«Применение нейрогимнастики для развития внимания и памяти у младших школьников»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

«Применение нейрогимнастики для развития внимания и памяти у младших школьников»

Материал туралы қысқаша түсінік
Современные исследования показывают, что у многих младших школьников наблюдаются трудности с концентрацией внимания, переключаемостью, а также с запоминанием и воспроизведением информации. Одним из эффективных способов коррекции и развития данных функций является нейрогимнастика – комплекс упражнений, направленных на активацию межполушарного взаимодействия мозга.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Министерство образования Республики Казахстан




Название материала:
«Применение нейрогимнастики для развития внимания и памяти у младших школьников»








МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ






Автор: Бекешева Т.
Должность / статус: Педагог-психолог, специалист в области инклюзивного образования














г. Кокшетау, 2025 г.

Введение.
Современные исследования показывают, что у многих младших школьников наблюдаются трудности с концентрацией внимания, переключаемостью, а также с запоминанием и воспроизведением информации. Одним из эффективных способов коррекции и развития данных функций является нейрогимнастика – комплекс упражнений, направленных на активацию межполушарного взаимодействия мозга.

Цель методического пособия.
Познакомить педагогов с простыми и доступными приёмами нейрогимнастики, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для развития внимания и памяти у детей.

Задачи.
- Формировать у педагогов представление о принципах нейрогимнастики.
- Обеспечить практический материал для работы с детьми.
- Повысить эффективность образовательного процесса за счёт включения двигательных упражнений.

Основные принципы нейрогимнастики.
1. Упражнения должны выполняться регулярно, по 3–5 минут в день.
2. Нагрузка должна быть посильной для ребёнка.
3. Важно сочетать движения с дыханием и речевым сопровождением.
4. Занятия должны проходить в форме игры, что повышает мотивацию детей.

Практические упражнения.

Методика нейросоматики предлагает широкий спектр упражнений для развития внимания, памяти, межполушарного взаимодействия и двигательной координации. Ниже приведены базовые примеры.

1. «Крест-накрест»
- Исходное положение: стоя.
- Дети поочерёдно касаются локтем правой руки левого колена и наоборот.
- Повторить 8–10 раз.
? Упражнение активизирует взаимодействие полушарий, улучшает концентрацию.

2. «Ленивая восьмёрка»
- Нарисовать в воздухе или на листе бумаги горизонтальную восьмёрку («знак бесконечности»).
- Сначала правой рукой, потом левой, затем обеими руками вместе.
? Развивает зрительно-моторную координацию и внимание.

3. «Слон»
- Ребёнок вытягивает руку вперёд, кладёт на плечо голову и «рисует» в воздухе большой знак бесконечности.
? Активизирует память и пространственное мышление.

4. «Кулак–ребро–ладонь»
- На столе дети ритмично выполняют последовательность движений: кулак – ребро ладони – ладонь.
- Повторяют 5–7 раз, затем ускоряют темп.
? Развивает память, внимание и моторный контроль.

5. «Ухо–нос»
- Одной рукой ребёнок берётся за кончик носа, другой – за противоположное ухо.
- Затем хлопает в ладоши и меняет руки.
? Развивает внимание и быстроту переключения.

Дополнение из практики.

В сенсорных занятиях возможно варьировать нейросоматические упражнения с использованием специального оборудования:

Баланс с конусами. Ребёнок стоит на балансире, перед ним расположены два конуса. Задача — поочерёдно тянуться руками к конусам, удерживая равновесие.

Перешагивание на балансире. Выполнение шагов вправо и влево на балансире помогает активировать вестибулярный аппарат.

Примечание.

Упражнений нейросоматики существует множество. Каждый педагог может подбирать и комбинировать их в зависимости от целей и особенностей детей. Практика показывает, что интеграция с сенсорными методиками усиливает эффективность коррекционной работы.

Рекомендации по внедрению
- Использовать упражнения на уроках как физкультминутки.
- Включать нейрогимнастику в начало занятий для активизации внимания.
- Подбирать 2–3 упражнения, чередуя их каждый день.
- Вести наблюдения за детьми, отмечать улучшения в памяти и внимании.

Заключение
Нейрогимнастика является доступным и эффективным инструментом для педагогов начальной школы и специалистов инклюзивного образования. Регулярное выполнение простых упражнений помогает детям развивать внимание, память, улучшать учебную мотивацию и снижать утомляемость.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
17.00.2025
72
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі