Ход
урока:
-
Орг.момент. Позитивный настрой на
свет
-
Проверка
домашнего задания (Жизнь во имя
детей. Стр. 23 учебника.)
Учитель с помощью
вопросов подводит учащихся к осмыслению понятий «смысл жизни»,
«самосовершенствование».
Януш Корчак (настоящее
имя Генрик Гольдшмит) родился в Варшаве в 1878 году в семье юриста.
Мальчику было около 12 лет, когда заболел и умер его отец. Генрик
продолжал учиться в гимназии, одновременно работая гувернером в
богатых домах. У него проявился педагогический талант – к ученикам,
которые были немногим младше его, он находил особый подход.
Сказкой, разговором он умел подать скучный школьный предмет так,
будто ничего интереснее в мире не
существует. Генрик и
сам чувствовал, что нашел свое призвание.
Свое призвание Корчак
видел в том, чтобы помогать людям, особенно детям. Поэтому он решил
стать врачом. Став студентом медицины, Корчак преподавал на курсах,
работал в бесплатной читальне для бедных, учил детей в школе,
помогал матери содержать семью после смерти отца.
Молодой человек
оказался успешен сразу в трех областях: он талантливый педагог,
писатель и успешный врач. Януш Корчак руководит детскими приютами,
преподает, сотрудничает с журналами, работает редактором детской
газеты, под псевдонимом «Старый Доктор» выступает с воспитательными
беседами по радио. Кроме того, Януш постоянно работает в детской
клинике, где на протяжении многих лет лечит не только тела, но и
души детей. Он делает все что может, чтобы защитить их от
одиночества, отчаяния и боли. Со временем доктор все больше и
больше убеждается, что причиной детских страданий и даже детской
заболеваемости является непонимание. Взрослые не понимают детей и
не считаются с ними, причем в особенности это касается детей
бедняков, которые часто лишены самого необходимого. В 1912 году
Корчак оставил профессию врача и стал директором Дома сирот для
еврейских детей. Более трех десятилетий он возглавлял варшавский
Дом сирот, жил в интернате среди детей. В этот период он написал
свою знаменитую книгу «Как любить ребенка».Когда фашисты вошли в
Варшаву, для Януша Корчака началась
новая борьба – борьба
за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не
людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими
уничтожению.
В 1940 году его
арестовали. Несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его
выкупили его бывшие воспитанники. Он возвращается в Дом сирот,
который находился на территории Варшавского
гетто.
Положение детей там с
каждым днем ухудшалось, но Корчак до самого конца стремился
поддержать дух детей. Множество людей пытались уговорить Корчака
покинуть гетто, но он отказался бросить детей и спасти свою
жизнь.
Страницы дневника,
который вел Януш Корчак, запечатлели нарастающий ужас
происходящего. Но даже в этих условиях педагог продолжал учить,
лечить, воспитывать детей, которые фактически уже были обречены.
Более того, приют доктора Корчака ставил детские спектакли, что
кажется совершенно немыслимым с учетом того, что его воспитанники
еле держались на ногах от
перенесенных
страданий.В 1942 году Януш Корчак вместе с 200 своих воспитанников
был направлен в лагерь смерти Треблинка. Педагогический авторитет
Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон
к
нему подошел один из
немецких офицеров СС и спросил:
– Это вы написали «Короля
Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете
быть свободны.
– А
дети?
– Дети поедут. Но вы
можете покинуть вагон.
– Ошибаетесь. Не могу. Не
все люди мерзавцы.
Старый Доктор не
оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни. Никого
из очевидцев этого разговора не осталось в живых. Как не осталось
свидетелей и того, что Корчак по дороге в Треблинку рассказывал
детям сказки, чтобы отвлечь их от тяжелых мыслей.
А через несколько дней
в концлагере Треблинка Корчак вместе со своими детьми вошел в
газовую камеру. Перед лицом смерти он держал на руках двух самых
маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим
малышам.
Беседа:
-
Назовите пожалуйста,
настоящее имя и псевдоним Я. Корчака?
-
В чем видел смысл
своей жизни Януш Корчак?
-
Какие качества
проявил «Старый Доктор» ?
-
Что движет вами,
когда вы творите добрые дела?
Можно предложить
учащимся самостоятельно высказать значение понятий «смысл жизни» и
«самосовершенствование».
Смысл
жизни - это значение, которое
придается жизни человека вообще и личной жизни в
частности.
Самосовершенствование - это наиболее понятная форма саморазвития, означающая,
что человек сам, самостоятельно стремится быть лучше, стремится к
некоторому идеалу, приобретает те черты и качества, которых у него
пока нет.
4. Можете ли вы
сказать, что жизненные ситуации способствуют самосовершенствованию,
приобретению определенного жизненного опыта? Приведите примеры из
жизни.
|