Кластер
«Природа Казахстана»
Ответы детей –
заполняют «кластер» (территория, заповедники, луга, животные,
растения, поля, степи, сад, водоемы, реки, леса, экология, пустыни
и т.д. все ответы пишут на бумагу ) рассматриваем ответы и отвечают
на вопросы.
- Что называем
мы лесом? (место, где растет много разных деревьев. Лес – это
деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы)
- Посмотрите на
карту и скажите, где на территории Казахстана раскинулись
леса?
- Какими бывают
леса (хвойные и лиственные)
- Какие
растения преобладают в лесах? (влаголюбивые, тенелюбивые)
- Какие
приспособления характерны животным обитающим в лесу? (окраска к
цвету коры или листьев, легко передвигаются по веткам
деревьев)
- Почему лес
называют природным сообществом? (Все обитатели леса живут совместно
в одних и тех же условиях)
- Какой вред
наносит человек лесу и его жителям? (Сокращение лесов,
браконьерство, загрязнение леса)
Заполнение
схемы детьми.
(Значение
леса? (источник древесины, грибов, лекарственных растений, ягод,
дом для животных и птиц, очищает воздух, место отдыха для
человека)
Охрана
леса (Контроль вырубки лесов. Посадки новых растений.
Охота – в определенные сроки. Организация заповедников. Охрана
растений и животных (Красная книга). Нельзя мусорить, жечь костры,
ломать и рвать растения.
Беседа о
сообществе «степь» - СЛАЙД
- Посмотрите
на карту и скажите, где находятся степи?
- Что мы
называем степью? (Это открытое, безлесное, пространство, покрытое
травами)
- Какими
бывают степи? (луговые, сухие, пахотные)
- Какие
растения преобладают в степи? Встречаются ли деревья? (низкорослые
травы, Деревья в степи не растут)
- Какое
значение имеет степь в жизни человека? (Сухие степи используются в
качестве пастбища; пахотные – для выращивания зерновых
культур)
- Можно ли
назвать степь природным сообществом? Почему? (да можно, потому что
все обитатели степи живут совместно в одних и тех же
условиях)
(Ученики
чертят в тетради таблицу. В ходе обсуждения, таблица заполняется
учениками)
СЛАЙД -
степь
Беседа о
сообществе «пустыня» - СЛАЙД
- Посмотрите
на карту и скажите где расположены пустыни на территории нашей
страны?
СЛАЙД -
пустыня
-Что мы
называем пустыней? (Это пространство, где из-за недостатка воды
воздух и почва сухие, а растительность редкая и
скудная)
- Какими
бывают пустыни? (песчаными, солончаковыми, глинистыми и
каменистыми)
- Что
называется солончаком? (почвы, содержащие в большом количестве
соль)
- Назовите
время года, когда пустыня не кажется безжизненной? Почему? (весна,
в это время она усыпана разнообразной растительностью)
- Как долго
пустыня сохраняет такой облик? (примерно месяц)
- Какие
приспособления помогают растениям выживать в пустыне? (за короткий
срок успевают прорасти, зацвести и дать большое количество семян,
имеют очень длинные корни, листочки маленькие или совсем
превращаются в колючки)
- Как
животные приспосабливаются к жизни в пустыне? (Способны быстро
передвигаться, Окрас животных под цвет песка, Животные некрупные,
Долгое время находятся без воды и пищи, Многие днем спят, а активны
ночью, Некоторые на лето залегают в спячку.)
У нас в Казахстане есть охраняемые
заповедники. Что, вы знаете о
заповедниках?
Заповедник это – особо охраняемые природные территории,
уберегающие от гибели небольшую часть дикой природы и животного
мира. Для охраны и восстановления природы существуют не только
Красная книга и заповедники, но и заказники, национальные парки,
ботанические сады.
Заказник – охраняемое природная территория, на которой (в
отличие от заповедников) под охраной находятся не природный
комплекс, а некоторые его части: только растения., животные, либо
их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или
геологические объекты. В заказниках запрещены отдельные виды
хоз./деятельности, например: охота,сенокос и т. д. (ирбис, джейран,
красный волк, виды тюльпанов, подснежники ит.д)
Дует Ветер. Ветер дует нам
в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (присесть)
Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки
вверх)
« Зачем я живу, и что я могу» (5 минут)
- Из года в год человек созидает: строит дома, красивые
здания, выпускает машины, самолеты, сажает деревья, растит и
воспитывает детей. Но вместе с тем, человек разрушает: леса, поля,
парки, ломает деревья и саженцы, срывают цветы, выбрасывает в
воздух ядовитые газы, машины пыхтят и отравляют нашу природу. Земля
делается беднее, и тем самым мы наносим вред земле.
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.
Фишбоун - Экологическая задача: ученики заполняют
«фишбоун»
1.Проблема – «экологическая»
2.Факты – вырубка лесов, загрезнения воздуха, водоема,
почвы, сокращения животных, растения.
3.Причины – расширения городов и населения, развитие
инфраструктуры,добыча полезных ископаемых и т.д.
- выделяемый углекислый газ,пыль(автомобили,заводы и
т.д.)
- сточные воды, бытавые отходы,мытье машин на берегу
реки,озер,утечка нефти и т.д.
- Хим.веществами, агрохимикатами и т.д.
- истребления животных, браконьерство и т.д (принимаются
любые ответы)
4.вывод - Почва является ценнейшим
веществом на планете как воздух и вода. Не
будь почвы - не было бы растений, которые
вырабатывают кислород; также не было бы животных для которых
растительный мир является домом, а трава и листья едой.
- А теперь вспомним правила поведения на
природе.
1. Мять, рвать травы, ломать деревья.
2. Разорять птичьи гнезда.
3. Не шуметь и соблюдать тишину.
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся
одни.
|