Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Программа работы с одаренными детьми "Ступени"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Акмолинская область
Ерейментауский район
Акмырзинская СШ
Программа работы с одарёнными детьми «Ступени»
(русский язык и литература)
Учитель русского языка и литературы: Сабитова Ж.Б.
а. Акмырза
Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии,придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
К выделенным видам одаренности относятся следующие:
Художественная одаренность
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
• Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
• Большая независимость в суждениях;
• Тонкое чувство юмора;
• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
• Яркий темперамент.
Социальная одаренность
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты:
• Интеллект выше среднего;
• Умение принимать решение;
• Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
• Ощущение цели, направления движения;
• Гибкость; приспосабливаемость;
• Чувство ответственности;
• Уверенность в себе и знание себя;
• Настойчивость;
• Энтузиазм;
• Умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Сложности психического развития одаренных детей
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
Социальная изоляции – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Актуализация
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это кружковая работа и развитие исследовательской деятельности.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь идёт о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Концепция программы
Принципы работы с одаренными детьми
-
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
-
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
-
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
-
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работы в НОУ.
-
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
-
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
-
Выявление одарённых детей.
-
Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
-
знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
-
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
-
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом
зависит от того, как организована работа с этой категорией
учащихся.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо
деятельности: учебной, художественной, физической и
др.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
-
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
-
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
-
увлечен своим делом;
-
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
-
профессионально грамотным;
-
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
-
проводником передовых педагогических технологий;
-
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
-
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными
учащимися
-
творческие мастерские;
-
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-
кружки по интересам;
-
конкурсы;
-
интеллектуальный марафон;
-
участие в олимпиадах;
-
работа по индивидуальным планам;
-
научно-исследовательские конференции.
Работа с одарёнными детьми
Список одаренных детей по русскому языку и литературе
по Акмырзинской СШ
№ п/п |
Ф.И.О. учащегося |
Предмет |
|
Герасим Карина |
Русский язык и литература |
|
Шершнева Яна |
Русский язык и литература |
|
Абаков Ильяс |
Русский язык и литература |
|
Нагаева Анжелика |
Русский язык и литература |
|
Несіпбай Анель |
Русский язык |
|
Тулеген Мерей |
Русский язык |
Учитель: Сабитова Ж.Б.
Карта одарённого учащегося
1.Ф.И.О. учащегося: Герасим Карина Григорьевна
2.Состав семьи, ее структура: неполная, первый ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: 3-х комнатная квартира с удобствами.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
6.Культурный уровень семьи: средний (родители имеют среднее образование).
7.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
8. Характер ребенка: лидер.
9. Качества личности:ответственная, добросовестная, готова помочь другу.
10. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
11. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению:высокие;
познавательный интерес: высокий.
12.Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
Карта одарённого учащегося
1.Ф.И.О. учащегося: Шершнева Яна
2.Состав семьи, ее структура: неполная, второй ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: 2-х комнатная квартира с удобствами.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
6.Культурный уровень семьи: высокий (родители имеют высшее образование).
7.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
8. Характер ребенка: лидер.
9. Качества личности: ответственная, любознательная, веселая, готова помочь другу.
10. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
11. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет хорошие отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению:высокие;
познавательный интерес: высокий.
12.Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
Карта одарённого учащегося
1.Ф.И.О. учащегося: Абаков Ильяс Сейлханович
2. Состав семьи, ее структура: полная, первый ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: 4-х комнатная квартира.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
6. Культурный уровень семьи: высокий (родители имеют высшее образование).
7. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
8. Характер ребенка: лидер.
9. Качества личности: общительный, коммуникабельный, готов помочь другу.
10. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
11. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению: высокие;
познавательный интерес: высокий.
12. Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
Карта одарённого учащегося
1.Ф.И.О. учащегося: Герасим Анна Юрьевна
2. Состав семьи, ее структура: полная, первый ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: 3-х комнатная квартира.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
6. Культурный уровень семьи: средний (родители имеют среднее образование).
7. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
8. Характер ребенка: лидер.
9. Качества личности: добросовестная, любознательная, самостоятельная, отзывчивая.
10. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
11. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению: высокие;
познавательный интерес: высокий.
12. Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
Карта одарённого учащегося
1.Ф.И.О. учащегося: Несіпбай Анель
2. Состав семьи, ее структура: неполная, единственный ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: 4-х комнатная квартира.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
6. Культурный уровень семьи: высокий (родители имеют высшее образование).
7. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
8. Характер ребенка: лидер.
9. Качества личности: добросовестная, любознательная, самостоятельная, отзывчивая.
10. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
11. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению: высокие;
познавательный интерес: высокий.
12. Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
Карта одарённого учащегося
1.Ф.И.О. учащегося: Тулеген Мерей
2. Состав семьи, ее структура: полная, первый ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: 4-х комнатная квартира.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
6. Культурный уровень семьи: средний (родители имеют среднее образование).
7. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
8. Характер ребенка: лидер.
9. Качества личности: ответственная, коммуникабельная, самостоятельная, отзывчивая.
10. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
11. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению: высокие;
познавательный интерес: высокий.
12. Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
Карта одарённого учащегося
1.Ф.И.О. учащегося: Рахметолла Анаргуль
2. Состав семьи, ее структура: полная, первый ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: 4-х комнатная квартира.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
6. Культурный уровень семьи: средний (родители имеют среднее образование).
7. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
8. Характер ребенка: лидер.
9. Качества личности: ответственная, коммуникабельная, самостоятельная, отзывчивая.
10. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
11. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению: высокие;
познавательный интерес: высокий.
12. Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
Карта одарённого учащегося
1.Ф.И.О. учащегося: Бахыт Роза
2. Состав семьи, ее структура: полная, второй ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: 4-х комнатная квартира.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
6. Культурный уровень семьи: средний (родители имеют среднее образование).
7. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
8. Характер ребенка: лидер.
9. Качества личности: ответственная, коммуникабельная, самостоятельная, отзывчивая.
10. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
11. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению: высокие;
познавательный интерес: высокий.
12. Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
Карта одарённого учащегося
1.Ф.И.О. учащегося: Мұқаш Амангельды
2. Состав семьи, ее структура: полная, третий ребёнок в семье.
3. Жилищно-бытовые условия: 3-х комнатная квартира.
4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.
6. Культурный уровень семьи: средний (родители имеют среднее образование).
7. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.
8. Характер ребенка: лидер.
9. Качества личности: ответственный, коммуникабельный, самостоятельный, отзывчивый.
10. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
11. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам;
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины;
способности к обучению: высокие;
познавательный интерес: высокий.
12. Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда: умственный
участие в трудовых делах: самое активное
План работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе
на 2016-2017 учебный год по Акмырзинской СШ
№ п/п |
Формы мероприятий |
Темы |
Сроки проведения |
|
Формирование банка данных одаренных детей по предмету |
|
Сентябрь |
|
Диагностика одаренности по предмету. Определение уровня подготовленности |
Анкетирование, тестирование |
Сентябрь |
|
Разработка индивидуальных планов по направленности одаренного ребенка |
|
Сентябрь |
|
Занятия в лингвистическом кружке |
Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания |
1 раз в неделю в течение года |
|
Участие в школьных интеллектуальных играх |
Внутришкольная олимпиада по русскому языку |
1 раз в год декабрь |
|
Участие в районных интеллектуальных играх |
Районная олимпиада по русскому языку. |
1 раз в год декабрь |
|
Участие в республиканских интеллектуальных играх |
Республиканская олимпиада по русскому языку |
1 раз в год март |
|
Участие в конкурсе « Русский медвежонок» |
олимпиада по русскому языку |
1 раз в год октябрь |
|
Участие в конкурсе «Ак Бота» |
задание на выявление |
1 раз в год декабрь |
|
Участие в международных дистанционных конкурсах |
Дистанционные олимпиады по русскому языку и литературе |
В течение года |
|
Участие в районных конкурсах чтецов |
Конкурсы чтецов |
В течение года |
|
Участие в школьных конкурсах чтецов |
Конкурсы чтецов |
В течение года |
|
|
|
|
Учитель русского языка и литературы: Сабитова Ж.Б.
Формы и приёмы работы с одарёнными детьми
Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?
1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, в упражнении пятиклассникам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.
2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний. В упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.
3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно , не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.
(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).
Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д) собственные- нарицательные; е) одушевлённые- неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа; и другие.
4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется : определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
5. Задания исследовательского характера. 1) Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари.
«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей». 2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. Например: модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица»)
Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».
6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий- будить детскую любознательность пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.
Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на базе ситуативных задач. Например:
Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.
7. Творческие задания.
Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений- миниатюр по образцу. Например, в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.
Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно, «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Как тонко чувствуют ребята природу, убеждаюсь, когда они «озвучивают» картину Шишкина «Ручей в лесу». Даже картины, на первый взгляд, лишённые звуков, если в них вслушаться, зазвучат. Например, на картине - Пимен, склонившийся над летописью. Казалось бы, тишина разлита на этом полотне. А дети «слышат», как потрескивает свеча, поскрипывает перо, шелестят страницы книги, как завывает за окнами кельи ветер, как вздыхает мудрый старец.
Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и стремлюсь к ней. С интересом проходят уроки защиты своих точек зрения, особенно при изучении критических статей, при высказывании своего отношения к тому или иному герою. Каждая группа или пара учащихся получает своё задание, которое нужно не просто выполнить, а выполнить с применением своего творчества, так, чтобы заинтересовать остальных. Вот здесь чего только ученики не применяют! Как богата фантазия! И стихи собственного сочинения читают, и иллюстрации для наглядного подтверждения и выражений своей точки зрения рисуют, и поют; инсценирование отдельных отрывков - это наша с ними обычная форма урока. Я всячески способствую литературному развитию наших воспитанников, пробуждаю у них любовь к искусству слова, сочувствую их творческим увлечениям и помогают правильно оценивать такие увлечения, поощряют их собственные поэтические и прозаичные опыты.
Особенное значение приобретает эта задача для средних классов, где складываются осознанные читательские интересы учащихся и где формируются их представлений об искусстве. Редко мы получаем от ребят более или менее удачные «пробы пера». Чаще всего - это ритмические не организованные строки, связанные «приблизительными» рифмами, которые расположены бессистемно или же вообще отсутствуют. Такие, пусть несовершенные, ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха, помогая подросткам в добровольной избранной, а поэтому особенно интересной, творческой работе делать увлекательные открытия, постигать тайны языка, проникать в секреты поэтической речи.
Вот почему даже очень слабые «поэтические опыты» наших воспитанников должны вызывать сочувственное понимание; в них таится нечто, обещающее возможность развития и совершенствования если и не в области личного творчества, то в области, не менее ценной для духовного развития подростка, -в области восприятия произведений истинного искусства. Поскольку нельзя научить писать стихи ни взрослых, ни детей, всё, что в моих силах и что может содействовать развитию ребёнка, его интересов, его творческой деятельности, осуществляю на уроках литературы, а особенно на уроках по развитию речи.
Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, стремлюсь к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся - всё это создает ту литературную и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество.
Вся моя работа сопровождается разнообразными творческими заданиями, побуждающими особенно сильных детей к «сочинительству», причём не обязательно в стихотворной форме. Многое дают упражнения, к которым я обращаюсь, когда готовлю учеников к сочинению на свободную тему, и которые заставляют задумываться над точностью, выразительностью и образностью речи. Например:
«На что похож тот или иной предмет? Какими словами можно передать неизменные его качества, а какими- отношения к нему или впечатления от него?». Часто предлагаю отдельным учащимся темы маленьких творческих работ: «Первый весенний цветок», «Что подарил мне осенний лес?» и др. Допускается любая форма изложения, если она содержит наблюдения за предметом мысли и даёт возможность выразить свои впечатления, своё отношение в точном и ярком свете.
Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. В самостоятельном поиске учащихся, организованном преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность подростков. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности. В классе появляются «поэты» и «прозаики».
Тематическое планирование занятий
по русскому языку с группой одаренных детей (34 часа).
№ |
Содержание темы |
Кол-во часов |
Дата |
Цикл занятий по фонетике и орфографии (4 часа) |
|||
|
Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции |
1 |
|
|
Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии. Позиционная смена гласных и согласных звуков |
1 |
|
|
Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Работа по орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм |
1 |
|
|
Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. Работа по орфоэпии |
1 |
|
Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии (10 часов) |
|||
|
Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов |
1 |
|
|
Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи |
1 |
|
|
Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи |
1 |
|
|
Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис) |
1 |
|
|
Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка |
1 |
|
|
Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов |
1 |
|
|
Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики |
1 |
|
|
Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи |
1 |
|
|
Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста |
1 |
|
|
Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов |
1 |
|
Цикл занятий по словообразованию (2 часа) |
|||
|
Морфемный анализ слова |
1 |
|
|
Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда. Словообразовательный анализ слова (практическая работа) |
1 |
|
Цикл занятий по морфологии (4 часа) |
|||
|
Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных |
1 |
|
|
Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики |
1 |
|
|
Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке |
1 |
|
|
Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении |
1 |
|
Цикл занятий по синтаксису (7 часа) |
|||
|
Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого |
1 |
|
|
Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения |
1 |
|
|
Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции) |
1 |
|
|
Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. |
1 |
|
|
Синтаксический разбор простых предложений |
1 |
|
|
Сложные синтаксические конструкции |
1 |
|
|
Синтаксический анализ текста (практические задания) |
1 |
|
Цикл занятий по комплексному анализу текста (7 часов) |
|||
|
Определение текста, его особенности |
1 |
|
|
Виды связи предложений в тексте |
1 |
|
|
Типы речи и их характеристика. Практическая работа по данной теме |
1 |
|
|
Структура комплексного анализа текста |
1 |
|
|
Понятия темы и идеи текста |
1 |
|
|
Нахождение ключевых слов в тексте |
1 |
|
|
Практические задания по комплексному анализу текста |
1 |
|
Задания, предлагаемые на занятиях
Раздел «Фонетика и орфография»
1. Расставьте ударения в словах:
Асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.
2. На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?
А) Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Б) Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя,
О как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
3. Какие фонетические средства использует
автор для создания
художественного
образа, настроения в
стихотворении?
Терек воет, дик и злобен.
Меж утесистых громад.
Буре плач его подобен.
Слезы брызгами летят
Но по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.
М. Ю. Лермонтов.
4. Определите, сколько раз встречается звук в
следующих предложениях.
[т] Директор
предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной
фабрики.
[а] Кота Потап по
лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[а]
Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце
встает.
[с] Через поле и
лесок подаётся голосок.
5. Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы
получилось новое слово:
Брак, бусы, воля,
ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров,
краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак,
якорь.
6. Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете.
Гра'вер за гра'вюру гро'ша
досто'ин.
Несём из мага'зина
в по'ртфеле медь.
Мо'жет быть,
сти'хи писа'ть не сто'ит,
А
лу'чше в библио'теке со сло'варем
посиде'ть?
Назовите слова,
где ударение поставлено неверно.
7. Каким фонетическим признаком объединены
слова?
Голубь, сыроежка,
морковь, берег.
Сборы, молотьба,
отдать.
Раздел «Лексикология и этимология»
1. Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не сель Минервы Росской храм?
На сель Элизиум полнощный.
Прекрасный Царско-сельский сад.
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад?
Увы! Промчалися те времена златые
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия.
Цветя под кровом тишины!
А. С. Пушкин
2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите
их вид. Какова их стилистическая нагрузка?
К тому же они так непорочны.
Так величавы, так умны.
Так благочестия полны.
Так осмотрительны, гак точны.
Так непреступны для мужчин.
Что вид их уже рождает сплин.
А.С.Пушкин
3. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блад
Вознесся пышно, горделиво.
А.С.Пушкин
4. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?
Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.
5. Замените данные словосочетания одним словом
– синонимом.
Внутренняя сторона
кисти руки - ... .
Изображение
человека на картине или фотографии - ...
.
Обозначение,
название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...
.
Тот, кто работает
в шахте - ... .
Место
на реке, где её можно перейти - ... .
Асфальтированная дорога - ...
.
6. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке,
распределите их в два столбика. Назовите основания для
группировки.
Глядит – смотрит,
молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает
– блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает –
развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет –
находит.
7. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
8. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных
групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано
с одним и тем же явлением лексики
(каким?).
а) огонь, осень,
пламя;
б) алфавит,
чистописание, азбука;
в)
шалун, конница, кавалерия;
г)
бросать, кидать, прыгать;
д)
буран, дождь, пурга.
9. Замените одним словом
фразеологизмы.
Мозолить глаза,
точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег
на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку,
зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как
осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать
ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за
зубами, задать баню, после дождика в
четверг.
Раздел «Словообразование»
1. Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.
Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание о
нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.
2. Можно ли считать данные слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа.
Сошлись – разойтись
3. Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.
4. Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова к исподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич рассматривал…)?
За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, - она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые, стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.
5. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).
Раздел «Морфология»
1 .Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.
Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.
2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.
3. Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.
Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.
4. Определите род имен
существительных.
Мебель, тюль,
такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро,
кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино,
драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро,
фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.
5. Почему все эти слова объединили в одну
группу?
Онтарио, пальто,
какао, пенсне.
6. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
Раздел «Синтаксис»
1. Одинаковую ли синтаксическую роль выполняют глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.
а) А у нас тишь да гладь.
Божья .благодать.
А у нас - светлых глаз
Нет приказу подымать
А.Ахматова.
б) Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души.
Я здесь остался б - наслажденье
Вкушать в неведомой тиши. . .
А.С. Пушкин.
2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.
А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.
6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?
в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите по.
а) Сколько pas я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.
6) Отчего же с недавних дней Что-то чудится мне прощальное В добрых встречах своих друзей.
в) В соловьиную рощу несу микрофон Записать это дивное пенье.
г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.
4. Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по структуре односоставными предложениями.
а) Но с новою потерею Вы тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.
б) И веет дремучей, глубокой Русью. От серых замшельех осиновых крыш,
в) Волокли его на волокушке. Навлили ватники - озноб.
5.Прочитайте текст, выполните задания.
Старина. Старина- как сердцевина в дереве. Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги неживые. Живет только самый большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растет.
Огромное дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его. Обхватят вдвоем и смотрят на ветки, на листья, на птичьи гнезда под облаками.
Самый близкий к людям, обхватившим дерево,- живой круг. Но если вынуть из дерева старые, меньшие круги… Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнезд и сомнется, как бумажный.
Задания к тексту.
1.Докажите, что настоящее описание является иносказательным;
2.Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.
3.Закончите текст (напишите вывод).
Ваш ответ доложен иметь вид целостного и композиционно завершенного текста.
8.Сколько грамматических основ в следующем предложении?
Алый бархат вечереет,
Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели,
Колыбельной лаской млеет.
(В.Брюсов)
Это лишь малая часть заданий, выполняемых учащимися на занятиях.
Вот пример одного из них. Умение шутливо перетолковать значение всем хорошо известных слов - признак хорошего владения родным языком, потому что, играя со словами, мы можем метко и остроумно подметить в них связи с совсем иными значениями. Например; ряженка - «модница», «нарядно одетая женщина», ельник «рот».
Попытайтесь найти шутливые значения у следующих слов и записать их по приведенному выше обращу: лайнер, .застенчивый, хрусталь, свинец, сметана. селезенка, всадник, лодырь
Важнейшим элементом своих занятий я считаю непосредственное, живое общение со школьниками, способствующее самореализации каждого ученика, проявлению его как личности.