ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
В рамках работы социального педагога важное место занимает профилактика негативного влияния среды на ребенка, который в процессе социализации и адаптации к социуму не может в силу объективных причин решить проблемы. Актуальной из проблем сегодня является проблема бытового насилия в семьях. Социальный педагог школы, являясь заинтересованным лицом в защите законных интересов ребенка, тем не менее сталкивается с комплексом проблем при решении данного вопроса.
Насилие в отношении ребенка в настоящем или потенциально несет огромный вред его развитию, социализации. Работая в школе члены педагогического коллектива не всегда могут выявить и определить факт насилия в отношении детей. Факты бытового насилия для государства и общества все же являются латентным явлением. По данным статистики в ПОО обращаются, в основном, пострадавшие от физического насилия, так как факт психологического, эмоционального или экономического насилия трудно выявить и доказать для дальнейшего принятия мер в рамках Закона. Также стоит выделить и ряд других проблем: стереотипность мышления в обществе; отсутствие доказательной базы; трудность выявления для общества; во многих случаях жертвы не желают отстаивать свои права в законном порядке, примиряются с насильником; отсутствие психолого-педагогических навыков у сотрудников ПОО, которые первые проводят беседу по фактам бытового насилия, выезжают на места; отсутствие кризисных центров, которые бы оказывали помощь жертвам насилия; отсутствие реальных механизмов профилактики бытового насилия вообще, и детей, в частности. В рамках работы социального педагога в школе также имеются проблемы: педагогическая необразованность родителей; воспитание и обучение сводится лишь к материальному содержанию и совместному ведению домашнего хозяйства; родители не всегда и не все посещают родительские собрания из-за занятости, характера работы и т.д.; в отличие от МКШ в больших типовых школах не всегда удается держать под контролем все семьи группы риска, и соответственно снижается эффективность работы по профилактике трудной жизненной ситуации и социально опасного положения. Но, тем не менее, имеются способы воздействия на неблагополучную семью в индивидуальном плане профилактики бытового насилия: профилактические беседы (неоднократные); посещения домовладений с целью обследования жилищно-бытовых условий и морально-психологического климата; консультации и рекомендации родителям по воспитанию, выполнению своих прямых обязанностей; ежедневный контроль за успеваемостью детей из неблагополучных семей; наружное наблюдение за состоянием здоровья ребенка, беседа с медицинским работником; ходатайство в отдел опеки о приостановлении выплаты пособия по утере кормильца в случае систематического употребления спиртных напитков родителями; работа с классными руководителями, родителями по правовому просвещению.
Согласно статистике, полученной от УИП ОДН СОШ № 17 по УПП № 5 с начала января 2013 года по сегодняшний день было 12 фактов бытового насилия, некоторых из взрослых отправили на принудительное лечение в СЛПУ. Все эти граждане ставятся на профилактический учет в ОВД для профилактического контроля. В том числе один из взрослых является отцом ребенка, который учится в СОШ № 17. Слабо видится работа специального подразделения по защите женщин от насилия в структуре МВД, которое было создано недавно. Из-за этих пробелов большая нагрузка идет на педагогов школы, так как зональный принцип работы, который сейчас практикуется, в отличие от линейного приносит менее эффективные результаты по мнению самих же сотрудников ПОО.
Для работы педагогического коллектива и социально-психологической службы необходимо знать основные признаки бытового насилия, чтобы адекватно и оперативно оказать помощь ребенку (семье) выйти из трудной жизненной ситуации.
Признаки физического
насилия:
синяки и ссадины неизвестного происхождения, возможно, различной
давности, располагающиеся группами или образующие необычный
рисунок, или на нескольких участках тела, ожоги неизвестного
происхождения, которые могут быть от сигареты, веревки, утюга или
(вследствие погружения в горячую жидкость) в виде перчатки или
носка; разрывы и порезы неизвестного происхождения во рту, на
губах, руках, ногах и туловище; припухлость и болезненность
суставов, множественные переломы неизвестного происхождения;
выбитые или расшатанные зубы; следы человеческих укусов; участки
облысения от выдранных волос; появление повреждений после пропуска
занятий в школе, выходных или каникул; ребенок легко пугается или
постоянно боится взрослых, родителей, физического контакта или
плача других детей; экстремальное поведение (агрессивность,
замкнутость); плохо развиты навыки общения;
трудности в обучении: плохая успеваемость,
неспособность сосредоточиться, отставание речевого развития; побеги
из дома, склонность к правонарушениям; невероятные объяснения
имеющимся физическим повреждениям; жалобы на болезненность при
движениях, неловкость передвижения; прикрывание тела одеждой, даже
если в этом нет необходимости; боязнь идти домой, особенно после получения
плохих отметок. Признаки психологического
насилия:
Этот вид насилия проявляется в запирании кого-то в маленьком и
темном помещении, когда не дают еды и питья, связывают или
оставляют ребенка одного, не смотря на то, что он боится оставаться
один или в силу своего маленького возраста не может быть один и
нуждается во взрослых. Этот вид насилия как и другие имеет свой
целью подавить другого человека, сделать его более
подвластным.
Эмоциональное, словесное
насилие.
Это вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие
даже не воспринимают его как насилие. Такое насилие выражается в
бранных словах, крике, угрозах, повышении голоса. Это насилие,
если:
- человек использует слова, унижающие личность и достоинство
другого человека. К таким словам можно отнести и клички, которые
дают в школе, они часто бывают оскорбительными и обидными;
- слова, которые говорит один человек другому, содержат угрозу. Эти
слова вызывают страх в человеке, заставляют его молчать, а значит
человек, осуществляющий насилие, может чувствовать себя спокойно и
безопасно и повторять свое насилие;
- один человек отказывает другому в поддержке, помощи, похвале,
душевном тепле, из-за чего другой может чувствовать себя ненужным,
неважным, «пустым местом», отказывается разговаривать;
- не позволяют видеться и дружить с теми, кого ты выбираешь, и кого
ты любишь. Так родители могут запрещать видеться и общаться с
другими родственниками, разведенные родители не разрешают
встречаться с одним из родителей.
У детей, систематически подвергавшихся психическому насилию, также
существуют характерные внешние признаки и особенности поведения,
знание которых позволяет педагогам заподозрить применение
эмоционального насилия по отношению к этим детям.
Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие
заподозрить эмоциональное насилие:
• задержка развития;
• наличие различных соматических заболеваний (резкая потеря веса,
ожирение, язва желудка, кожные заболевания и т.д.), нервные
тики;
• энурез;
• печальный внешний вид, депрессия, слезливость.
Особенности поведения ребенка при
психологическом насилии:
• беспокойность или тревожность;
• нарушение сна;
• нарушение аппетита;
• длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• агрессивность;
• склонность к уединению;
• чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение;
• эксцентричное поведение;
• суицидальные;
• неумение контактировать с другими людьми; угрозы или попытки
• низкая самооценка.
Особенности поведения взрослых, позволяющие
заподозрить эмоциональное насилие в отношениях с
детьми:
• обвинение или публичное унижение ребенка, оскорбление, открытая
брань;
• отказ в утешении, когда ребенок действительно испуган или
подавлен, сверхкритическое отношение к ребенку, к его поступкам и
поведению, нежелание нести ответственность за ребенка,
перекладывание на ребенка ответственности за его неудачи;
• открытое признание в нелюбви или ненависти к
ребенку.
Признаки сексуального
насилия:
К нему относятся: принуждение одеваться в очень открытую одежду, в
которой человек чувствует себя неловко, нежелательные прикосновения
к определенным частям тела, нежелательные поцелуи, оскорбления
словами «проститутка» и т.д., половой акт, сексуальные действия в
присутствии ребенка. Инцест. Этот вид сексуального насилия, под
которым понимают близкие, интимные отношения между отцом/отчимом и
дочерью (сыном), матерью/ мачехой и сыном (дочерью), братом и
сестрой, бабушкой/дедушкой и внуками.
Признаки экономического
насилия:
Проявляется в виде лишения денег, ранее данных или обещанных на
необходимые нужды (книги, тетради, ручки…), обеды в школе, на общие
подарки для одноклассников. Также этот вид насилия может выражаться
в форме жесткого контроля за тратой денег в магазинах и на личные
нужды.
Часто дети могут не подвергаться насилию,
но быть свидетелями насилия в отношении близких людей. Такие дети
могут испытывать эмоциональный дискомфорт, вызываемый
чувствами:
- вины и ответственности за то, что в семье происходит
насилие,
-
страха, вызываемого, тем, что они сами, так же как и их близкие
могут пострадать физически от насилия,
- злости, отчаяния, страха развода родителей, неизвестности,
которые невозможно выразить,
- стыда, что это происходит только в их семье,
- двойственности (раздвоенности), так как ребенок одновременно
может испытывать и любовь, и ненависть в отношении родителя,
осуществляющего насилие,
- подавленности и беспомощности, так как не может изменить
положение в семье,
- тяжести, из-за необходимости выполнять родительские обязанности
(заботиться о других детях, престарелых родственниках, зарабатывать
деньги),
- обособленности и одиночества, так как ребенок не может доверить
эту семейную тайну никому.
Дети, подвергающиеся насилию или являющиеся
свидетелями домашнего насилия, могут вести себя следующим
образом:
- отказываются ходить в школу, так как опасаются, что кто-нибудь
может узнать о семейной ситуации насилия,
- проявляют заботу о других больше, чем о себе самом,
- могут быть чрезмерно агрессивными или наоборот слишком
пассивными,
- на любые реплики в их адрес, реагируют обзываниями,
издевательскими фразами, стараются нападать,
- ведут себя таким образом, чтобы привлечь внимание к себе,
- намеренно причиняют боль другим детям или животным,
- употребляют алкоголь, наркотики или дурманящие вещества,
- говорят о самоубийстве,
- имеют необычные сексуальные познания,
- ведут себя как маленькие взрослые – безупречно,
- ведут активную общественную деятельность, чтобы меньше бывать
дома,
- имеют проблемы с аппетитом.
Типы сексуального насилия в
семье
ОТЕЦ - ДОЧЬ.
Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж
чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он
обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он -
мужчина.
Агрессивно-доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы
от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна,
муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и
эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью
как осуществление права Нарцисса.
Жена доминирует-муж подавляется. Отношения с дочерью как
компенсация подавленной потребности к доминированию.
В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве
достаточно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается не
способной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при
определенных условиях, может привести к сексуализированным
отношениям отца и дочери.
ОТЕЦ - СЫН.
Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с
противоположным полом.
Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации.
Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.
МАТЬ - СЫН.
Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических
нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами,
приходится преодолевать большее сопротивление для совершения
сексуального насилия над собственным ребенком. Этому
препятствуют:
-Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это
мужчина.
-Психологический барьер - материнский инстинкт глубже
отцовского.
Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом
сам был жертвой сексуального насилия.
Отмечается, что в случаях инцеста у насильников наблюдались
глубокие психо-сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные
формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм.
Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной
активности толкало их на совершение инцеста.
Жестокость в отношении детей формирует людей
малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих
трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям
является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку
жертвы часто становятся насильниками.
Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности.
В законодательстве Республики Казахстан о правах ребенка имеются пункты, касающиеся профилактики бытового насилия в отношении детей:
-
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Ст.20. п.1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
-
«Конституция РК»
Ст. 27. п.1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находится под защитой государства.
п.2. Забота о детях и их воспитание является естественным правом и обязанностью родителей.
-
Закон РК «Об образовании»
Ст. 49. п.2. Родители и иные законные представители обязаны: создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил, нравственное становление, обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении.
-
Закон РК «О правах ребенка»
Ст. 36 (Защита ребенка от отрицательного воздействия социальной среды) п.3. Ребенку, перенесшему физическую или психологическую травму вследствие преступления, насилия или иного незаконного деяния, должна быть оказана необходимая помощь в восстановлении здоровья и социальной адаптации.
-
Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье»
Ст. 70. п.1. Родители обязаны заботиться о здоровье своего ребенка. Родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами. Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития.
п.3. Родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования.
Ст. 72. (Осуществление родительских прав в интересах ребенка). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов ребенка является предметом основной заботы его родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания ребенка должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.
Ст. 75. (Лишение родительских прав). Родители лишаются родительских прав, если они: п.п.3. Злоупотребляют своими родительскими правами; п.п.4. Жестоко обращаются с ребенком, в т.ч. осуществляют физическое или психологическое насилие над ним, покушается на его половую неприкосновенность; п.п.5. Злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами, ПАВ.
Ст. 82. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. п.1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству, вправе немедленно отобрать ребенка от родителей или от других лиц, на попечении которых он находится.
-
КоАП РК. Глава 9-1. Административные правонарушения, посягающие на личность и в сфере семейно-бытовых отношений. Ст.79-1. (Побои). Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, предусмотренных ст.105 УК РК – влечет штраф в размере от 20 до 100 МРП либо арест до 15 суток.
Ст.79-3. (Причинение вреда здоровью). п.1. Причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния – влечет штраф в размере от 50 до 150 МРП либо административный арест до 15 суток. п.2. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности – влечет штраф в размере от 50 до 300 МРП либо административный арест до 45 суток.
Ст.79-5. (Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений). п.1. Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к гражданам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в пределах индивидуального жилого дома ил квартиры, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут штраф в размере от 1 до 3 МРП либо административный арест до 10 суток. п.2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере от 3 до 5 МРП либо административный арест на срок от 10 до 15 суток. Примечание: под семейно-бытовыми отношениями понимаются отношения между лицами: проживающими или проживающими совместно; состоящими в браке; бывшими супругами; близкими родственниками.
Ст.111. (Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей). п.1. Невыполнение без уважительных причин родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей – влечет штраф в размере от 5 до 10 МРП. п.2. Действия, указанные в части первой настоящей статьи, повлекшие систематическое употребление несовершеннолетними алкогольных напитков, преступления или умышленного административного правонарушения, - влекут штраф на родителей или других законных представителей в размере 20 МРП.
Ст.336-4. (Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища). п.1.Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 2300 до 0600 часов утра – влечет предупреждение законных представителей. п.2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на законных представителей в размере 5 МРП.
Ст.355-1. (Нарушение защитного предписания). Нарушение защитного предписания, вынесенного ОВД, - влечет штраф в размере до 5 МРП.
-
Закон РК «О специальных социальных услугах». Ст. 1.(Основные понятия, используемые в настоящем Законе). п.8. Трудная жизненная ситуация – ситуация, признанная по предусмотренным настоящим Законом основаниям объективно нарушающей жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно. Ст. 6.(Основания, по которым лицо или семья могут быть признаны находящимися в ТЖС). п.8. Жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации.
-
Закон РК «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией». Ст. 4.(Основания направления на принудительное лечение в наркологические организации для принудительного лечения). Оформление больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией на принудительное лечение осуществляется государственными организациями здравоохранения по инициативе родственников больного, трудовых коллективов, общественных организаций, ОВД, прокуратуры, отдела опеки и попечительства только при наличии медицинских заключений.
-
Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». Ст.1.(Основные понятия). п.10. Неблагополучная семья – семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение.
-
Закон РК «о профилактике бытового насилия». Ст.4(Виды бытового насилия). Бытовое насилие может выражаться в виде физического, психологического, сексуального и экономического насилия. Ст.17.(Меры индивидуальной профилактики бытового насилия): профилактическая беседа; доставление в ОВД лица, совершившего бытовое насилие, для составления протокола об адм.правонарушении либо вынесения защитного предписания; защитное предписание; административное задержание; принудительные меры медицинского характера; установление особых требований к поведению правонарушителя; административное взыскание; лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления, отстранение опекунов от воспитания подопечных, досрочное расторжение договора о передаче ребенка патронатному воспитателю; меры процессуального принуждения и меры безопасности потерпевших в уголовном процессе; меры, принимаемые по приговору суда.
Социальный педагог СОШ № 17:__________М.Зайнулиев
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УРАЛЬСКА
Доклад для выступления на заседании творческой группы социальных педагогов школ города на тему:
«ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Подготовил: социальный педагог СОШ № 17 М.Зайнулиев
Уральск – 2013
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
В рамках работы социального педагога важное место занимает профилактика негативного влияния среды на ребенка, который в процессе социализации и адаптации к социуму не может в силу объективных причин решить проблемы. Актуальной из проблем сегодня является проблема бытового насилия в семьях. Социальный педагог школы, являясь заинтересованным лицом в защите законных интересов ребенка, тем не менее сталкивается с комплексом проблем при решении данного вопроса.
Насилие в отношении ребенка в настоящем или потенциально несет огромный вред его развитию, социализации. Работая в школе члены педагогического коллектива не всегда могут выявить и определить факт насилия в отношении детей. Факты бытового насилия для государства и общества все же являются латентным явлением. По данным статистики в ПОО обращаются, в основном, пострадавшие от физического насилия, так как факт психологического, эмоционального или экономического насилия трудно выявить и доказать для дальнейшего принятия мер в рамках Закона. Также стоит выделить и ряд других проблем: стереотипность мышления в обществе; отсутствие доказательной базы; трудность выявления для общества; во многих случаях жертвы не желают отстаивать свои права в законном порядке, примиряются с насильником; отсутствие психолого-педагогических навыков у сотрудников ПОО, которые первые проводят беседу по фактам бытового насилия, выезжают на места; отсутствие кризисных центров, которые бы оказывали помощь жертвам насилия; отсутствие реальных механизмов профилактики бытового насилия вообще, и детей, в частности. В рамках работы социального педагога в школе также имеются проблемы: педагогическая необразованность родителей; воспитание и обучение сводится лишь к материальному содержанию и совместному ведению домашнего хозяйства; родители не всегда и не все посещают родительские собрания из-за занятости, характера работы и т.д.; в отличие от МКШ в больших типовых школах не всегда удается держать под контролем все семьи группы риска, и соответственно снижается эффективность работы по профилактике трудной жизненной ситуации и социально опасного положения. Но, тем не менее, имеются способы воздействия на неблагополучную семью в индивидуальном плане профилактики бытового насилия: профилактические беседы (неоднократные); посещения домовладений с целью обследования жилищно-бытовых условий и морально-психологического климата; консультации и рекомендации родителям по воспитанию, выполнению своих прямых обязанностей; ежедневный контроль за успеваемостью детей из неблагополучных семей; наружное наблюдение за состоянием здоровья ребенка, беседа с медицинским работником; ходатайство в отдел опеки о приостановлении выплаты пособия по утере кормильца в случае систематического употребления спиртных напитков родителями; работа с классными руководителями, родителями по правовому просвещению.
Согласно статистике, полученной от УИП ОДН СОШ № 17 по УПП № 5 с начала января 2013 года по сегодняшний день было 12 фактов бытового насилия, некоторых из взрослых отправили на принудительное лечение в СЛПУ. Все эти граждане ставятся на профилактический учет в ОВД для профилактического контроля. В том числе один из взрослых является отцом ребенка, который учится в СОШ № 17. Слабо видится работа специального подразделения по защите женщин от насилия в структуре МВД, которое было создано недавно. Из-за этих пробелов большая нагрузка идет на педагогов школы, так как зональный принцип работы, который сейчас практикуется, в отличие от линейного приносит менее эффективные результаты по мнению самих же сотрудников ПОО.
Для работы педагогического коллектива и социально-психологической службы необходимо знать основные признаки бытового насилия, чтобы адекватно и оперативно оказать помощь ребенку (семье) выйти из трудной жизненной ситуации.
Признаки физического
насилия:
синяки и ссадины неизвестного происхождения, возможно, различной
давности, располагающиеся группами или образующие необычный
рисунок, или на нескольких участках тела, ожоги неизвестного
происхождения, которые могут быть от сигареты, веревки, утюга или
(вследствие погружения в горячую жидкость) в виде перчатки или
носка; разрывы и порезы неизвестного происхождения во рту, на
губах, руках, ногах и туловище; припухлость и болезненность
суставов, множественные переломы неизвестного происхождения;
выбитые или расшатанные зубы; следы человеческих укусов; участки
облысения от выдранных волос; появление повреждений после пропуска
занятий в школе, выходных или каникул; ребенок легко пугается или
постоянно боится взрослых, родителей, физического контакта или
плача других детей; экстремальное поведение (агрессивность,
замкнутость); плохо развиты навыки общения;
трудности в обучении: плохая успеваемость,
неспособность сосредоточиться, отставание речевого развития; побеги
из дома, склонность к правонарушениям; невероятные объяснения
имеющимся физическим повреждениям; жалобы на болезненность при
движениях, неловкость передвижения; прикрывание тела одеждой, даже
если в этом нет необходимости; боязнь идти домой, особенно после получения
плохих отметок. Признаки психологического
насилия:
Этот вид насилия проявляется в запирании кого-то в маленьком и
темном помещении, когда не дают еды и питья, связывают или
оставляют ребенка одного, не смотря на то, что он боится оставаться
один или в силу своего маленького возраста не может быть один и
нуждается во взрослых. Этот вид насилия как и другие имеет свой
целью подавить другого человека, сделать его более
подвластным.
Эмоциональное, словесное
насилие.
Это вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие
даже не воспринимают его как насилие. Такое насилие выражается в
бранных словах, крике, угрозах, повышении голоса. Это насилие,
если:
- человек использует слова, унижающие личность и достоинство
другого человека. К таким словам можно отнести и клички, которые
дают в школе, они часто бывают оскорбительными и обидными;
- слова, которые говорит один человек другому, содержат угрозу. Эти
слова вызывают страх в человеке, заставляют его молчать, а значит
человек, осуществляющий насилие, может чувствовать себя спокойно и
безопасно и повторять свое насилие;
- один человек отказывает другому в поддержке, помощи, похвале,
душевном тепле, из-за чего другой может чувствовать себя ненужным,
неважным, «пустым местом», отказывается разговаривать;
- не позволяют видеться и дружить с теми, кого ты выбираешь, и кого
ты любишь. Так родители могут запрещать видеться и общаться с
другими родственниками, разведенные родители не разрешают
встречаться с одним из родителей.
У детей, систематически подвергавшихся психическому насилию, также
существуют характерные внешние признаки и особенности поведения,
знание которых позволяет педагогам заподозрить применение
эмоционального насилия по отношению к этим детям.
Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие
заподозрить эмоциональное насилие:
• задержка развития;
• наличие различных соматических заболеваний (резкая потеря веса,
ожирение, язва желудка, кожные заболевания и т.д.), нервные
тики;
• энурез;
• печальный внешний вид, депрессия, слезливость.
Особенности поведения ребенка при
психологическом насилии:
• беспокойность или тревожность;
• нарушение сна;
• нарушение аппетита;
• длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• агрессивность;
• склонность к уединению;
• чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение;
• эксцентричное поведение;
• суицидальные;
• неумение контактировать с другими людьми; угрозы или попытки
• низкая самооценка.
Особенности поведения взрослых, позволяющие
заподозрить эмоциональное насилие в отношениях с
детьми:
• обвинение или публичное унижение ребенка, оскорбление, открытая
брань;
• отказ в утешении, когда ребенок действительно испуган или
подавлен, сверхкритическое отношение к ребенку, к его поступкам и
поведению, нежелание нести ответственность за ребенка,
перекладывание на ребенка ответственности за его неудачи;
• открытое признание в нелюбви или ненависти к
ребенку.
Признаки сексуального
насилия:
К нему относятся: принуждение одеваться в очень открытую одежду, в
которой человек чувствует себя неловко, нежелательные прикосновения
к определенным частям тела, нежелательные поцелуи, оскорбления
словами «проститутка» и т.д., половой акт, сексуальные действия в
присутствии ребенка. Инцест. Этот вид сексуального насилия, под
которым понимают близкие, интимные отношения между отцом/отчимом и
дочерью (сыном), матерью/ мачехой и сыном (дочерью), братом и
сестрой, бабушкой/дедушкой и внуками.
Признаки экономического
насилия:
Проявляется в виде лишения денег, ранее данных или обещанных на
необходимые нужды (книги, тетради, ручки…), обеды в школе, на общие
подарки для одноклассников. Также этот вид насилия может выражаться
в форме жесткого контроля за тратой денег в магазинах и на личные
нужды.
Часто дети могут не подвергаться насилию,
но быть свидетелями насилия в отношении близких людей. Такие дети
могут испытывать эмоциональный дискомфорт, вызываемый
чувствами:
- вины и ответственности за то, что в семье происходит
насилие,
-
страха, вызываемого, тем, что они сами, так же как и их близкие
могут пострадать физически от насилия,
- злости, отчаяния, страха развода родителей, неизвестности,
которые невозможно выразить,
- стыда, что это происходит только в их семье,
- двойственности (раздвоенности), так как ребенок одновременно
может испытывать и любовь, и ненависть в отношении родителя,
осуществляющего насилие,
- подавленности и беспомощности, так как не может изменить
положение в семье,
- тяжести, из-за необходимости выполнять родительские обязанности
(заботиться о других детях, престарелых родственниках, зарабатывать
деньги),
- обособленности и одиночества, так как ребенок не может доверить
эту семейную тайну никому.
Дети, подвергающиеся насилию или являющиеся
свидетелями домашнего насилия, могут вести себя следующим
образом:
- отказываются ходить в школу, так как опасаются, что кто-нибудь
может узнать о семейной ситуации насилия,
- проявляют заботу о других больше, чем о себе самом,
- могут быть чрезмерно агрессивными или наоборот слишком
пассивными,
- на любые реплики в их адрес, реагируют обзываниями,
издевательскими фразами, стараются нападать,
- ведут себя таким образом, чтобы привлечь внимание к себе,
- намеренно причиняют боль другим детям или животным,
- употребляют алкоголь, наркотики или дурманящие вещества,
- говорят о самоубийстве,
- имеют необычные сексуальные познания,
- ведут себя как маленькие взрослые – безупречно,
- ведут активную общественную деятельность, чтобы меньше бывать
дома,
- имеют проблемы с аппетитом.
Типы сексуального насилия в
семье
ОТЕЦ - ДОЧЬ.
Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж
чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он
обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он -
мужчина.
Агрессивно-доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы
от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна,
муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и
эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью
как осуществление права Нарцисса.
Жена доминирует-муж подавляется. Отношения с дочерью как
компенсация подавленной потребности к доминированию.
В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве
достаточно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается не
способной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при
определенных условиях, может привести к сексуализированным
отношениям отца и дочери.
ОТЕЦ - СЫН.
Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с
противоположным полом.
Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации.
Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.
МАТЬ - СЫН.
Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических
нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами,
приходится преодолевать большее сопротивление для совершения
сексуального насилия над собственным ребенком. Этому
препятствуют:
-Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это
мужчина.
-Психологический барьер - материнский инстинкт глубже
отцовского.
Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом
сам был жертвой сексуального насилия.
Отмечается, что в случаях инцеста у насильников наблюдались
глубокие психо-сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные
формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм.
Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной
активности толкало их на совершение инцеста.
Жестокость в отношении детей формирует людей
малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих
трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям
является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку
жертвы часто становятся насильниками.
Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности.
В законодательстве Республики Казахстан о правах ребенка имеются пункты, касающиеся профилактики бытового насилия в отношении детей:
-
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Ст.20. п.1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
-
«Конституция РК»
Ст. 27. п.1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находится под защитой государства.
п.2. Забота о детях и их воспитание является естественным правом и обязанностью родителей.
-
Закон РК «Об образовании»
Ст. 49. п.2. Родители и иные законные представители обязаны: создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил, нравственное становление, обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении.
-
Закон РК «О правах ребенка»
Ст. 36 (Защита ребенка от отрицательного воздействия социальной среды) п.3. Ребенку, перенесшему физическую или психологическую травму вследствие преступления, насилия или иного незаконного деяния, должна быть оказана необходимая помощь в восстановлении здоровья и социальной адаптации.
-
Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье»
Ст. 70. п.1. Родители обязаны заботиться о здоровье своего ребенка. Родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами. Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития.
п.3. Родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования.
Ст. 72. (Осуществление родительских прав в интересах ребенка). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов ребенка является предметом основной заботы его родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания ребенка должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.
Ст. 75. (Лишение родительских прав). Родители лишаются родительских прав, если они: п.п.3. Злоупотребляют своими родительскими правами; п.п.4. Жестоко обращаются с ребенком, в т.ч. осуществляют физическое или психологическое насилие над ним, покушается на его половую неприкосновенность; п.п.5. Злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами, ПАВ.
Ст. 82. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. п.1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству, вправе немедленно отобрать ребенка от родителей или от других лиц, на попечении которых он находится.
-
КоАП РК. Глава 9-1. Административные правонарушения, посягающие на личность и в сфере семейно-бытовых отношений. Ст.79-1. (Побои). Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, предусмотренных ст.105 УК РК – влечет штраф в размере от 20 до 100 МРП либо арест до 15 суток.
Ст.79-3. (Причинение вреда здоровью). п.1. Причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния – влечет штраф в размере от 50 до 150 МРП либо административный арест до 15 суток. п.2. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности – влечет штраф в размере от 50 до 300 МРП либо административный арест до 45 суток.
Ст.79-5. (Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений). п.1. Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к гражданам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в пределах индивидуального жилого дома ил квартиры, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут штраф в размере от 1 до 3 МРП либо административный арест до 10 суток. п.2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере от 3 до 5 МРП либо административный арест на срок от 10 до 15 суток. Примечание: под семейно-бытовыми отношениями понимаются отношения между лицами: проживающими или проживающими совместно; состоящими в браке; бывшими супругами; близкими родственниками.
Ст.111. (Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей). п.1. Невыполнение без уважительных причин родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей – влечет штраф в размере от 5 до 10 МРП. п.2. Действия, указанные в части первой настоящей статьи, повлекшие систематическое употребление несовершеннолетними алкогольных напитков, преступления или умышленного административного правонарушения, - влекут штраф на родителей или других законных представителей в размере 20 МРП.
Ст.336-4. (Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища). п.1.Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 2300 до 0600 часов утра – влечет предупреждение законных представителей. п.2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на законных представителей в размере 5 МРП.
Ст.355-1. (Нарушение защитного предписания). Нарушение защитного предписания, вынесенного ОВД, - влечет штраф в размере до 5 МРП.
-
Закон РК «О специальных социальных услугах». Ст. 1.(Основные понятия, используемые в настоящем Законе). п.8. Трудная жизненная ситуация – ситуация, признанная по предусмотренным настоящим Законом основаниям объективно нарушающей жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно. Ст. 6.(Основания, по которым лицо или семья могут быть признаны находящимися в ТЖС). п.8. Жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации.
-
Закон РК «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией». Ст. 4.(Основания направления на принудительное лечение в наркологические организации для принудительного лечения). Оформление больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией на принудительное лечение осуществляется государственными организациями здравоохранения по инициативе родственников больного, трудовых коллективов, общественных организаций, ОВД, прокуратуры, отдела опеки и попечительства только при наличии медицинских заключений.
-
Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». Ст.1.(Основные понятия). п.10. Неблагополучная семья – семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение.
-
Закон РК «о профилактике бытового насилия». Ст.4(Виды бытового насилия). Бытовое насилие может выражаться в виде физического, психологического, сексуального и экономического насилия. Ст.17.(Меры индивидуальной профилактики бытового насилия): профилактическая беседа; доставление в ОВД лица, совершившего бытовое насилие, для составления протокола об адм.правонарушении либо вынесения защитного предписания; защитное предписание; административное задержание; принудительные меры медицинского характера; установление особых требований к поведению правонарушителя; административное взыскание; лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления, отстранение опекунов от воспитания подопечных, досрочное расторжение договора о передаче ребенка патронатному воспитателю; меры процессуального принуждения и меры безопасности потерпевших в уголовном процессе; меры, принимаемые по приговору суда.
Социальный педагог СОШ № 17:__________М.Зайнулиев
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УРАЛЬСКА
Доклад для выступления на заседании творческой группы социальных педагогов школ города на тему:
«ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Подготовил: социальный педагог СОШ № 17 М.Зайнулиев
Уральск – 2013
шағым қалдыра аласыз













