Материалдар / "Правописание местоимений" план открытого урока
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

"Правописание местоимений" план открытого урока

Материал туралы қысқаша түсінік
план открытого урока по русскому языку для 5 класса
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Маусым 2018
553
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



Тема урока: Правописание местоимений

Цели урока: Повторить и систематизировать знания о местоимении .

сформировать навыки правописания местоимений с предлогами;

Ход урока. 
I . Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
 
Ребята, давайте сейчас прочитаем по очереди высказывания американского психолога Дейла Карнеги. И попробуем определить, о чем идет речь.


Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.


Она - вдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.


Её нельзя купить даже за несколько миллионов, нельзя выпросить за любые обещания, нельзя ни одолжить, ни украсть, потому что она сама по себе ни на что не годится, пока ею кого-нибудь не одарили.


Ребята, здесь речь идёт о простой человеческой улыбке. Давайте с вами улыбнёмся друг другу и пожелаем на весь день друг другу хорошего настроения. Молодцы!


Она длится мгновение, а в памяти людей остается навсегда.

II. Ориентировочно-мотивационный этап. Постановка задач.

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, я попрошу прочитать следующее стихотворение


Я о себе такого мнения: 
Огромна роль всегда моя!
 
Я делу отдаюсь сполна,
 
Я заменяю имена.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

Итак, что же мы будем сегодня повторять? Правильно речь пойдёт о местоимении.


Мы с вами закончили изучение интересной, своеобразной части речи. Мир местоимений широк и разнообразен. По частоте употребления они занимают З место после существительных и глаголов. Местоимения создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство,помогают избежать повторов 
Давайте вспомним , что мы знаем о местоимении . Личные- заменяют имя лица или название предмета:

Я, ты, он, оно, мы, вы, они.

Вопросительные – используется в качестве вопроса о лице или предмете, о его качестве.

Кто?что?чей?какой?который?

Возвратные – обозначает объект, который является . одновременно субъектом действия, оно не имеет. именительного падежа, не имеет рода и числа

Себя

Притяжательные – указывают , кому принадлежит предмет.Они склоняются как прилагательные:

Мой, твой, наш, ваш, его, их.

Указательные – указывает на предмет или какое –нибудь качество предмета:

Это, эта.то, такой.

Определительные – определяет предмет или лицо с различных точек зрения:

Каждый , любой, весь, сам, самый.

Отрицательные – употребляется при общем отрицании вопроса:

Никто, ничего, никакой, нечего, ничего.

Неопределённые – указывают на различную степень неопределённости предмета.

Кто-то, что-то, какой-то, какой-нибудь, кое –какой, кто- нибудь, что-нибудь,какая-то,что-нибудь, кое-какая, кое –что,

Кое-кто, какое –нибудь, кое-какое.



Наш сегодняшний урок-обобщение я предлагаю провести в форме игры.

Для этого мы разделимся на две команды


Итак, 1-ый тур нашей игры мы начнём с разминки.

III. Разминка. Задание на развитие логической способности учащихся.

Ребята, сейчас каждой команде будут заданы по три логических вопроса. Вы должны будете сосредоточиться и правильно на них ответить.

Если команды готовы, начнём:

1)Какие два личных местоимения мешают движению машин по дорогам? (Я - Мы). 

2) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (оно, тот) 1) 3) Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? Например, матч окончился со счётом 1-1 (Ничья.)



Конкурс «Разминка» продолжит 2-я команда

1) А кто ты? Какое женское казахское имя зашифровано в этом вопросе? (Актоты)


2) Какое местоимение можно считать самым хвастливым? (Я)



2) Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)

По два вопроса было задано каждой команде в этом туре. Жюри подсчитывает баллы…


А наша игра продолжается. И следующий 2-ой тур "Знайка".

Ребята, перед вами названия литературных произведений, которые мы с вами изучаем по предмету литературное чтение. Вы должны найти в них местоимения и указать их разряд.

Начинает у нас 1-я команда как обычно:
1) «Мои университеты" (Максим Горький)
 
2) "А что у вас?" (Сергей Михалков)
 
3) "Меня зовут Кожа" (Б. Сокпакбаев)
 
4) "Чем пахнут ремесла?" (ДжанниРодари)
 
5) "Мой щенок" (Сергей Михалков) 
6)« Карлсон, который живет на крыше" (А. Линдгрен)


2-я команда

1) «Он живой и светится» ( Драгунский В)

2) «Про всё на свете» (Заходер Б.)

3) С.Маршак. «Вот какой рассеянный...»

4) Г.Остер «Если ты пришел к кому-то»

3)"Тимур и его команда" (Аркадий Гайдар) 
4)Как приручить дракона? (Крессида Коуэлл

Наш тур о литературных произведениях закончился.



ІІІ. Как мы уже сказали, местоимения употребляются вместо имени. Какие местоимения можно использовать вместо имени существительного, а какие -вместо прилагательного?

Ученики составляют кластеры


Прямая со стрелкой 95 Прямая со стрелкой 94 Я Ты

Овал 93 Прямая со стрелкой 91 он

Прямая со стрелкой 89 Прямая со стрелкой 92 они она


Прямая со стрелкой 90 Прямая со стрелкой 97 Прямая со стрелкой 96

что-то

кто-нибудь кто-то Прямая со стрелкой 106

Прямая со стрелкой 107



Каждый

весь Овал 105

Прямая со стрелкой 108 любой

Прямая со стрелкой 112

Прямая со стрелкой 111 Прямая со стрелкой 113 чей какой

Прямая со стрелкой 109 Прямая со стрелкой 110

сам самый который

постер

фломастер

карандаши

тетрадь

маркеры




Предлоги с местоимениями пишутся раздельно


ІҮ. Замените местоимениями



Около деревни растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе. На дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечнике живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стужи воробей. Для воробья ребята сделали на дереве кормушку.



Кошку считали священным животным.

Первыми кошек приручили древние египтяне. Считалось, что кошки приносят в дом счастье. Кошки спасали урожай зерна.

Зерно хранилось в амбарах, и кошки день и ночь ловили там мышей



Ү. К местоимениям 3-го лица при склонении присоединяется буква Н

ПОДОШЕЛ К (ОНА) ПОДОШЕЛ К НЕЙ

ПОСМОТРЕЛ НА (ОНИ) ПОСМОТРЕЛ НА НИХ

ВОЗВРАТИЛСЯ С (ОН) ВОЗВРАТИЛСЯ С НИМ

ТЯНУЛСЯ К (ОН) ТЯНУЛСЯ К НЕМУ

беспокоился о (она)_________ беспокоился о (ней)

наблюдал за (они)____________ наблюдал за (ними)


разговаривал с (он)__________ разговаривал с (ним)

спросил у (он)______________ спросил у (него)

остановился перед (он)________ остановился перед (ним), перед (им)


возвышался над (она)_________ возвышался над (ней)

привезли к (она)______________ привезли к (ней)

ходил за (она)________________ ходил за ней


ҮІ. Ребята, а сейчас я бы хотел, чтобы вы немного отдохнули. У нас будет музыкальная пауза. В этой весёлой патриотичной песенке под названием «Родина моя» есть много местоимений. Потом скажете мне, какие из них вам запомнились.

Музыкальная пауза

Звучит аудиозапись песни «Родина Моя»


Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!

Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!

Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вопросы детям: Какие местоимения встретились в тексте песни? Назовите их разряды.


Надеюсь вы хорошо отдохнули. Стали ещё дружнее, как одна семья.


ҮІІ. Запишите пословицы с местоимением сам.

Сам заварил кашу, сам и расхлебывай.

Не хвали себя сам, пусть другие тебя похвалят



ҮІІІ. Опишите предмет с помощью местоимений



Шуба Бокал



ІХ. Тест

1. Каким общим грамматическим значением обладают местоимения?

А. Значение предметности.

Б. Значение признака.

В. Значение указательности.

2. В каком словосочетании имеется отрицательное местоимение с не-?

А Н… чего не говорит.

Б Н… чего говорить.

В Н… кто не виноват.

3. В каком ряду местоимения пишутся раздельно?

А.(Не)что,(не) кого,(не) чего.

Б.(Ни) кто,(ни) какой,(ни) чей.

В.(Ни)(с)кем,(ни)(от) какого,(ни)(у) кого.

4 В каком ряду местоимения пишутся через дефис?

А.(Кое)(у) кого,(кое)(над) чем,(кое)(при) ком

Б. Кое (какой),что (либо), кто (нибудь), чей (то)

В.Кое (какой),(не)(с) кем,(ни) какой,(кое) как.

5. В чем особенность местоимений себя, некого, нечего?

А. Это неизменяемые местоимения.

Б. У этих местоимений отсутствует форма именительного падежа.

В. Изменяются по падежам.

6 Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.

А. у них, обо мне,я, тебя

Б. за ними, мой, себя, тот

В. к нам, нами, этот, никто

7. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?

А. имя существительное

Б. имя прилагательное

В. глагол

8 Укажите указательные местоимения.

А. тот, этот, такой.

Б. каждый, тот, всякий

В. чей? Твой, ваш

9. Продолжите фразу

Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают..

А. Определением

Б. Дополнением

В. Обстоятельством

10. Укажите неопределённые местоимения

А. себя

Б. кто-то, тот , чьи

В.некто, нечто,некоторые, кто-то, какой-нибудь


Ключ

1 . А 6.А

2. Б 7.В

3. В 8.А

4. Б 9.А

5. Б 10.В

А теперь, давайте подведем итог и систематизируем знания, полученные на уроке


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!