Применение современных образовательных
технологий в практической деятельности учителя –
дефектолога
Можно и
нужно каждого учителя научить
пользоваться педагогическим инструментарием.
Только при этом условии его работа будет высокорезультативной,
а место учителя самым лучшим местом под солнцем.
Я.А.Каменский.
Мир, в
котором живет современный ребенок, постоянно обновляется и
изменяется. Найти значимое и важное в этой жизни для каждого
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная задача
современного педагога!
Учитель –
дефектолог – это главный организатор и координатор
коррекционно-развивающего пространства в ДОУ. Он помогает детям с
ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои
возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты
своего труда.
Поиск новых технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ актуален в
настоящее время. Современному учителю-дефектологу необходимо
владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик,
позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать
познавательную активность ребенка, способствовать развитию
когнитивных функций.
В своей работе с детьми с задержкой психического
развития в ДОУ я использую современные образовательные программы
для детей с ЗПР и несколько видов образовательных инновационных
технологий.
Это:
-
игровые технологии;
-
информационно-коммуникационные
технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
личностно-ориентированные
технологии;
-
технологии проблемного обучения и
др.
В первую
очередь, большую роль отвожу игровым технологиям. Они занимают ведущее место в работе с
детьми ЗПР. Игровая
деятельность положительно влияет на формирование общих
представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое
общение у растущего человека проявляется и формируется
мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир,
адекватно воспринимать происходящее.
Рассмотрим
несколько игровых технологий, используемых мною в
работе.
-«Развивающие
игры Воскобовича». Данная технология основана на понимании и
запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических
действий. Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и
стремления к познанию
нового;развивают умения наблюдать, исследовать окружающий
мир;развивают воображение, креативное
мышление; содействуют психическому
развитию
и развитию мелкой моторики.
Игры Воскобовича так же учитывают интересы
ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают
новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от
выполненных ими задач. Большинство развивающих игр
сопровождаются специальными методическими пособиями с
иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить
интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые
герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы
окружающего мира или математики, но и учат малыша общению и
взаимопонимаю.
Важно, что дети, выполняя различные задания по методике
Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно
выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на
другое.
- Игровой набор «Дары Фрёбеля».
Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по
развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей
детей через игровую деятельность детей. Состоит из нескольких
пособий - «даров», которые являются символическими элементами
Вселенной, составленными из основных геометрических форм : шар,
куб, цилиндр. Каждая игрушка, игра имеет свое задание,
которое она должна выполнить в развитии и воспитании
ребенка.
- Игры
с Палочками
Кюизенера.
С помощью данных игр ребенок
знакомится с отдельными понятиями, предметами, явлениями
в
доступной для него форме. С помощью данной технологии
додетей в
игровой форме можно довести глубинное понимание основных
математических понятий - числа, количественные величины,
соотношения между ними; развить умение сравнивать величины, дать
детям представление о соразмерностях и даже о некоторых
арифметических действиях.
- Игры с Лэпбуками. Ещё одна инновационная форма работы с
детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками,
вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать,
складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается
материал по определённой теме и дети в игровой форме получают
незаметно для себя новые знания. Мы разработали Лэпбуки на разные
лексические темы («Моя семья», «Деревья и кустарники», «Звери»,
«Времена года» и пр.), на развитие разных психических процессов
(«Будь внимателен», «Самый умный», «Развиваем память» и
др.)
- Рисование песком с детьми на световом
столе. Песок
позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много
самых разных вещей. Здесь возможно общение даже без слов, что
особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, задержка
речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться,
«заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих
гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться
и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях
невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным
спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет
прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного
контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно
взаимодействуют.
Большая
роль отводится информационно-коммуникативным
технологиям. Применение ИКТ
с детьми ОВЗ позволяют строить процесс обучения на основе
зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и
видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура)
восприятия. Использование информационно-коммуникативных
технологий в работе с дошкольниками позволяет мне повысить
наглядность материала; разнообразить содержание и формы подачи
материала.
Использование ИКТ в работе с детьми
с
ОВЗ включает в себя с одной стороны-
просмотр иллюстраций, презентаций и
видеоматериалов на
разные лексические темы и образовательные задачи.
Я использую показ воспитанникам
самостоятельно созданных презентаций на
разные лексические темы («Времена года. Осень (зима,
весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Я человек»,
«Транспорт» и др). Материалы
компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно
использовать для вывода информации в виде распечаток на
принтере в качестве индивидуального раздаточного материала
для работы с ребёнком, учитывая характер зрительной
нагрузки.
Мной также создан банк готовых учебных
презентаций по лексическим темам, собран банк электронных
физминуток для детей.
Важным
моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является
использование развивающих компьютерных игр на разные программные
задачи. Я широко в работе использую самостоятельно разработанные
для детей компьютерные игры по развитию элементарных математических
представлений («Помоги Смешарикам», «Сосчитайка», «Игры с цветами»
и др.), развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления
(«Лабиринт», «Загадки-отгадки» и др.).
Использование компьютерных игр делает
коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети
получают одобрение не только от педагога, но и со стороны
компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым
оформлением.
Таким образом, использование информационных
технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать
традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая
тем самым интерес к изучаемому материалу.
Работа с детьми с ограниченными возможностями
здоровья подразумевает обязательное использование
здоровьесберегающих технологии в образовательном
процессе. Неотьемлемой частью
коррекционно-педагогического процесса с детьми с ЗПР
является:
- использование физкультминуток и динамических
пауз во время непосредственно образовательной
деятельности,
-
пальчиковой гимнастики для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи,
пространственного мышления, внимания,
-
гимнастики для
глаз,
способствующей снятию статического напряжения мышц
глаз.
-
дыхательной и артикуляционной
гимнастики,
-релаксационных упражнений
для
психического здоровья детей.
Так же
важными технологиями в моей работе является педагогические
технологии личностно-ориентированного
воспитания и обучения
дошкольников и
индивидуально-дифференцированного
подхода.
Планирование коррекционно-развивающей работы и
контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и
способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей
дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень
развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти,
а также зону ближайшего развития- является важным
моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность
ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка
ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к
нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха,
предоставление возможности ребёнку почувствовать свою
состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать,
что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе
деятельности применяю оценки деятельности детей: в форме
эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения
и др.)
Подготовила- учитель-дефектолог Усачёва
Н.В.