Program of elective course " human
Ecology»
Нартова Елена Дмитриевна
ГУ «Средняя школа №1 города Степняка» отдела
образования района Биржан сал
предмет Биология
Программа элективного курса «Экология
человека»
На сегодняшний день сохранение и укрепление
здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем
современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни,
нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние
человека.
В связи с этим возрастает роль учебных предметов
естественного цикла в расширении представлений учащихся о научно
обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в
быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и
грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Актуальность и важнейшая социальная значимость проблемы ухудшения
здоровья подрастающего поколения предполагает создание элективного
курса "Экология человека". Необходимо отметить, что сегодняшние
школьники не только технологически, но и по образу мышления
оказываются не адаптированными к бурно развивающимся жестким
реалиям жизни. Однако и сами педагоги находятся в такой же
ситуации. Поэтому педагогика интерпретации школьных учебников,
педагогика натаскивания и контроля – оказывается непригодной.
Сегодня, как никогда ранее, оказывается востребованной способность
школьника учиться самому и прежде всего тому, что позволяет
адаптироваться к реалиям рынка. Работа педагога в подготовке
школьников предъявляет к нему качественно иные требования: знание
реальных требований рынка труда, постоянное изучение и внедрение
новых технологий обучения, использование современной компьютерной
мультимедийной техники, создание на занятиях атмосферы
самомотивации и самообразования. Цель такого педагога – не предмет
(экология, биология и т.д.), а овладение учащимися современными
универсальными способами и средствами освоения данного предметного
содержания.
В связи с тем, что сегодня роль учителя меняется,
его важнейшей функцией становится построение занятия так, чтобы
создание учебного контекста из различных информационных
составляющих было понятно, интересно и значимо для учащихся. Наряду
со строгостью изложения от учителя требуется специальные усилия по
персонификации текста: целевому отбору материала, наглядности
логических связей и интерактивности.
Данная программа позволяет реализовать связь
теоретических и практических знаний предметов естественного цикла,
активизировать познавательную деятельность учащихся в области
углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении
собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа
предназначена для учащихся 9 – 11 классов и дополняет курсы химии и
биологии. Программа рассчитана на 34 часа.
Цели программы:
воспитать у учащихся потребности в здоровье,
формирования у них научного понимания сущности здорового образа
жизни и выработки индивидуального способа валеологически
обоснованного поведения;
развивать навыки практического использования
теоретических знаний, привлечь учащихся к наблюдениям,
анализу;
формировать экологический способ мышления, мотивы
экологической деятельности.
Задачи программы:
1. Формирование здорового стиля жизни безопасного
поведения в обществе.
2. Информирование молодёжи о вреде и последствиях
употребления никотина, алкоголя, психоактивных веществ и других
форм, ведущих к саморазрушению, о правовых последствиях социально
опасного поведения подростков.
Выделить факторы, влияющие на здоровье
человек.
Основные требования курсу «Экология
человека»:
Учащихся должны
знать:
термины и понятия;
взаимосвязи в системе «Человек – окружающая
среда»;
основные факторы здоровья
человека;
типы болезней.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять причины изменения самочувствия человека
в различных ситуациях,
свойства экологически комфортной
среды;
Наблюдать реакцию человека на различные
экстремальные условия и предотвращать негативные
последствия;
Выявлять факторы окружающей среды и ландшафта,
влияющие на состояние человека;
Описывать здоровый образ жизни современного
человека, находить идеал нравственно и физически здорового
человека;
Формулировать выводы.
Поскольку материал данного курса не подкреплен
конкретным учебным пособием, то преподавание его предполагается
вести в основном в виде лекций. Но в то же время педагог в праве
выбирать для себя любую форму ведения урока. Используются:
комбинированный урок, мастерская, защита проектов, конференция,
просмотр иллюстраций, самостоятельная и практическая работы
учащихся и т.д. Во время изучения курса учащиеся знакомятся со
специальными терминами и записывают их в экологический словарь.
Контроль осуществляется путем индивидуального (устного,
письменного) контроля, фронтального опроса, экологического
диктанта, тестового контроля, проверки заполнения таблиц и
схем.
№
|
Тема урока
|
The theme of the lesson in
English
|
Кол-во часов
|
Дата
|
11.
|
Введение в предмет «Экология
человека»
|
Introduction to the subject " human
Ecology»
|
1
|
|
2.
|
Окружающая природная среда.
|
Natural environment.
|
1
|
|
3.
|
Экологические факторы, их влияние на
организмы.
|
Environmental factors and their impact on
organisms.
|
1
|
|
|
Город как среда
|
The city as environment
|
1
|
|
|
Мастерская «Город как среда»
|
Workshop "the City as
environment»
|
2
|
|
|
Качество питьевой воды
|
Drinking water quality
|
1
|
|
|
Адаптация человека к различным
природно-климатическим условиям
|
Human adaptation to various natural and climatic
conditions
|
1
|
|
|
Пищевые добавки в продуктах
питания
|
Food additives in food products
|
2
|
|
|
Экологическое состояние жилого
двора
|
Ecological condition of the residential
yard
|
1
|
|
|
Формула здоровья
|
Health formula
|
1
|
|
|
Здоровый образ жизни. Тест
|
Healthy lifestyle. Test
|
1
|
|
|
Экология в моей жизни
|
Ecology in my life
|
1
|
|
|
Защита проектов «Я выбираю
жизнь»
|
Protection of "I choose life"
projects»
|
2
|
|
|
«Влияние абиотических факторов на организм
человека» 3 часа
|
"Influence of abiotic factors on the human body"
3 hours
|
|
|
|
Климатическая адаптация
|
Climate adaptation
|
1
|
|
|
Воздух и человек
|
The
air and the man
|
1
|
|
|
Роль света и цвета в жизни
человека
|
The
role of light and color in human life
|
1
|
|
|
«Влияние антропогенных факторов среды на
организм человека» 9 часов
|
"Influence of anthropogenic environmental factors
on the human body" 9 hours
|
|
|
|
Экотоксиканты
|
Ecotoxicants
|
1
|
|
|
Транспорт и человек
|
Transport and people
|
1
|
|
|
Воздействие шума на организм
|
Effects of noise on the body
|
1
|
|
|
Музыка и смех в жизни человека
|
Music and laughter in a person's
life
|
1
|
|
|
Компьютеры, сотовая связь и здоровье
человека
|
Computers, cellular communications, and human
health
|
1
|
|
|
Препараты бытовой химии
|
Preparations of household
chemistry
|
1
|
|
|
Влияние строительных материалов на здоровье
человека
|
Influence of building materials on human
health
|
1
|
|
|
Влияние интерьера помещений на состояние
человека
|
Influence of the interior of the premises on the
human condition
|
1
|
|
|
Токсические вещества
|
Toxic substance
|
1
|
|
|
«Экология генофонда» 2
часа
|
"Ecology of the gene pool" 2
hours
|
|
|
|
Медицина и лекарства
|
Medicine and medicines
|
1
|
|
|
Медицина без лекарств
|
Medicine without drugs
|
1
|
|
|
«Социальные аспекты экологии человека» 2
часа
|
"Social aspects of human ecology" 2
hours
|
|
|
|
Стресс как экологический фактор
|
Stress as an environmental
factor
|
1
|
|
|
Определение частоты воздействия
стрессоров
|
Determining the frequency of
stressors
|
1
|
|
|
Заключение
|
|
|
|
|
Проблемы экологии человека
|
Conclusion
Problems of human ecology
|
1
|
|
Трехязычие –
залог успешной карьеры. Изучение иностранного языка для карьеры
способствует навыкам деловой коммуникации, партнерскому
сотрудничеству, повышению конкурентоспособности на рынке труда.
Владение языками является одним из залогов успеха на жизненном
пути, позволяет подняться на ступень выше, охватить более обширные
пространства общения, познакомиться с национальными особенностями
культуры и традициями народов других
стран.
Язык — лучший посредник для установления дружбы и
согласия.
Эразм Роттердамский