Утверждаю:
Согласовано:
Директор школы
Зам.директора
______ /К.Ш.Абакова/ по
учебно-воспитательной работе
«___» _________
20___ _______/Н.Д.Кладова/ «___» ___________
20___
Курс
по русскому языку
«Пиши грамотно»
5 «Б» класс
Учитель русского языка и
литературы
Сабитова Ж.Б.
2015 год
Пояснительная записка.
Курс «Пиши грамотно» составлен на основе учебной программы по
предметам образовательной области «Русский язык и литература» для
5-9 классов образовательной школы, утверждённой приказом МОН РК
№115 от 3.04.2013 г., приказом №11659 от 14 июля 2015 г. «О
внесении изменений в приказ МОН РК», приказом №500 «Об утверждении
типовых учебных планов начального, основного, среднего общего
образования РК», Инструктивно-методического письма МОН РК «Об
особенностях преподавания основ наук в организациях среднего
образования РК в 2015-2016 учебном году», рекомендованные решением
Учёного совета Национальной академии образования имени
Ы.Алтынсарина (протокол №4 от 24.05.2015 г.) по учебным программам
для средней школы, утверждённого приказом Министра образования и
науки РК №115 от 3.04.2013 г.
Программа данного курса рассчитана на 34
часа (1 час в неделю). С ней будет полезно работать всем учащимся,
имеющим пробелы в знаниях по русскому языку.
Безграмотное письмо учащихся, отсутствие
лингвистического чутья, пробелы в орфографии позволяют говорить об
актуальности данной программы.
Цели курса:
-
развитие речевой личности
учащихся;
-
отработка речеведческих
понятий;
-
изучение орфографических
правил;
-
повышение грамотности;
-
формирование универсальных учебных
действий (сопоставления, поиска, анализа, вывода).
Задачи курса:
-
ориентировать преподавание на интенсивную
интеллектуальную работу;
-
способствовать закреплению знаний по
орфографии;
-
развивать коммуникативные навыки,
способность понимать, воспринимать, реагировать;
-
воспитывать у школьников уважение к языку,
письменной речи;
-
развитие устной и письменной
речи.
Курс включает в себя несколько разделов:
теоретический практикум, исследования и творческие задания, задания
с выбором ответа, совокупность которых обеспечивает целостное
восприятие материала, организует системный подход к изучению
курса.
Проводить занятия курса следует в 5
классе. Реализация программы осуществляется из расчёта 1 час в
неделю и составляет 34 академических часа. Из них теоретических
занятий - 14. Практических занятий - 10, практических занятий с
творческим заданием - 10 часов. Практические занятия включают в
себя анализ, исследование материала, составление лингвистического
портфолио с памятками, схемами, алгоритмами.
При осуществлении контроля знаний и умений
учащихся используется: различные виды диктантов, тесты, игровые
моменты («лингвистическая дуэль», «отгадай слово», «передай мелок»,
«кто больше?»)
Ожидаемые результаты:
Нетрадиционная методика, показавшая
высокую эффективность, а главное, доступность как для одарённых
детей, так и для испытывающих определённые трудности в обучении,
позволяют учащимся быстро усвоить и закрепить правила русской
орфографии и пунктуации. Системно разработанные занятия позволяют
уже с 5 класса начать подготовку как к экзамену в 9классе, так и к
ЕНТ.
К концу курса «Пиши грамотно» учащиеся
должны повысить уровень грамотности, сформировать умения
нормативного, целесообразного использования языковых средств через
различные виды деятельности.
Календарно тематическое
планирование
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
-
|
Орфография. Правописание безударных
гласных
|
1
|
7 сентября
|
-
|
Правописание согласных в корне слова,
звонких и глухих согласных в корне слова
|
1
|
14 сентября
|
-
|
Непроизносимые
согласные
|
1
|
21 сентября
|
-
|
Правописание слов с двойными
согласными
|
1
|
28 сентября
|
-
|
Гласные а, и, у после шипящих
|
1
|
5 октября
|
-
|
Правописание Ъ и Ь разделительных
знаков
|
1
|
12 октября
|
-
|
Состав слова
|
1
|
19 октября
|
-
|
Правописание приставок. Приставки и
предлоги
|
1
|
26 октября
|
-
|
Фонетика. Алфавит.
Буквы.
|
1
|
2 ноября
|
-
|
Характеристика
звуков
|
1
|
16 ноября
|
-
|
Роль букв е, ё, ю, я
|
1
|
23 ноября
|
-
|
Чередующиеся
гласные в корнях
(-раст-, -ращ-,
-рос-)
|
1
|
30 ноября
|
-
|
Чередующиеся
гласные в корнях
(-лаг-, -лож-)
|
1
|
7 декабря
|
-
|
Правописание гласных о-е после шипящих в корне
слова
|
1
|
14 декабря
|
-
|
Правописание гласных о-е после шипящих в суффиксах и
окончаниях
|
1
|
21 декабря
|
-
|
Правописание и-ы после ц
|
1
|
28 декабря
|
-
|
Имя
существительное
|
1
|
11 января
|
-
|
Склонение имен
существительных
|
1
|
18 января
|
-
|
Правописание гласных в падежных окончаниях
имен существительных
|
1
|
25 января
|
-
|
Правописание гласных в падежных окончаниях
имен существительных
|
1
|
1 февраля
|
-
|
Правописание
суффиксов -
ек-,
-ик- имён
существительных
|
1
|
8 февраля
|
-
|
Практические занятия в игровой форме:
«Третий лишний», «Отгадай слово»
|
1
|
15 февраля
|
-
|
Теоретический
практикум.
Имя
прилагательное
|
1
|
22 февраля
|
-
|
Падежные окончания
прилагательных
|
1
|
29 февраля
|
-
|
Правописание кратких прилагательных с
основой на шипящую
|
1
|
7 марта
|
-
|
Правописание О-Е после шипящих и Ц в
суффиксах и окончаниях прилагательных
|
1
|
14 марта
|
-
|
Глагол как часть
речи
|
1
|
4 апреля
|
-
|
Безударные личные окончания
глаголов
|
1
|
11 апреля
|
-
|
Спряжение глагола
|
1
|
18 апреля
|
-
|
Правописание –тся (-ться) в глаголах.
Инфинитив
|
1
|
25 апреля
|
-
|
НЕ с глаголами.
|
1
|
2 мая
|
-
|
Правописание Ь в глагольных формах после
шипящих
|
1
|
9 мая
|
-
|
Чередующиеся гласные Е-И в
корнях.
|
1
|
16 мая
|
-
|
Зачётная работа
|
1
|
23 мая
|
Список использованной
литературы:
1. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5
классе» ( книга для учителя) М.«Просвещение» - 2003 год.
2. З.К.Сабитова, В.К.Павленко,
Т.А.Волгаева Дидактические материалы, 5 класс. Алматы «Атамура»,
2015год.
3. Дидактический материал к учебнику
русского языка, 5 класс (пособие для учителя), М. «Просвещение»,
2005 год.
4. И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А. Коханова
«Русский язык. Тренировочные задания» Москва «Эксмо», 2009
год.