Дистанционное
обучение.
Дистанционное обучение в
современном понимании как совокупность технологий, предоставляющих
учебный материал, интерактивное взаимодействие с преподавателями в
процессе обучения и возможность самостоятельной работы, развилось
из заочного обучения. Принято считать, что главным отличием
дистанционного обучения от обучения в школе является использование
разнообразных возможностей интернета. Таким образом, к особенностям
химического образования добавились особенности, связанные с
интернет-технологиями.
Не секрет, что химия пугает
многих школьников, в особенности только начинающих ее изучать,
наваливающимися на них формулами и обилием терминов, не
отличающихся наглядностью. В результате школьник теряет мотивацию к
овладению химией, просто не дойдя до изучения самых «выигрышных» ее
разделов – химических свойств реальных веществ, красивых и ярких
реакций, изящных синтезов. Однако подменять науку сливанием
разноцветных растворов в Естественнонаучное образование: взгляд в
будущее через взгляд в пробирках или коллекционированием любопытных
фактов ради привлечения интереса также опасно. Поэтому важная
задача при создании дистанционных уроков по химии – совместить
высокий уровень предлагаемого материала, с одной стороны, и
привлекательность, с другой стороны.
Для решения этой задачи
интернет-технологии являются великолепным инструментом, позволяя
сопровождать каждый шаг ученика на пути дистанционного обучения
яркими иллюстрациями – веществами и реакциями не только в описаниях
и уравнениях, но также на многочисленных фотографиях и
видеороликах.
В связи с пандемией мы
вынуждены изучать все новые и новые приемы и методы опираясь на
свой опыт в ИКТ. Да конечно такой способ работы имеет очень большие
плюсы, как перед учащимися, так и перед учителем. Но появляются
такие проблемы как, например учитель не может проследить за тем,
чтобы учащийся при ответе не обращался к текстам пособий и не
консультировался с кем-либо. Многие учителя уверены, что, выполняя
контрольные задания и тесты не в классе под наблюдением, учащиеся
«все списывают», и потому доверять дистанционному контролю вообще
нельзя. Возможность списывания действительно существует, но
недоверие к результатам контроля обоснованно именно для заданий,
сводящихся к воспроизведению. В дистанционных уроках эффективно
используются расчетные задачи, задания на объяснение предложенных
фактов, на построение логического вывода, творческие задачи с
открытым ответом, которые могут иметь более чем одно верное решение
К сожалению, стремление части учеников найти готовый ответ вместо
того, чтобы подумать, достаточно сильно. Порой ответ подменяется
куском переписанного текста, имеющего весьма опосредованное
отношение к тому, о чем спрашивалось в задании, причем авторы
подобных «ответов» часто удивляются и возмущаются, когда получают 0
баллов за соответствующее задание. Развитие интернет-технологий и
увлечение поисковиками, создающее иллюзию возможности мгновенно
получить ответ на любой вопрос, усугубляет проблему. Как ни
странно, большинство учащихся поступает подобным образом не из
желания схалтурить, они искренне убеждены, что в этом и состоит их
задача – найти существующий текст на заданную тему. И только
поэтому учителя находят всевозможные методы для проверки знаний
учащихся. Сюда можно отнести такие образовательные платформы
как Zoom,
Online mektep,
Learning Apps,
Class time и др. Также для проведения
уроков по химии можно использовать различные программы. Одна из
форм дистанционного обучения – это видео-урок с использованием
программы Skupe или
ooVoo. Интернет и коммуникационные
программы такие, как ICQ (АйСиКю),
Skype,
ooVoo,
Yahoo massager (Яху
мэсэджер), Google Talk (Гугл Ток) и другие позволяют
общаться в реальном времени с людьми находящимися на расстоянии от
вас. Наиболее всего мне нравятся программы
Skype и
ooVoo.
Программы Skype и
ooVoo — это системы
Интернет-телефонии, которые позволяют людям свободно общаться по
всему миру, часто используя для этого веб-камеры. Благодаря им у
учителей появилась возможность:во-первых, живого общения с учениками,
которые не посещают занятия длительное время по болезни или др.
причинам. С помощью программ Skype или
ooVoo они могут подключаться к уроку
математики в реальном времени, тем самым не отставать от программы
и не быть оторванными от коллектива или в свободном режиме получать
консультацию в любое удобное для учителя
время; во-вторых, проводить видеоконференции или
видеоигры с учащимися других школ, что позволяет вести видео
общение в диалоговом режиме. Несомненно, проведение урока с
использованием Интернет-ресурса требует от учителя определенных
затрат времени, но результаты не заставят себя долго
ждать.
Дистанционные уроки – очень увлекательный
процесс, таящий в себе много нового и неизведанного! Поле для
исследований в сфере дистанционного образования огромно, и начинать
их нужно как раз с практики.