6 класс. Русская речь.
18.09 2014 г.
Тема: Прямое и переносное значение
слова
Цели урока:
-Познакомить с прямым и переносным значением
слова;
-Изучить возможности использования слов в
переносном смысле;
-Закрепить умение определять значения
слов;
-Развитие речи;
Оборудование:
Доска
Учебник
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами
изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»
2.Проверка домашнего
задания
Вспомним ,что мы изучали на прошлом
уроке?
Однозначные и многозначные слова.
Что было задано на дом?
Первой группе – найти в толковом словаре примеры
многозначных слов.
Второй - найти примеры из русских народных сказок
со словом «красный» (красивый, парадный).
3. Введение в новую
тему
Вступительное слово
учителя
Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным
человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после
разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум,
золотые руки. И он светится от счастья. Но ,к сожалению, этот
человек не понял меня!
А вы , сможете описать его?
Объясните значения слов, которые помогли описать
друга?
Мягкий характер- хороший характер
Острый ум- быстро понимающий. Острый как нож
Золотые руки- все умеет делать.
Светится от счастья- очень рад
Он не смог понять значения слов, потому что это
были слова с переносным значением.
4.
Определение темы
урока.Введение в новую
тему.
«Прямые и переносные значения слов». Запишите
ее в тетради.
На доске написаны следующие
словосочетания:
Седая голова - седая зима.
-Ребята, какой корень у этих слов.
- А какое значение у этих слов?
Седой- побелевший от старости
На основе сходства ( зима – тоже
белая)
-А как вы думаете, какое слово появилось
первым.
- Правильно, потому что второе «Седая зима»
появилось на основе сходства по цвету.
Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского
языка- прямым и переносным значением.
_________________________________________________________
А теперь обратимся к учебнику на странице 24
.
Прочитаем, что творит глагол «идти».
В толковых словарях в словаре указывается не
только прямое, но и переносное значение.
________________________________________________________
- А теперь потренируемся.
Читаем задание .
1 гр.
2 гр.
3 гр.
Дать прямое значение слову.
Черная (работа , ________).
Ледяной (взгляд,________).
Острый (ум,_________).
Допишите примеры, чтобы значение было
прямым.
- Выборочный диктант
Запишите в два столбика
словосочетания.
Прямое значение
|
Переносное значение
|
-Чистые помыслы- без утайки, искренние
-Чистые руки-
-Быстрая река-река, которая быстро
движется
-Быстрый ум- быстро соображает.
-Холодные руки- от холода
-Холодное сердце - равнодушное
Почему вы так распределили?
- Упр 2, 5,6. ( Зад для гр).
5. Рефлексия.
Учитель: Что нового мы узнали сегодня?
Сегодня с вами мы познакомились с понятием
прямого и переносного значения.
Как образуются слова с переносным
значением?
-На основе сходства.
-Где используются слова с переносным
значением?
В художественных текстах.
6. Домашнее задание.
Придумать 5 предложений с переносным
значением.
Резерв
Устное задание (на доске или
проекторе).
-Переносные значения могут быть основаны на
сходстве , близости (по форме, внешнему виду, цвету,
положению)
Скажите какая связь обнаруживается у предметов
, которые названы одним и тем же словом.
Гребень (петуха)-гребень (для волос)
Лисичка (зверек)- лисичка (гриб)
Хвост (собаки)- хвост (кометы),
Нос (человека)- нос (корабля)