Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Прообразы и мотивы казахского орнамента, виды орнаментов
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ЗКО,Зеленовский раойн, с.Мичуринское,
КГУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа-сад»,
учитель І категории по предмету технология Бекбаева Э.Д.
Тема урока: Прообразы и мотивы казахского орнамента, виды орнаментов.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с основными элементами казахского орнамента,
историей их появления.
Отработать
навыки вырезания орнамента из листа, сложенного в один раз, втрое;
навыки создания симметричной
композиции.
2.Развивать
мыслительные операции (анализировать, сравнивать,
классифицировать); моторные навыки (точность движений, их
скорость) художественный
вкус;
3. Привитие
интереса к изготовлению казахских национальных изделий и
орнаментов;
воспитывать
коллективизм,
дисциплинированность.
Методы:
объяснительно-иллюстративный,
элементы
критическое
мышление, частично –
поисковый, словесный,
практический.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Форма: комбинированный
Межпредметная связь: история,казахский язык,ИЗО.
Оборудование:компьютер,проектор,мультимедийная доска
Наглядности. Выставка изделий казахского искусства: пиалы, образцы казахского костюма (тюбетейки, жилет); цветная бумага, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
І.Организационный момент
Психологический
настрой.
- Посмотрите,
друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот
день и урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу.
Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу
по цепочке хорошее настроение через
рукопожатие.
Настроились на
урок!
Я вам желаю
удачных работ и правильных действий по их
выполнению.
Урок труда мы
сегодня проведём под
девизом:
(слайд№1)«Ум и
сердце в работу вложи,
Каждой минутой
в труде дорожи».
-Как вы
понимаете это выражение? В чем его
смысл?
ІІ.
Мотивация
(Поиск ключевого слова
урока) Для того, чтобы обозначить тему нашего
сегодняшнего урока вам необходимо отгадать ключевое слово. Сделать
это можно, разгадав следующий кроссворд.
(слайд №2)
1. Брюки, юбка, рубашка
одним словом это … (одежда)
2. Не галстук он, не
воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.(шарф)
3. Он на юге
вырастал
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придет изюмом к нам домой.(лен)
4. Очень острое такое,
Ушко даже не большое.
Все сошьет вам без
труда.
Что же это?
(иголка)
5.Мы рисуем его с детства,
В нем для всех найдется
место!
Чуть поменьше и как
слон.
Есть у каждого
свой !
(дом)
6. К нему ты только подойдешь,
Сам себя ты в нем
найдешь!
Улыбается в ответ оно.
Это
чудо !
(зеркало)
7. Сладок он, но толстокож,
И чуть-чуть на серп похож. (банан)
8. На кухне - вещь не
разовая,
Электрическая, газовая –
Необходима та и та!
Сварить еду - нужна... (плита)
(слайд№3)Ответы
1.Одежда
2. шаРф
3. виНоград
4. иглА!
5. доМ
6.
зЕркало
7.банаН
8. плиТа
- Прочитайте выделенное слово, которое
получилось. Верно! Это слово
«орнамент».
-Итак ключевое слово урока нашего
орнамент.
ІІІ.Изложение новой
темы(с сопровождением презентации)
Казахские слова
«ою» (выкройка) и «өрнек»
(узор) составляют смысл латинского слова «орнамент». Это слово
прочно вошло в лексикон многих народов, оно означает - сделать
товар модным, эстетичным. Ритмичное повторение и симметричное
размещение геометрических фигур, элементов, контуров представителей
флоры и фауны выглядит законченным образцом
орнамента. (слайд№6).Орнамент
воплощается в дело посредством выдалбливания (КАМЕНЬ, МЕТАЛЛ,
ДЕРЕВО), резьбы (КОЖА, ШКУРА), кроения (БУМАГА, ТКАНЬ), нанесения
фигур ножом (ДЕРЕВО, КОСТЬ). Выдолбленный, скроенный или вырезанный
материал наносится на другой материал путем сплетения, или
склеивания, затем раскрашивается и придаёт изделию эстетичный вид.
Орнамент традиционен в быту казахов. Его смысловая наполненность
масштабна и многокрасочна, вбирает в себя многоцветную палитру
жизни, художественную фантазию мастера, сужающего орнамент через
призму души окружающей
природы.
(слайд№7).Все
элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов
домашнего обихода и быта. Они широко применяются при украшении
остова юрты. Деревянная койка, сандык, кебеже, сырмак, кiлем, киiз,
гобелен, коржын, шымшы, одеяла, бесiк (колыбель), ювелирные
изделия, охотничьи и другие подручные средства украшаются
орнаментом.
3 группы орнамента
Казахский
орнамент издавна является предметом творческого изучения историков,
этнографов, искусствоведов. Однако до сих пор он не имеет всемирно
обследованную и систематизированную основу. Но именно благодаря
исследовательской деятельности энтузиастов на данный этап времени в
научной среде сформировались
4
ярко выраженные
группы орнаментов:
космогонический
(
связанный с изображением солнца, луны, звезд). К нему относятся
такие виды орнамента, как «ай», (луна), «жулдызша» (звездочка), «ай гуль»
(лунный цветок), «жулдыз» (звезда).
зооморфный (связанный с названием животных, частей их тел и т.д.): «кошкар муйиз» (бараний рог), «туйе табан» (верблюжий след), «жылан» (змея), «кус канат» (птичьи крылья), «каз аяк» (гусиные лапки), «кус тумсык» (птичьи клюв).
геометрический орнамент: квадрат ромб, четырехугольники, треугольники «аралык гуль» (фигура, образованная из треугольников), «кос тумарша» (два треугольника).
В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид.
ІҮ.Осмысление .
Знакомство с основными элементами казахских орнаментов
Работа над текстом
(разделить учащихся на группы.Для этого
учащиеся из сундучка выбирают слоги «ОЮ», «ӨР», «НЕК». Совпадающие
слоги образуют группу, раздать тексты каждая группа
обсуждют,объясняют другим группам, после изложение материала задают
вопросы)
Группа с буквой
«ОЮ»(қырықмүйіз, «сынықмүйіз», «төртқұлақ»,
«түйемойын»)
Группа с буквой «ӨР»(«төртайшық», «жұлдыз», «күн», «жұлдызгүл», «кемпірқосақ»);
Группа с буквой «НЕК»(«қарғатұяқ», «шетою», «ирек», «тұмарша», «»);
(обсуждение,объяснение )
Ү. Практическая работа
Сейчас Вы сами попробуете, что значит быть мастером орнаментального искусства, вы создадите свой собственный орнамент используя полученную информацию. Для начала научимся изготовливать орнаменты из бумаги, а затем сделаем рисунок орнамента из полученных элементов.
Вспомним правила рабочего места, правила техники безопасности при работе с ножницами.
Последовательность изготовления
работы:
Этапы
работы
-
Лист бумаги в форме квадрата складываем пополам по вертикали, затем – по горизонтали (рис. 1).
-
Складываем заготовку по диагонали (рис. 2).
-
На получившийся треугольник наносим карандашом рогообразный орнамент (например, один из предложенных вариантов) (рис. 3 а, б, в).
-
Вырезаем фигуру по линии карандаша. Разгибаем бумагу – на ней получился законченный орнамент из элементов рогов.
-
Полученный узор наклеиваем на контрастную по цвету бумагу.
-
Работу можно выполнять в парах. Изготовление орнамента в квадрате повторяется еще три раза. Получившиеся 4 экземпляра изделия складываем в «ковер» и прикладываем на плитку.
-
Обводим орнамент фломастером.
-
Наносим клей ПВА по контуру.
ІҮ.Физминутка(движения под музыку «Қара –жорға» 1 мин)
ҮІІ.Целевые
обходы:
1. Контроль
организации рабочего места.
2. Контроль
правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил
безопасной работы.
3. Оказание
помощи учащимся, испытывающим
затруднения.
4. Контроль
объема и качества выполнения работы
ҮІІІ.Анализ выполненных работ.
Выставка работ
учащихся.
Каждая группа вывешивает орнамент на доску,
руководитель группы представляет работу.
- Что вызвало у вас затруднения при
выполнении работы?
-Что не совсем
получилось? Почему не получилось?
- Оцени работу своей
группы.
ІХ.
Рефлексия.
Самооценка
-Что вам запомнилось на
уроке?
- Что
научились создавать своими руками?
- Красиво
получилось?
- Какое чувство вы испытываете после
выполнения работы?
Х.Подведение итогов урока
-Выставление оценок.
-Наш урок мы завершаем! Чтобы узнать ваше мнение о том, как для вас прошел урок- хочу, чтобы вы отметили это стикере нарисовав смайлики.
Урок в 5 «в» классе
Н а тему: «Преообразы казахского орнамента,виды орнаментов»