Материалдар / Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога

Материал туралы қысқаша түсінік
Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Қаңтар 2023
182
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога


            Можно и нужно каждого учителя научить
пользоваться педагогическим инструментарием.
Только при этом условии его работа будет высокорезультативной,
а место учителя самым лучшим местом под солнцем.
Я.А.Каменский.


Мир, в котором живет современный ребенок, постоянно обновляется и изменяется. Найти значимое и важное в этой жизни для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная задача современного педагога!         

Учитель – дефектолог – это главный организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в ДОУ. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
Поиск новых технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ актуален в настоящее время. Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.

В своей работе с детьми с задержкой психического развития в ДОУ я использую современные образовательные программы для детей с ЗПР и несколько видов образовательных инновационных технологий.

Это:

  • игровые технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технологии проблемного обучения и др.

В первую очередь, большую роль отвожу игровым технологиям. Они занимают ведущее место в работе с детьми ЗПР. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

Рассмотрим несколько игровых технологий, используемых мною в работе.


Развивающие игры Воскобовича». Данная технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий. Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового;развивают умения наблюдать, исследовать окружающий мир;развивают воображение, креативное мышление; содействуют психическому развитию и развитию мелкой моторики.

Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими  задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы окружающего мира или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.

Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.


- Игровой набор «Дары Фрёбеля». Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей детей через игровую деятельность детей. Состоит из нескольких пособий - «даров», которые являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм : шар, куб, цилиндр. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка.

- Игры с Палочками Кюизенера. С помощью данных игр ребенок знакомится с отдельными понятиями, предметами, явлениями в доступной для него форме. С помощью данной технологии додетей в игровой форме можно довести глубинное понимание основных математических понятий - числа, количественные величины, соотношения между ними; развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.

- Игры с Лэпбуками. Ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания. Мы разработали Лэпбуки на разные лексические темы («Моя семья», «Деревья и кустарники», «Звери», «Времена года» и пр.), на развитие разных психических процессов («Будь внимателен», «Самый умный», «Развиваем память» и др.)


- Рисование песком с детьми на световом столе. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.


Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям. Применение ИКТ с детьми ОВЗ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками позволяет мне повысить наглядность материала; разнообразить содержание и формы подачи материала.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ включает в себя с одной стороны- просмотр иллюстраций, презентаций и видеоматериалов на разные лексические темы и образовательные задачи. Я   использую показ воспитанникам самостоятельно созданных презентаций на разные лексические темы («Времена  года. Осень (зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Я человек», «Транспорт» и др). Материалы компьютерных  презентационных  слайд-фильмов  удобно использовать для вывода информации  в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для  работы с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.

Мной также создан банк готовых учебных презентаций по лексическим темам, собран банк электронных физминуток для детей.


Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Я широко в работе использую самостоятельно разработанные для детей компьютерные игры по развитию элементарных математических представлений («Помоги Смешарикам», «Сосчитайка», «Игры с цветами» и др.), развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления («Лабиринт», «Загадки-отгадки» и др.).

Использование компьютерных игр делает коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.


Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает обязательное использование здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе. Неотьемлемой частью коррекционно-педагогического процесса с детьми с ЗПР является:

- использование физкультминуток и динамических пауз во время непосредственно образовательной деятельности,

- пальчиковой гимнастики для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи, пространственного мышления, внимания,

- гимнастики для глаз, способствующей снятию статического напряжения мышц глаз.

- дыхательной и артикуляционной гимнастики,

елаксационных упражнений  для психического здоровья детей.


Так же важными технологиями в моей работе является педагогические технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников   и        индивидуально-дифференцированного подхода.

Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития- является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе деятельности применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)









Подготовила- учитель-дефектолог Усачёва Н.В.



             




Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!