КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «НҰРЛЫ
ЖҮРЕК»
АКИМАТА ГОРОДА АСТАНЫ
Тренинг
«Сохраним себя для себя»
Место
проведения: КГУ «ЦСО «Нұрлы жүрек», г.
Астана
Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»
Цель тренинга: создать условия, способствующие развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения, участники тренинга познают причины и особенности своего поведения, учатся понимать других людей. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приемами, механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи:
-
Повышать коммуникативные навыки педагогов;
-
Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
-
Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
-
Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
-
Повышать самооценку педагогов;
-
Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;
Ход занятия
Вступление
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. А чтоб этого не произошло, мы предлагаем вам активно поучаствовать в тренинге.
Приветствие
1. Упражнение «Мне приятно тебе сказать»
Приветствие друг с другом начинается с фразы «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…» Участник вправе закончить фразу по своему усмотрению. Нужно постараться найти несколько теплых слов для каждого человека.
Основная часть
2. Упражнение Восточный рынок
Ведущий: Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке “Али-Баба и сорок разбойников”? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание “восточный рынок”?
- Крики…
- Запах еды…пряностей…
- Яркость, буйство красок…
- Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…
- Замечательно! Вот так, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но, сперва нам необходимо подготовиться. Каждый участник получает лист бумаги. Ручку и карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем его на две половинки, их в свою очередь опять сгибаем пополам и опять разрываем. Получили по четыре куска бумаги, их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого восьмушка листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно пишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложем текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты (я обычно для этого использую непрозрачный пакет) записки сложенные тщательно перемешиваем.
Вот теперь, когда, все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый вытянет из кучи записок восемь штук. Затем, в течение 5 минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена…найти и вернуть себе - купить все восемь листов с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросы есть? Начали! В ходе игры ведущий поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут, осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.
Обсуждение.
- Что вам понравилось, а что нет - в прошедшей игре?
- Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, “агрессивный маркетинг”, взаимный обмен, попытку обмануть партнера, пытались выйти сразу на всю аудиторию?
Вопрос к победителям: что Вам позволило так быстро справиться с заданием?
3. Упражнение «Калоши счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3).
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
-
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
-
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
-
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
-
Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
-
Можно сэкономить на чем-то.
-
Можно теперь сесть на диету.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
-
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
-
Хороший повод отдохнуть.
-
Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
-
Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
-
Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
-
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
-
Новый коллектив, новые перспективы.
По дороге на работу вы ломаете каблук
-
Сегодня мои ноги будут отдохнувшими
-
Очень хороший повод для визита в любимый магазин
Не готов дома ужин
-
Разгрузочный день для семьи
-
Есть желание приготовить что-то новое и быстрое.
Ехать проверять олимпиадные работы
-
Познакомлюсь (встречусь) с коллегами
-
Хоть 1 день пройдет вне школы
Рано просыпаюсь в выходной
-
Столько можно всего сделать за день!!!
-
И для себя любимой время останется.
4. Упражнение «Молодец!»
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
5. Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящейся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
6. Упражнение «Формула любви к себе»
Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.
Я попрошу сейчас вас, нарисовать себя как можно красивее и признаться в любви самому себе
Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя такой, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самой радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».
Завершение
7. Упражнение «Сердечное пожелание». Я предлагаю вам сейчас немного подумать и передать сердечное пожелание соседу слева начиная его со слов «Имя…. Я сердечно вам желаю», передавая при этом вот это маленькое сердечко.
8. Упражнение «Что я приобрел?»
Цель — оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.
Методист _____________________ Аверина
А.И.
Психолог _____________________ Маликова
М.А.
«НҰРЛЫ ЖҮРЕК» ӘЛЕУМЕТТІК ҚЫЗМЕТ КӨРСЕТУ ОРТАЛЫҒЫ
КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
Тренинг
« Өзімізді өзіміз үшін сақтайық»
Өтетін орны: КММ «Нұрлы жүрек» ЦСО,
Астана қаласы
Педагогтарға арналған психологиялық тренинг
«Өзімізді өзіміз үшін сақтайық»
Тренингтің мақсаты: Коммуникативтік құзыреттілікті, эмоционалдық тұрақтылықты, өзін-өзі сенімді ұстауды, бір-біріне ізгі ниетті қарым-қатынасты дамытуға ықпал ететін жағдай жасау.Тренинг барысында қатысушылар өз мінез-құлқының себептері мен ерекшеліктерін түсінеді, басқа адамдарды түсінуді үйренеді. Тренинг педагогтарды өзін-өзі жетілдіруге, коммуникативтік құзыреттерді меңгеруге ынталандырады.
Міндеттері:Педагогтардың коммуникативтік дағдыларын арттыру; Эмоционалдық және бұлшықет кернеуін төмендету; Эмоционалдық тұрақтылық пен өзін-өзі сенімділікті дамыту; Эмоциялық тепе-теңдікті қалпына келтіру тәсілдерімен таныстыру; Өзін-өзі бағалауды арттыру; Сәттілікке, жақсылыққа, қуанышқа және табысқа бағыттау.
Сабақтың барысы
Кіріспе: Педагог мамандығы – ең көп күш-жігерді талап ететін мамандықтардың бірі. Мұнда интеллектуалдық, эмоционалдық және психикалық шығындар өте жоғары. Соңғы жылдары педагогтардың психикалық денсаулығын сақтау мәселесі өзекті бола түсті. Қазіргі заман педагокқа жаңа талаптар қояды: шығармашылық, жаңашылдық, жобалық қызмет, заманауи педагогикалық технологияларды меңгеру. Тәрбиелік жүктеме артып, сонымен қатар жүйке-психикалық қысым мен шаршау көбейеді. Бұған түрлі қорқыныштар қосылады: жалғыз қалу қорқынышы, қолдау таба алмау, кәсіби емес болып көріну, бақылаудан қорқу. Мұның бәрі эмоционалдық сарқылуға алып келуі мүмкін. Осыған жол бермеу үшін біз сіздерді тренингке белсенді қатысуға шақырамыз.
Қатысушылармен амандасу
1. «Саған айтар жағымды сөзім бар» жаттығуы
Қатысушылар бір-біріне келесі сөзбен амандасады:
«Сәлем, саған айтар жағымды сөзім бар…»
Әр адам бұл сөйлемді өзі қалаған жылы, жақсы сөзбен аяқтайды.
Негізгі бөлім
2. «Шығыс базары» жаттығуы
Жүргізуші: Шығыс базарын елестетіп көріңіздер. «Шығыс базары» деген сөз тіркесі сізде қандай ассоциациялар тудырады?
— Айқай-шу…
— Тағамдар мен дәмдеуіштердің иісі…
— Түрлі түстер…
— Сауда, келіссөздер…
Біз дәл сондай базарға барамыз. Әр қатысушыға бір парақ беріледі. Парақ 8 бөлікке жыртылады. Әр бөліктің ішіне аты-жөніңізді анық әрі ірі етіп жазыңыз. Қағаздарды бүктеп, ортаға жинаймыз.Әр адам араласқан бума ішінен 8 қағаз алады. Міндет — 5 минут ішінде келісу, айырбас, ұсыныс жасау арқылы өз аты-жөніңіз жазылған 8 қағазды табу. Ең жылдам үш «сатып алушы» жеңімпаз атанады.
Талқылау сұрақтары: Ойын барысында не ұнады, не ұнамады? Қандай тактика қолдандыңыз? Жеңімпаздарға сұрақ: жылдам орындауға не көмектесті?
3. «Бақыт калоштары» жаттығуы
Мақсаты: Позитивті ойлауды, өзін тануды, эмоционалдық өзін-өзі реттеуді дамыту. Қатысушылар «бақыт калошын» киеді (ойын элементі). Жүргізуші әртүрлі өмірлік жағдайларды оқиды. Қатысушының міндеті — бұл жағдайдан оң жағымды тұстарды табу, яғни оптимист көзімен қарау. Ситуациялар және мүмкін болатын позитивті жауаптар:
Директор жұмысты нашар орындағаныңыз үшін сізді сынға алды.
– Қателерімді түсіндім, келесіде жақсырақ жасаймын.
Слабый сыныпқа сынып жетекшілігі берілді.
– Жаңа әдістерді сынауға мүмкіндік.
Жалақы кешіктірілді.
– Шығынды азайтуға себеп.
– Диетаға отыруға себеп.
Оқушылар бақылау жұмысын нашар жазды.
– Қай тақырыпты қайта түсіндіру керегін білдім.
Кенеттен ауырып қалдыңыз.
– Демалуға және денсаулыққа көңіл бөлуге мүмкіндік.
Жолдасыңыз тастап кетті.
– Енді өз уақытымды толық өзіме арнай аламын.
Қызметтен қысқарту.
– Жаңа сала, жаңа мүмкіндіктер.
Жұмысқа бара жатып өкше сынып қалды.
– Аяғым демалады.
– Жаңа аяқ киім алуға себеп.
Үйде кешкі ас дайын емес.
– Отбасына жеңіл күн.
– Жылдам әрі жаңа тағам жасап көруге болады.
Олимпиада жұмыстарын тексеруге жіберілді.
– Әріптестермен кездесемін.
– Бір күн мектептен тыс өтеді.
Демалыс күні ерте оянып қойдыңыз.
– Күнді өте тиімді өткізуге мүмкіндік.
4. «Жарайсың!» жаттығуы
Мақсаты: өзін-өзі бағалауды арттыру және эмоционалдық жеңілдеу.
Қатысушылар ішкі және сыртқы шеңберге бөлінеді.
Ішкі шеңбер — өз жетістіктерін айтады.
Сыртқы шеңбер — әр айтылған жетістікке:
«Ал сен жарайсың — бір! Ал сен жарайсың — екі!»
деп мақтап отырады.
Шеңберлер ауысып отырады.
Нәтиже: көп күлкі, көтеріңкі көңіл-күй, өзіне деген сенімділік артады.
5. «Плюс-минус» жаттығуы
Плакаттағы ағашқа жапсырма жапырақтар ілінеді:
Бір түске — жұмыстың минустары,
Екінші түске — плюстары.
Қатысушылар жазып, дауыстап оқып, ағашқа іледі.
Соңында талқылау өткізіледі.
Күтілетін қорытынды:
Педагог жұмысының қиындықтары бар болса да, плюстары әлдеқайда көп екеніне көз жеткізу.
6. «Өзіңе деген махаббат формуласы»
Танымал мультфильмдегі кішкентай есектің өзін басқа біреуге айналдырғысы келгенін, бірақ соңында өз қалпында қалғанының жақсы екенін түсінгенін еске түсіру. Қатысушылар өздерін ең әдемі түрінде суреттеп, өз-өзін жақсы көретінін білдіреді. Жүргізуші соңында өзін-өзі қолдауға арналған аффирмацияны оқиды.
Қорытынды бөлім
7. «Жүректен шыққан тілек»
Әр қатысушы сол жақтағы көршісіне кішкентай жүрекшені бере отырып:
«(Аты)… сізге жүректен тілеймін…»
деп жылы тілек білдіреді.
8. «Мен не алдым?» жаттығуы
Мақсаты — қатысушының бүгінгі жұмыстан не үйренгенін, қандай тәжірибе алғанын ой елегінен өткізу.
Методист _____________________ Аверина
А.И.
Психолог _____________________ Маликова
М.А.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ Тренинг «Сохраним себя для себя»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ Тренинг «Сохраним себя для себя»
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «НҰРЛЫ
ЖҮРЕК»
АКИМАТА ГОРОДА АСТАНЫ
Тренинг
«Сохраним себя для себя»
Место
проведения: КГУ «ЦСО «Нұрлы жүрек», г.
Астана
Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»
Цель тренинга: создать условия, способствующие развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения, участники тренинга познают причины и особенности своего поведения, учатся понимать других людей. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приемами, механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи:
-
Повышать коммуникативные навыки педагогов;
-
Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
-
Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
-
Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
-
Повышать самооценку педагогов;
-
Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;
Ход занятия
Вступление
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. А чтоб этого не произошло, мы предлагаем вам активно поучаствовать в тренинге.
Приветствие
1. Упражнение «Мне приятно тебе сказать»
Приветствие друг с другом начинается с фразы «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…» Участник вправе закончить фразу по своему усмотрению. Нужно постараться найти несколько теплых слов для каждого человека.
Основная часть
2. Упражнение Восточный рынок
Ведущий: Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке “Али-Баба и сорок разбойников”? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание “восточный рынок”?
- Крики…
- Запах еды…пряностей…
- Яркость, буйство красок…
- Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…
- Замечательно! Вот так, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но, сперва нам необходимо подготовиться. Каждый участник получает лист бумаги. Ручку и карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем его на две половинки, их в свою очередь опять сгибаем пополам и опять разрываем. Получили по четыре куска бумаги, их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого восьмушка листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно пишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложем текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты (я обычно для этого использую непрозрачный пакет) записки сложенные тщательно перемешиваем.
Вот теперь, когда, все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый вытянет из кучи записок восемь штук. Затем, в течение 5 минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена…найти и вернуть себе - купить все восемь листов с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросы есть? Начали! В ходе игры ведущий поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут, осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.
Обсуждение.
- Что вам понравилось, а что нет - в прошедшей игре?
- Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, “агрессивный маркетинг”, взаимный обмен, попытку обмануть партнера, пытались выйти сразу на всю аудиторию?
Вопрос к победителям: что Вам позволило так быстро справиться с заданием?
3. Упражнение «Калоши счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3).
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
-
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
-
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
-
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
-
Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
-
Можно сэкономить на чем-то.
-
Можно теперь сесть на диету.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
-
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
-
Хороший повод отдохнуть.
-
Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
-
Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
-
Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
-
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
-
Новый коллектив, новые перспективы.
По дороге на работу вы ломаете каблук
-
Сегодня мои ноги будут отдохнувшими
-
Очень хороший повод для визита в любимый магазин
Не готов дома ужин
-
Разгрузочный день для семьи
-
Есть желание приготовить что-то новое и быстрое.
Ехать проверять олимпиадные работы
-
Познакомлюсь (встречусь) с коллегами
-
Хоть 1 день пройдет вне школы
Рано просыпаюсь в выходной
-
Столько можно всего сделать за день!!!
-
И для себя любимой время останется.
4. Упражнение «Молодец!»
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
5. Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящейся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
6. Упражнение «Формула любви к себе»
Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.
Я попрошу сейчас вас, нарисовать себя как можно красивее и признаться в любви самому себе
Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя такой, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самой радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».
Завершение
7. Упражнение «Сердечное пожелание». Я предлагаю вам сейчас немного подумать и передать сердечное пожелание соседу слева начиная его со слов «Имя…. Я сердечно вам желаю», передавая при этом вот это маленькое сердечко.
8. Упражнение «Что я приобрел?»
Цель — оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.
Методист _____________________ Аверина
А.И.
Психолог _____________________ Маликова
М.А.
«НҰРЛЫ ЖҮРЕК» ӘЛЕУМЕТТІК ҚЫЗМЕТ КӨРСЕТУ ОРТАЛЫҒЫ
КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
Тренинг
« Өзімізді өзіміз үшін сақтайық»
Өтетін орны: КММ «Нұрлы жүрек» ЦСО,
Астана қаласы
Педагогтарға арналған психологиялық тренинг
«Өзімізді өзіміз үшін сақтайық»
Тренингтің мақсаты: Коммуникативтік құзыреттілікті, эмоционалдық тұрақтылықты, өзін-өзі сенімді ұстауды, бір-біріне ізгі ниетті қарым-қатынасты дамытуға ықпал ететін жағдай жасау.Тренинг барысында қатысушылар өз мінез-құлқының себептері мен ерекшеліктерін түсінеді, басқа адамдарды түсінуді үйренеді. Тренинг педагогтарды өзін-өзі жетілдіруге, коммуникативтік құзыреттерді меңгеруге ынталандырады.
Міндеттері:Педагогтардың коммуникативтік дағдыларын арттыру; Эмоционалдық және бұлшықет кернеуін төмендету; Эмоционалдық тұрақтылық пен өзін-өзі сенімділікті дамыту; Эмоциялық тепе-теңдікті қалпына келтіру тәсілдерімен таныстыру; Өзін-өзі бағалауды арттыру; Сәттілікке, жақсылыққа, қуанышқа және табысқа бағыттау.
Сабақтың барысы
Кіріспе: Педагог мамандығы – ең көп күш-жігерді талап ететін мамандықтардың бірі. Мұнда интеллектуалдық, эмоционалдық және психикалық шығындар өте жоғары. Соңғы жылдары педагогтардың психикалық денсаулығын сақтау мәселесі өзекті бола түсті. Қазіргі заман педагокқа жаңа талаптар қояды: шығармашылық, жаңашылдық, жобалық қызмет, заманауи педагогикалық технологияларды меңгеру. Тәрбиелік жүктеме артып, сонымен қатар жүйке-психикалық қысым мен шаршау көбейеді. Бұған түрлі қорқыныштар қосылады: жалғыз қалу қорқынышы, қолдау таба алмау, кәсіби емес болып көріну, бақылаудан қорқу. Мұның бәрі эмоционалдық сарқылуға алып келуі мүмкін. Осыған жол бермеу үшін біз сіздерді тренингке белсенді қатысуға шақырамыз.
Қатысушылармен амандасу
1. «Саған айтар жағымды сөзім бар» жаттығуы
Қатысушылар бір-біріне келесі сөзбен амандасады:
«Сәлем, саған айтар жағымды сөзім бар…»
Әр адам бұл сөйлемді өзі қалаған жылы, жақсы сөзбен аяқтайды.
Негізгі бөлім
2. «Шығыс базары» жаттығуы
Жүргізуші: Шығыс базарын елестетіп көріңіздер. «Шығыс базары» деген сөз тіркесі сізде қандай ассоциациялар тудырады?
— Айқай-шу…
— Тағамдар мен дәмдеуіштердің иісі…
— Түрлі түстер…
— Сауда, келіссөздер…
Біз дәл сондай базарға барамыз. Әр қатысушыға бір парақ беріледі. Парақ 8 бөлікке жыртылады. Әр бөліктің ішіне аты-жөніңізді анық әрі ірі етіп жазыңыз. Қағаздарды бүктеп, ортаға жинаймыз.Әр адам араласқан бума ішінен 8 қағаз алады. Міндет — 5 минут ішінде келісу, айырбас, ұсыныс жасау арқылы өз аты-жөніңіз жазылған 8 қағазды табу. Ең жылдам үш «сатып алушы» жеңімпаз атанады.
Талқылау сұрақтары: Ойын барысында не ұнады, не ұнамады? Қандай тактика қолдандыңыз? Жеңімпаздарға сұрақ: жылдам орындауға не көмектесті?
3. «Бақыт калоштары» жаттығуы
Мақсаты: Позитивті ойлауды, өзін тануды, эмоционалдық өзін-өзі реттеуді дамыту. Қатысушылар «бақыт калошын» киеді (ойын элементі). Жүргізуші әртүрлі өмірлік жағдайларды оқиды. Қатысушының міндеті — бұл жағдайдан оң жағымды тұстарды табу, яғни оптимист көзімен қарау. Ситуациялар және мүмкін болатын позитивті жауаптар:
Директор жұмысты нашар орындағаныңыз үшін сізді сынға алды.
– Қателерімді түсіндім, келесіде жақсырақ жасаймын.
Слабый сыныпқа сынып жетекшілігі берілді.
– Жаңа әдістерді сынауға мүмкіндік.
Жалақы кешіктірілді.
– Шығынды азайтуға себеп.
– Диетаға отыруға себеп.
Оқушылар бақылау жұмысын нашар жазды.
– Қай тақырыпты қайта түсіндіру керегін білдім.
Кенеттен ауырып қалдыңыз.
– Демалуға және денсаулыққа көңіл бөлуге мүмкіндік.
Жолдасыңыз тастап кетті.
– Енді өз уақытымды толық өзіме арнай аламын.
Қызметтен қысқарту.
– Жаңа сала, жаңа мүмкіндіктер.
Жұмысқа бара жатып өкше сынып қалды.
– Аяғым демалады.
– Жаңа аяқ киім алуға себеп.
Үйде кешкі ас дайын емес.
– Отбасына жеңіл күн.
– Жылдам әрі жаңа тағам жасап көруге болады.
Олимпиада жұмыстарын тексеруге жіберілді.
– Әріптестермен кездесемін.
– Бір күн мектептен тыс өтеді.
Демалыс күні ерте оянып қойдыңыз.
– Күнді өте тиімді өткізуге мүмкіндік.
4. «Жарайсың!» жаттығуы
Мақсаты: өзін-өзі бағалауды арттыру және эмоционалдық жеңілдеу.
Қатысушылар ішкі және сыртқы шеңберге бөлінеді.
Ішкі шеңбер — өз жетістіктерін айтады.
Сыртқы шеңбер — әр айтылған жетістікке:
«Ал сен жарайсың — бір! Ал сен жарайсың — екі!»
деп мақтап отырады.
Шеңберлер ауысып отырады.
Нәтиже: көп күлкі, көтеріңкі көңіл-күй, өзіне деген сенімділік артады.
5. «Плюс-минус» жаттығуы
Плакаттағы ағашқа жапсырма жапырақтар ілінеді:
Бір түске — жұмыстың минустары,
Екінші түске — плюстары.
Қатысушылар жазып, дауыстап оқып, ағашқа іледі.
Соңында талқылау өткізіледі.
Күтілетін қорытынды:
Педагог жұмысының қиындықтары бар болса да, плюстары әлдеқайда көп екеніне көз жеткізу.
6. «Өзіңе деген махаббат формуласы»
Танымал мультфильмдегі кішкентай есектің өзін басқа біреуге айналдырғысы келгенін, бірақ соңында өз қалпында қалғанының жақсы екенін түсінгенін еске түсіру. Қатысушылар өздерін ең әдемі түрінде суреттеп, өз-өзін жақсы көретінін білдіреді. Жүргізуші соңында өзін-өзі қолдауға арналған аффирмацияны оқиды.
Қорытынды бөлім
7. «Жүректен шыққан тілек»
Әр қатысушы сол жақтағы көршісіне кішкентай жүрекшені бере отырып:
«(Аты)… сізге жүректен тілеймін…»
деп жылы тілек білдіреді.
8. «Мен не алдым?» жаттығуы
Мақсаты — қатысушының бүгінгі жұмыстан не үйренгенін, қандай тәжірибе алғанын ой елегінен өткізу.
Методист _____________________ Аверина
А.И.
Психолог _____________________ Маликова
М.А.
шағым қалдыра аласыз













