Материалдар / қазақ тілі мен әдебиет сабағындағы пән аралық байланыс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

қазақ тілі мен әдебиет сабағындағы пән аралық байланыс

Материал туралы қысқаша түсінік
қазақ тілін меңгеруде басқа пәндер арқылы тілге қызығушылық ояту
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
06 Мамыр 2021
363
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Урок по физике на тему

«Линзы.

Формула тонкой линзы»

Цель: дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках; познакомить со способами построения изображений в них.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, записи на доске, учебник, карточки для самооценки, дидактический материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.



Ход урока


  1. Самоопределение к учебной деятельности

- Ребята, сегодня у нас с вами открытый урок, на который приглашены администрация колледжа, преподаватели других дисциплин. Будьте активны в работе, не волнуйтесь. Желаю удачи!

- Эпиграфом нашего занятия будут следующие строки:


Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:

Что внутри, во внешнем сыщешь;

Что вовне, внутри отыщешь.

Так примите ж без оглядки

Мира внятные загадки. (И.Гете)


- Смысл данных слов вы найдете в ходе занятия, а в конце озвучите его.



  1. Актуализация ранее полученных знаний



- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Принцип Гюйгенса. Закон отражения и преломления света)

- Когда возникли и начали развиваться теории о том, что такое свет и какова его природа? (Теории о том, что такое свет и какова его природа, возникли и начали развиваться в XVII веке)

- С какими именами эти теории связаны? (Первая теория связана с именем Христиана Гюйгенса, а вторая – с именем Исаака Ньютона)

- Согласно теории И.Ньютона, чем является свет? (Ньютон считал, что свет – это поток частиц – корпускул, идущих от источника во все стороны)

- Кто первым определил скорость света астрономическим методом и лабораторным методом? (Олаф Рёмер - астрономическим, Ипполит Физо - лабораторным)

- А что такое свет по предположениям Х.Гюйгенса? (По предположениям Христиана Гюйгенса, свет – это волны, распространяющиеся в особой среде – эфире, заполняющем все пространство и проникающем внутрь всех тел)

- Согласно принципу Гюйгенса, чем становится каждая точка среды, до которой дошло возмущение? (Согласно принципу Гюйгенса, каждая точка среды, до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн. И, следовательно, при механических колебаниях частиц среды приходят в движение и соседние частицы)

- Сформулируйте закон отражения света. (Луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности. Угол отражения луча равен углу его падения)

- Какому закону подчиняется преломление света? (Луч падающий и луч преломленный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восставленным в точке падения луча к поверхности раздела двух сред)

- Молодцы. И сегодня на уроке мы переходим к изучению новой темы, а что именно мы будем изучать, вы сейчас узнаете.



  1. Определение и сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы рассмотрим виды линз, изучим геометрические характеристики линз (рассмотрим основные определения) и их физические свойства. (тему записать)

  1. Объяснение нового материала




- Где традиционно линзы применяются в нашей жизни? (в оптических приборах, в офтальмологии, в радиоастрономии) (демонстрация приборов на слайде)

- Мы начинаем изучение нового материала.

- Линза является основным элементом оптических приборов – микроскопа, телескопа, бинокля, фото- и видеокамеры. Что такое линза?

Линзой называется оптически прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. (определение записать)

- Линзы бывают двух видов: выпуклые и вогнутые (показать их обозначение). Изобразите схематически в тетради (на доске).

- Выпуклые и вогнутые линзы, в свою очередь, делят на 3 вида. Выпуклые линзы могут быть двояковыпуклыми, плоско-выпуклыми и вогнуто-выпуклыми. Вогнутые линзы делят на двояковогнутые, плоско-вогнутые и выпукло-вогнутые (нарисовать под линзами эти обозначения).

- Рассмотрим основные определения, являющиеся характеристиками линз (студенты выполняют схематический чертеж в своих тетрадях). Вы будете записывать их в тетрадь планом, сами определения, напечатанные на листе, вклеите.

1. Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей, образующих линзу, называется её главной оптической осью.

2. Точка пересечения линзы с её главной оптической осью называется оптическим центром линзы.

3. Прямая, проходящая через оптический центр, называется побочной оптической осью.

4. Линза, преобразующая параллельный пучок света в сходящийся, называется собирающей. (демонстрация на слайде)

5. Линза, преобразующая параллельный пучок лучей в расходящийся, называется рассеивающей. (демонстрация на слайде)

6. Точка, через которую проходят лучи, параллельные главной оптической оси, после преломления в линзе или продолжения этих лучей, называется главным фокусом линзы.

7. Расстояние от линзы до её главных фокусов называется фокусным.

8. Величина, обратная фокусному расстоянию линзы, выраженная в метрах, называется оптической силой линзы.

Формула оптической силы линзы D=1/F, где F - это фокусное расстояние. Оптическая сила измеряется в диоптриях (дптр).

Если фокусное расстояние больше, чем 0, то линза является собирающей и ее оптическая сила также больше 0, и наоборот, если фокусное расстояние меньше 0, то оптическая сила меньше 0.

F>0 → D>0, линза собирающая

F<0 → D<0, линза рассеивающая

9. Плоскость, проходящая через главный фокус линзы, перпендикулярный главной оптической оси, называется фокальной плоскостью. (схему нарисовать)

10. Если толщина линзы гораздо меньше радиусов сферических поверхностей, которые её ограничивают, то такая линза называется тонкой линзой.

Формула тонкой линзы 1/d+1/f=1/F или 1/d+1/f=D (где d –расстояние от предмета до линзы, f – расстояние от изображения до линзы). Эта формула позволяет найти любую из трех величин, если известны две другие.

Линейное увеличение линзы Г=H/h (отношение высоты изображения к высоте предмета).

- Переходим к правилам построения изображений в линзе.

- Рассмотрим свойства «удобных» лучей. Почему удобных? Потому что их удобство заключается в легкости построения изображения при помощи этих лучей. Есть три таких свойства. (сопровождение схематическим чертежом)

1. Луч, параллельный главной оптической оси (или его продолжение), после преломления в линзе проходит через фокус.

2. Луч, проходящий через оптический центр линзы, не меняет своего направления.

3. Луч, проходящий через фокус (или продолжение которого проходит через фокус), после преломления в линзе распространяется параллельно главной оптической оси.




Правила построения изображений в линзах

I. Собирающая линза

1) Если предмет располагается за двойным фокусом:

d>2F, F<f<2F (действительное, перевернутое, уменьшенное)

2) Если предмет располагается в точке двойного фокуса:

d=2F, f=2F (действительное, перевернутое, в натуральную величину)

3)  Если предмет располагается в пространстве между фокусом и двойным фокусом:

F<d<2F, f>2F (действительное, перевернутое, увеличенное)

4) Если предмет находится в фокальной плоскости:

d=F (изображения нет)

5) Если предмет располагается между линзой и фокусом:

d<F (мнимое, прямое, увеличенное)

II. Рассеивающая линза

Изображение всегда мнимое, прямое, уменьшенное.




  1. Итог урока


- Наш урок подходит к концу. Настало время подвести итоги. У вас на партах лежат карточки с вопросами по изученной теме. Ваша задача дать на них ответы. После выполнения работы обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте работы.

1. Точка, в которой преломляется луч, падающий параллельно главной оптической оси. (фокус)

2. Линия, проходящая через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу. (главная оптическая ось)

3. Выпуклая линза называется… (собирающей)

4. Вогнутая линза называется… (рассеивающей)

5. Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями, называется… (линзой)

6. Точка на линзе, в которой не преломляется световой луч, называется… (оптический центр)

7. Может ли рассеивающая линза дать изображение? (нет)

8. Может ли в фокусе собирающей линзы быть изображение? (нет)

9. От чего зависит, какое изображение дает собирающая линза? (от расположения относительно фокуса)

10. Какие изображения могут давать рассеивающие линзы? (всегда мнимое, уменьшенное, прямое)

- Вернемся к эпиграфу нашего занятия. В чем же заключается его смысл? Даю подсказку, автор этих строк, немецкий поэт Гёте, интересовался природой света. (ответы студентов)


Подведем итог урока.

Какое физическое тело мы изучили на уроке?

Какие виды линз бывают?

Какие характеристики линз вы теперь знаете?

Какие изображения можно получить в рассеивающей линзе? А в собирающей?

  1. Рефлексия, домашнее задание


- Вам отправлю карточки с основными терминами сегодняшнего урока. Для каждого определения поставьте галочку под тем смайликом, который соответствует вашему пониманию данного определения.


- Домашнее задание: подготовка творческих мини-проектов по темам «Применение линз», «Приборы ночного видения», «Строение фотоаппарата».



http://bilimland.kz/ru/content/lesson/10889-linzy





  1. Физминутка (зарядка для глаз)

Упражнения для глаз:

  • Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, затем широко открыть и посмотреть вдаль

  • Посмотреть на кончик носа, а потом перевести взгляд вдаль

  • Сделать повороты круговые движения глазами, не поворачивая головы






Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!