Материалдар / Приемы мнемотехники на уроках русского языка и литературы
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Приемы мнемотехники на уроках русского языка и литературы

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассмотрены приемы мнемотехники, которые могут быть использованы на уроках русского языка и литературы для улучшения запоминания и понимания учебного материала.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Приемы мнемотехники на уроках русского языка и литературы


Мынбаева Айгуль Еркинбаевна

учитель русского языка и литературы

школы-гимназии №64 им. Ж.Аймауытова, г.Шымкент



Мнемоника - это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации [1]. Процесс состоит из трех основных операций памяти: записи, хранения и извлечения информации.

Педагогическую мнемотехнику можно отнести к П. Рамусу как к ее основателю. Она представляет собой методику запоминания, не требующую визуального мышления, что делает ее более доступной и понятной для широкого круга людей. Основная идея заключается в акценте на естественном процессе запоминания при активном повторении изучаемого материала. Этот подход включает в себя многократное чтение текста, повторение вслух, переписывание материала из книги в тетрадь для составления конспектов, перерисовку иллюстраций из учебников, организацию учебного процесса в форме игры и создание разнообразного дидактического материала. Все эти методы знакомы нам из школьного опыта и могут быть эффективно использованы для улучшения запоминания и усвоения информации.

В контексте данных идей, задача для педагогов заключается в поиске способов, которые содействуют активации мозга для вызова необходимой информации в нужный момент, при условии, что эта информация уже была успешно воспринята мозгом. Процесс вспоминания можно сформулировать следующим образом:

Информация успешно воспринята мозгом;

Мозг обработал эту информацию и перенес её в запоминающее устройство;

Наступает момент, когда необходимо вспомнить данную информацию;

Мы помогаем мозгу извлечь эту информацию;

Используем эту информацию в соответствующем контексте [2].

Основное действие заключается в поддержке мозга в процессе вспоминания и выдачи именно той информации, которая требуется в конкретный момент времени.

Так, мнемотехника, или искусство запоминания, является мощным инструментом, который можно успешно применять на уроках в школе. Эти приемы помогают ученикам эффективно запоминать информацию, слова, термины, а также ассоциировать их с различными образами или концепциями. В статье мы рассмотрим несколько приемов мнемотехники, которые могут быть использованы на уроках русского языка и литературы для улучшения запоминания и понимания учебного материала.

Акростихи и аббревиатуры

Использование акростихов и аббревиатур позволяет ученикам легко запоминать списки слов или терминов. Например, для запоминания названий литературных произведений или авторов можно создать акростих, в котором первые буквы каждого слова образуют аббревиатуру, соответствующую названию произведения или имени автора.

Ассоциации и образы

Создание ассоциаций и образов помогает ученикам связать новую информацию с уже имеющимися в памяти образами. Например, для запоминания сложных слов или понятий можно придумать ассоциативные образы или использовать иллюстрации, которые помогут ученикам лучше представить смысл термина.

Истории и сюжеты

Рассказывание историй или создание маленьких сюжетов на основе учебного материала помогает ученикам запоминать информацию лучше, так как они связывают ее с некоторым контекстом и последовательностью событий. Например, для изучения жанров литературы можно придумать сюжет, в котором каждый жанр будет представлен как отдельный персонаж или элемент сюжета.

Метод места

Метод места, или местная ассоциация, заключается в связывании информации с определенными местами или локациями. На уроках русского языка и литературы ученики могут использовать этот метод, чтобы ассоциировать слова или понятия с различными частями класса или школы. Например, каждая литературная эпоха может быть связана с определенным местом в классе, что поможет ученикам легче вспоминать информацию о каждой эпохе.

Рифмовка и музыкальные приемы

Использование рифмовок и музыкальных приемов помогает ученикам запоминать информацию с помощью мелодии или ритма. Например, можно создать песенку или стихотворение, в котором будут содержаться ключевые термины или факты из учебного материала [3].

Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка и литературы способствует улучшению запоминания и понимания учебного материала учениками. Педагоги могут успешно интегрировать эти приемы в учебный процесс, делая его более интересным и эффективным.


Список использованных источников:

1. Шакирова Р.Р. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка. - Academic research in educational sciences. – 2021. - №2. – с.551-561.

2. Ермолаева Ж.Е. Мнемонические приемы на уроках русского языка// https://www.eduneo.ru/mnemonicheskie-priemy-na-urokax-russkogo-yazyka/

3. Суховецкая И.Н. Приемы мнемотехники на уроках русского языка// https://infourok.ru/priemi-mnemotehniki-na-urokah-russkogo-yazika-2669152.html




Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!