Материалдар / Презентация Наурыз
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Презентация Наурыз

Материал туралы қысқаша түсінік
оқушыларға, мұғалімдерге
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Қаңтар 2019
703
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Добро пожаловать, Наурыз!

Наурыз
древний праздник весны и труда, возникший у
многих народов Востока, отмечаемый в день
весеннего равноденствия, 22 марта. К Наурызу
каждая семья готовила ритуальное блюдо –
наурыз коже (похлебку, сделанную на кислом
молоке из семи компонентов) – символ
благоденствия и благополучия.
Люди приводили в порядок дома, расплачивались
с долгами; находившиеся в ссоре – мирились.
В день Наурыза все старались быть в добром
расположении духа, при встрече заключали друг
друга в объятия, высказывали самые добрые
пожелания. В день празднования разыгрываются
театрализованные представления и сценки из
народной жизни, проводятся айтысы – словесные
состязания акынов (поэтов-импровизаторов) в
сопровождении домбры. Побеждает тот, кто лучше
прославит Добро! Молодёжь собирается у качелей
– алтыбакан. Все поют, танцуют, веселятся, играют
в национальные игры. Традиции Наурыза
передавались из поколения в поколения и
сохранили свое основное содержание и сегодня.

Керней
древний казахский
народный духовой
музыкальный
инструмент,
представлявший
собой длинную
деревянную трубку,
вдетую в
верблюжью гортань.
В прошлом
использовался для
подачи сигнала
в походах.
Исполнитель при
игре на кернее
поворачивался
в разные стороны.

Шанырак
часть строения юрты,
купольный круг, круговое
навершие для закрепления
в нем верхних концов уык
(купольных жердей,
образующих крышу юрты),
являющееся одновременно
дымоходом и окном юрты.
Шанырак имеет огромное
значение в жизни казахов.
Шанырак поднимает глава
семьи, мужчина. Когда
остов юрты приходил в
негодность, можно было
менять любую его деталь,
за исключением шанырака,
он передавался из
поколения в поколение.
Слово «шанырак»
употребляют в значении
«домашний очаг», «дом»,
«семья», как символ
преемственности и
незыблемости домашнего
очага.

Домбра
казахский народный
струнный
музыкальный
инструмент
(щипковый).
Делается из дерева.
Имеет 2 жильные
струны, настроенные
в кварту. Одна из них
мелодическая. Длина
инструмента 80–130 см.
Пьесы для домбры –
кюи – могут быть одноили двухголосны.

Кобыз
древнейший казахский
народный музыкальный
инструмент (струнный
смычковый), корпус
которого изготавливается
из цельного куска дерева.
Имеет ковшеобразный
корпус. Общая длина 60–73
см. Струны и смычок – из
конского волоса. Строй
квартовый. При игре кобыз
опирается на пол или
колено. По звуку слегка
напоминает виолончель. В
прошлом на кобызе играли
только мужчины; женщины
стали играть лишь в начале
XX века.

Песня
наиболее
распространенный жанр
вокальной музыки,
соединяющий
музыкальный образ
с
поэтическим. Народная
песня – одна из
древнейших форм
музыкально-поэтического
творчества,
художественный итог
творчества многих
поколений.

Кюй

казахская инструментальная пьеса, наигрыш, исполняемая на
домбре и других народных инструментах. Подлинным
расцветом традиционного инструментального искусства в
жанре кюя стал XIX век, представленный авторским
творчеством кюйши – создателей и исполнителей кюев,
профессионалов устной традиции. Кюй носит программный
характер. Кюй как основной жанр традиционной казахской
инструментальной культуры продолжает развиваться и в
наши дни. Теперь кюи звучат не только в сольном
исполнении, но и в ансамблевых, оркестровых аранжировках.

Сары Арка
В переводе с казахского золотая степь; название
казахской степи; символическое название
территории Центрального Казахстана. Один из
самых любимых образов, воспетых казахскими
поэтами, художниками, музыкантами.

Биржан сал Кожагулов (1831-1894)
выдающийся казахский акын, композитор,
основоположник народно-профессиональной песенной
школы. Одна из самых замечательных фигур казахской
музыки XIX века. Закономерно, что к его имени навсегда
прикрепилось слово сал – любимец народа, артист,
щёголь. Приобрел широкую известность как певец,
обладающий выдающимися вокальными данными и
мастерски аккомпанирующий себе на домбре.
Разъезжал по аулам,
участвовал в народных
празднествах, айтысах –
своеобразном поединке
остроумия и песенного
мастерства; собрав вокруг
себя талантливую
молодёжь, создал
своеобразный кочующий
театр. Сохранилось свыше
40 песен Биржана.

Майра Шамсутдинова (1896-1929)
в историю казахской
музыкальной
культуры Майра вошла
как талантливая
певица и композитор,
исполнявшая свои
мелодичные песни,
сопровождая пение
игрой на сырнае
(гармони).
Известный этнограф и
собиратель казахских
народных песен
А. Затаевич записал и
включил 14 песен
Майры в свой
знаменитый сборник
«1000 песен казахского
народа».

Суйинши

в переводе с казахского – радуйтесь, восторгайтесь;
в казахском языке возглас, оповещающей о хорошей
новости. Смысл возгласа таков: «Всем, кто слышит,
подарок мне за радостную весть!»

Кыдыр Ата
святой старец, традиционный персонаж
театрализованного праздника Наурыз-мейрамы, один из
его символов. Именно в мартовскую ночь, согласно
казахской мифологии, землю обходит святой старец
Кыдыр Ата – полубожество, мудрый волшебник,
способный взглядом растопить камень и превратить его
в поляну, усеянную тюльпанами или подснежниками.
От Кыдыр Ата ждут подарков, чего-то доброго и
хорошего, с ним связывают надежды. Кыдыр Ата
приходит не только для того, чтобы сделать землю
плодородной, он дает благословение людям, несёт
враждующим мир, немощным – исцеление.

Шашу
дословно означает «осыпать», «разбрасывать»,
«врассыпную»; обычно у казахов во время свадеб,
торжественных встреч и других радостных событий
женщины аула, смешав в пригоршнях конфеты,
сладости, серебряные монеты, бросают все это
в собравшихся людей с криками «Шашу! Шашу!».
Шашу – «фейерверк» из конфет и монет – можно
сравнить с мифологическим рогом изобилия, из
которого сыплются в толпу сладости, и угощения.
Принято ловить и подбирать шашу, чтобы потом
в качестве гостинца преподнести своим детям
и домочадцам.

Наурыз кутты болсын!
В переводе с казахского
«Будет счастливым Наурыз!»
Традиционное поздравление
с Наурызом.

Дастархан
богатое и красочное казахское застолье;
праздничный, накрытый скатертью стол.
Той дастархан – особое торжество, организуемое
к празднику.

Асык

игральная кость; путовые суставы (надкопытные кости)
мелкого рогатого скота (бараньей ноги).

Игра в асыки

национальная казахская игра
(распространена у некоторых
других азиатских народов),
правила которой передаются из
поколение в поколение.
Для
игры применяются асыки разных
размеров, и «сака» – асык-биток
(бита), залитый свинцом или
обмотанный медной проволокой,
которым игроки по очереди с
расстояния 2-5 м выбивают
асыки.
Когда степь расцветала и покрывалась сочным зеленым
ковром, не только дети, но и взрослые выходили на
прогретую весенним солнцем землю и начинали свои
состязания.

Добро пожаловать, Наурыз!
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!