Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Путь в мир фразеологизмов
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Мероприятие «Путешествие в мир фразеологизмов" внеклассное мероприятие среди 8-9-10 кл
Ведущий : Уважаемые учащиеся! Сегодня мы приглашаем вас совершить увлекательное путешествие в мир фразеологизмов.
эпиграф Фразеологизмы –самородки и самоцветы родного языка. А.И. Ефимов
Цели:закрепить знания по фразеологии;научить использовать их в речи;развивать навыки остроумного ответа
Для того чтобы окунуться в мир фразеологизмов просмотрите видео
Команда «Лингвисты» ( Минаева,Огай,,Подковырин ,Аянқызы )
Девиз: Мы лингвисты активисты,Нам все хочется познать,
Где ,как,правильно писать,Чтоб ошибок избежать,И в борьбе не проиграть
Команда КЛИЧ расшифровывается так: Команда любознательных и и читающих. (Мешитбаева,Набатникова,Рахимов ,Мусатай)
Девиз: Много мы читаем, Многое узнаем, Вам мы обещаем Мы не проиграем.
Ведущий : 1.Станция “ Лексическая”. - Как вы думаете, почему так называется наша станция?
- Найди соответствия к каждому фразеологизму, объяснив его значение.
-Как в воду канул - исчезнуть; Навязнуть на зубах - надоесть; Витать в облаках - мечтать;
Кот наплакал - мало; Что в лоб, что по лбу - всё равно, одинаково; Хоть пруд пруди - много.
Держать порох сухим - быть всегда готовым к обороне . Кожа да кости - очень худой, измождённый .
Закрывать глаза на что-либо -умышленно, намеренно не замечать чего-либо.
Не солоно хлебавши -ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях.
Среди бела дня -днём на виду у всех . Скрепя сердце - неохотно, принудив себя к чему-либо .
Ведущий : - Молодцы, ребята. Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции.
2. Станция “Удачная”. Удача улыбнётся тем, кто быстрее всех найдёт вторую часть фразеологизма.
- Два сапога (пара).- Проще пареной (репы).- Не в бровь, (а в глаз).- Обвести вокруг (пальца).- Крокодиловы (слёзы).- Сулить золотые (горы).- Комар носа (не подточит).
Наш паровоз приближается к следующей станции. « Фразеологический зверинец»
Болтлив как … |
сорока |
Вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.
Ведущий:3. Станция “Антонимичная”. Из данных идиом составьте антонимичные пары.
- Что называется антонимами? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.Они получают карточки с названиями фразеологизмов. Побеждает та пара, которая быстрее всех найдёт антоним к фразеологизму.
Кот наплакал – (куры не клюют) Как кошка с собакой –(душа в душу)
За словом в карман не полезет – (язык проглотил, воды в рот набрал)
От горшка два вершка – (верста коломенская) Жить душа в душу - как кошка с собакой;
Рукой подать – (за тридевять земель, куда Макар телят не гонял)
Сидеть сложа руки – не покладая рук; Коломенская верста - от горшка два вершка;
Заваривать кашу - расхлёбывать кашу
Закончите фразеологизм Команда № 1 без задних …; брать себя в…; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …;
Команда № 2 держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём с огнём не …; палец о палец не … ; работать спустя …
9. Задание. Мы отпр
Ведущий:4.Станция “Словесная.Я вам буду загадывать загадки.Если отгадаете с первого раза,то получаете 15б.,если со второго-10б,.если с третьего-5б.
1.ОН в голове у легкомысленного, несерьезного человека. («ветер в голове»)
ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез. («ищи ветра в поле»)
На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.( «бросать слова на ветер» )
2. ЕЁ заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело. («заварить кашу»)
ЕЁ не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. (с ним) каши не сваришь»)
ЕЁ «просит» рваная обувь. («ботинки) каши просят»)
3. ЕЮ нельзя разлучить неразлучных друзей («не разлей вода»)
Иногда выходят из НЕЁ сухими. («выйти сухим из воды».)
ЕЁ набирают в рот, когда молчат ( «как в рот воды набрал»)
4. ОН хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко. («язык хорошо подвешен»)
За НЕГО тянут или дергают, заставляя высказаться. («кто тебя за язык тянул?»)
ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ( «держать язык за зубами».)
5.ОНИ не зайцы, а разбегаются. («глаза разбегаются»)
В НИХ пускают пыль, создавая ложное или лучшее впечатление о себе. («пускать пыль в глаза»)
ОНИ могут слипаться, разгораться и быть на мокром месте. ( «глаза на мокром месте».)
6.ЕГО вешают, приходя в уныние. ( «нос повесить»)
ЕГО задирают, зазнаваясь. («нос задрать»)
ЕГО всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. ( «нос совать».)
7.ИХ кладут на полку голодные люди. («класть зубы на полку»)
ИХ скалят насмешники. («скалить зубы»)
ИХ заговаривают, когда хотят ввести в заблуждение, обмануть. ( «заговаривать зубы».)
Ведущий 2: Вот наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вам понравилось, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.
Ведущий :Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.
Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)
Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)
Пожелание удачи в чём-либо (В добрый час, ни пуха ни пера)
Ведущий :Употребление фразеологизмов делает нашу речь образной, живописной и выразительной. Поэтому их часто используют мастера слова.
Дорогие ребята! Старайтесь обогатить свой язык фразеологизмами и учитесь уместно их употреблять.
Объявляю конкурс для капитанов команд
Капитанам завязывают глаза, подводят к столу. На столе лежат предметы: камень, шляпа, книга, галоша, мыло, очки. Капитаны берут со стола по 3 предмета и придумывают с ними фразеологизмы, кто это сделает быстрее, тот и победил. Конкурс оценивается в 10 баллов.
Ответы: держать камень за пазухой, дело в шляпе, сесть в галошу, прочитать книгу от корки до корки, намылить шею, втирать очки)