (слоги)и, у, в, к, з (звуки) РазминкаКакое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на тридцать три буквы? (Азбука)Вспомните греческое слово — отгадку:Сели на страничкиТридцать три сестрички.Сели рядом не – молчат,Нам загадки говорят, (Алфавит)Кто быстрее всех ответит на эти вопросы:Сколько в русском языке гласных звуков?(6)Сколько в русском языке гласных букв?(10)Сколько в русском языке согласных звуков? (36)Сколько в русском языке согласных букв?(21)Какие буквы не обозначают звук?(ь, ъ) «Выбери меня»III. Задание команде “Буквы»:Подбирая слоги, записанные в круг, составьте слова с сочетаниями жи, ши.Задание команде “Слоги»:Подбирая слоги, записанные в круг, составьте слова с сочетаниями ча, ща.Задание команде “Звуки»:Подбирая слоги, записанные в круг, составьте слова с сочетаниями чу, щу. «Кто больше»Задание команде “Буквы»: Изменить в слове тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово.Дом – том и т. д.Задание команде “Слоги»:Изменить в слове тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово.Ток – сок и т. д.Задание команде “Звуки»: Изменить в слове тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово.Гора – кора и т. д. «Четвёртый – лишний»Задание команде “Буквы»: Найти лишнее слово.Суп зуб лев подъездСерп дуб плов съёмкаКлуб сноп сев бульонТулуп лоб шеф объездЗадание команде “Слоги»: Найти лишнее слово.Круг динамик город доходПлуг лётчик отряд халатДруг берег букет виноградВолк лук сад походЗадание команде “Звуки»: Найти лишнее слово.Шоссе жёлтый парашют циркШофёр жёсткий жюри циркачШоколад жёлудь журнал цыплёнокШёлк жонглёр брошюра циркуль Одним словомЗадание команде «Буквы»:Замените сочетание слов синонимами.имеющими слоги чу, щу.Обрубок дерева – чуркаПрикрывать глаза от света – щуритьсяХищная рыба – щукаЗадание команде «Слоги»:Замените сочетание слов синонимами.имеющими слоги жи, ши.Часть тела человека – животОна даётся человеку один раз – жизньТо же, что и автомобиль – машинаЗадание команде «Звуки»:Замените сочетание слов синонимами.имеющими слоги ча, ща.Пастух овечьих стад – чабанАроматный напиток – чайОчень густой лес – чаща «Метаграмма»VII. Задание команде «Буквы»:Из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, составьте новое слово.С к я в школе на стене,Горы, реки есть на мне,С п – от вас не утаю –Тоже в школе я стою.(карта – парта)Задание команде «Слоги»: Из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, составьте новое слово.Меня ты напрасно не ценишь,Тебя я насытить смогу,Но если у на е ты сменишь,Я по деревьям поскачу.(булка – белка)Задание команде «Звуки»:Из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, составьте новое слово.Со звуком с я не вкусна,Но в пище каждому нужна.С м берегись меня, не тоЯ съем и платье, и пальто.(соль – моль) «Напиши согласную»VIII. Вставить пропущенные буквы: Мне очень нравится жира…(в, ф),Высокий рост и добрый нра…(в, ф )Б. Заходер.Может это старый де…(д, т)Ста четырнадцати лет.С. Михалков.Правда, дети, я хоро…(ж, ш)На большой мешок похо..(ж, ш)С. Маршак. «Допиши буквы»Составить слово:— оро — —— оро — —— оро — —(ворона, сорока, корова) «Подобрать проверочные слова»Вставить пропущенные буквы:Сле…(д, т), бере…(г, к), кру…(г, к), сугро…(б, п), моро…(з, с), при…(з, с), овра…(г, к),лоша…(дь, ть), ду…(б, п), зу…(б, п). «Собери в две корзины»Напиши правильно ж или ш:Ча…ка, ло…ка, кни…ка, бума…ка, кры…ка, кру…ка, руба…ка, игру…ка, поду…ка, фла…ки,пиро…ки.«Наборщик»Если взять большое слово,Вынуть буквы,Раз и два,А потом собрать их снова,Выйдут новые слова. XII. Из этих букв составить слово – гоусардвотс. Подсказка: его синоним – страна.(Государство)Из этого слова составьте другие. Кто больше?(Год, город, град, оса, овраг, сода, сорт, сало, сад, суд, удар, удав, утро, дог, дрова, дорога, род, рот, вода) XIII. Итоги урока. В результате бескомпромиссной борьбы команды набрали одинаковое количество баллов. Боевая ничья! Победила дружба!Домашнее задание: упражнение